Консультация «Формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»
консультация

Данная консультация предназначена для воспитателей, специалистов ДОУ.

Давайте вспомним, что такое сенсорика?

На магнитной доске вывешивается ключевое слово СЕНСОРИКА и предлагается педагогам написать слова, относящиеся к данному слову и найти связь между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_sensornomu_razvitiyu.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Консультация 

«Формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Ломакина И. Г.

2022

 Давайте вспомним, что такое сенсорика?

На доске вывешивается ключевое слово СЕНСОРИКА и предлагается педагогам написать слова, относящиеся к данному слову и найти связь между ними.

    Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

    Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

    В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов.

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорные эталоны:

зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по:

  • цвету или эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
  • форме или эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
  • размеру.

Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Кожное восприятие включает в себя:

  • тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
  • осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
  • температурные ощущения,
  • барические ощущения (вес, тяжесть).

    Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

   Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Возрастные особенности сенсорного развития  детей раннего и дошкольного возраста

   На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

   На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

   Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

   Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

   Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

    В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

    Сенсорное воспитание реализуется через различные формы  обучения и с использованием различных средств. Основу сенсорного развития  составляют специальные исследовательские действия, с помощью  которых ребенок учится обследованию предмета, анализировать его и  предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием        формирования        ориентировочной фазы  деятельности        и определяют успешность        выполнения поставленной задачи.

    Другое средство сенсорного развития в дошкольном возрасте -  конструирование, которое является практической деятельностью,  направленной на получение определенного продукта. Детское  конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью,  отвечающей интересам детей. Функционально оно реализуется через  создание различных построек из строительного материала,  изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева. Поэтому  сенсорные процессы в ходе конструктивной деятельности раскрывают  свои богатые возможности.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества  предмета, образца (форму, величину, строение), но у него развиваются  также и познавательные и практические действия. В конструировании  ребенок осуществляет в действии анализ и синтез, разбирая образцы  на детали, а затем собирает их в модель, но осуществляет он это на  основе зрительного восприятия качества предмета. Это способствует  развитию самого зрительного восприятия, оно становится более  целенаправленным. Ведь конструирование - это деятельность,  направленная на достижение конкретной цели (построить, изготовить,  создать модель и т.д.).

   Рисование и аппликация - виды изобразительной деятельности,  основное назначение которой - образное отражение действительности.  Но образ не появится у человека без наблюдения за окружающим  миром, в основе которого лежит целенаправленное зрительное  восприятие. Благодаря этому возникает умение изображать. Для того  чтобы нарисовать, вылепить какой - то предмет, предварительно надо  хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину,  конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в  рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с  чем уже знакомы.

   Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

    Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...

Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Прави...

Консультация для родителей на тему "Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста"

Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях....

Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный  опыт  служит  источником  познания  мира.  В  раннем  возрасте  ребенок  особенно  чувствителен  к  сенсорным...

Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...

Консультация для родителей :«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...

Организация педагогической деятельности по формированию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильн...