Консультация «Формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»
консультация
Данная консультация предназначена для воспитателей, специалистов ДОУ.
Давайте вспомним, что такое сенсорика?
На магнитной доске вывешивается ключевое слово СЕНСОРИКА и предлагается педагогам написать слова, относящиеся к данному слову и найти связь между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад «Солнышко»
Консультация
«Формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ломакина И. Г.
2022
Давайте вспомним, что такое сенсорика?
На доске вывешивается ключевое слово СЕНСОРИКА и предлагается педагогам написать слова, относящиеся к данному слову и найти связь между ними.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов.
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Сенсорные эталоны:
зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по:
- цвету или эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- форме или эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- размеру.
Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Кожное восприятие включает в себя:
- тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
- осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
- температурные ощущения,
- барические ощущения (вес, тяжесть).
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.
Возрастные особенности сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Сенсорное воспитание реализуется через различные формы обучения и с использованием различных средств. Основу сенсорного развития составляют специальные исследовательские действия, с помощью которых ребенок учится обследованию предмета, анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и определяют успешность выполнения поставленной задачи.
Другое средство сенсорного развития в дошкольном возрасте - конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Функционально оно реализуется через создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева. Поэтому сенсорные процессы в ходе конструктивной деятельности раскрывают свои богатые возможности.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение), но у него развиваются также и познавательные и практические действия. В конструировании ребенок осуществляет в действии анализ и синтез, разбирая образцы на детали, а затем собирает их в модель, но осуществляет он это на основе зрительного восприятия качества предмета. Это способствует развитию самого зрительного восприятия, оно становится более целенаправленным. Ведь конструирование - это деятельность, направленная на достижение конкретной цели (построить, изготовить, создать модель и т.д.).
Рисование и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Но образ не появится у человека без наблюдения за окружающим миром, в основе которого лежит целенаправленное зрительное восприятие. Благодаря этому возникает умение изображать. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой - то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через восприятие цвета
В данной статье говорится о формировании сенсорных способностях у детей раннего возраста через восприятие цвета. Представлена система работы по развитию восприятия цвета у детей в процессе различных в...
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры».
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Прави...
Консультация для родителей на тему "Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста"
Развитые сенсорные способности - залог успешного познания мира, основа успеха в разных областях....
Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным...
Консультация для родителей на тему: «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...
Консультация для родителей :«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...
Организация педагогической деятельности по формированию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста — это процесс развития чувственного восприятия и распознавания различных сенсорных стимулов, таких как зрительные, слуховые, тактильн...