К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (средняя группа)

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных умений, как центральное звено развития ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предусматривается социально-коммуникативное развитие ребенка: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyatina_s.yu_._statya1.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Замятина С.Ю., воспитатель

МБДОУ детский сад №159 г.Иркутск

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных умений, как центральное звено развития ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предусматривается социально-коммуникативное развитие ребенка: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [1].

Проблема общения рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, где прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

По свидетельству Е.О. Смирновой, в середине дошкольного возраста общение со сверстниками становится содержательным и главным наполнением общения детей является общее дело – игра [3; 240].

Проблема игры в дошкольном возрасте – одна из самых сложных и интересных проблем современности. Она глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и др.

Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли [3; 50].

Понятие игра в педагогике выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации, воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми, что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми. Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна. Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей. Таким образом, взаимоотношения детей в играх – это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства: удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны. Чувства, которые развиваются в играх, весьма реалистичны и деятельны. В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки. Так как играя, каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх [2; 44].

Игра является уникальным феноменом общечеловеческой культуры. Только в игре человек демонстрирует полную самоотдачу, напряжение психофизиологических и интеллектуальных ресурсов.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности. В игре, как в фокусе, проявляются и формируются все стороны психической жизни личности ребенка. Как один из видов человеческой деятельности игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, совершенствование навыков самоорганизации и самоуправления, развитие способностей и личностных качеств.

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является и наиболее доступным способом переработки информации и выражения эмоций. Существуют различные игры: развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные и театрализованные игры, игры по правилам, игры по собственному замыслу и литературному тексту (предложенным обстоятельствам) и т.д.

Для того, чтобы формировать навыки общения у детей дошкольного возраста, следует использовать игры, направленные на развитие способности ориентироваться и учитывать особенности другого ребенка (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.) в процессе общения и взаимодействия со сверстниками. Целью использования этих игр является достижение преодоления трудностей общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Такие игры рекомендуется проводить с дошкольниками 1 раз в неделю по 3-4 игры в течение 20 минут.

Игры, направленные на формирование навыков общения у детей дошкольного возраста, можно разделить на три группы.

Первая группа игр направлена на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения. Задачей таких игр является переход к непосредственному общению, преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. Главными правилами этих игр являются преобладание невербального взаимодействия, отсутствие конкурентности и соревновательного компонента, ситуация «чистого общения» (то есть общение без игрушек).

Во время таких игр запрещены разговоры, вводится язык «сигналов». Все занимают одинаковые роли, например, это «муравьи», «лесные животные», «цветы», «волны». Непосредственное внимание со стороны сверстников и нестандартная ситуация общения способствует решению поставленных задач.

Вторая группа игр больше направлена на формирование познавательного компонента образа сверстника. Здесь также можно выделить несколько направлений игр. Игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (внешность, одежда, эмоции) и на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что посредством данных игр дети начинают понимать, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях). Игры, направленные на формирование способности видеть и понимать внешние особенности сверстника, решают задачу снятия фиксации на себе и формирование способности видеть сверстника. Например, в игре «Радио», где ведущий, описывает внешность ребенка, а другие должны угадать по внешним особенностям, о ком идет речь.

Третья группа игр направлена на формирование поведенческого, регуляционного компонента образа сверстника. Цель этих игр – формирование умений регулировать поведение, ориентируясь на сверстника.

Основной группой игр здесь являются любые игры, где ребенок реализует взаимодействие, направленное на достижение определенных целей общения (индивидуальной или совместной). Например, в игре «Страна грусти» один ребенок должен рассмешить другого и перевести его в «страну веселья». В игре «Волшебная кисточка», ребенок должен объяснить свое желание так, чтобы его понял сверстник.

Таким образом, использование игровой деятельности в работе с дошкольниками влияет на формирование навыков общения, при сочетании игровой деятельности и дополнительных средств и методов, влияющих на формирование навыков общения, а также последовательном и систематическом использовании игровой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры можно использовать разные. Главное – формирование осознанного отношения ребенка к сверстнику и понимание конструктивных правил взаимодействия с ним под чутким руководством взрослого, который направляет данный процесс.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения ).
  2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2014. – 144 с.
  3. Смирнова Е.О., Авдулова Т.П. Организация игровой деятельности: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интелектуальном развитии...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.

доклад по формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами....

«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками....