Консультация для педагогов: «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
консультация
На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Виды компетенций
В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:
• познавательная;
• интеллектуальная;
• информационная;
• технологическая;
• культурологическая;
• психологическая;
• психолого-педагогическая;
• профессиональная;
• социально-психологическая;
• общекультурная;
• коммуникативная.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 180.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема:
«Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»
На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
Виды компетенций
В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:
• познавательная;
• интеллектуальная;
• информационная;
• технологическая;
• культурологическая;
• психологическая;
• психолого-педагогическая;
• профессиональная;
• социально-психологическая;
• общекультурная;
• коммуникативная.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) .
К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.
Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:
-незнание техник общения;
-жесткие ожидания по отношению к родителям;
-оценивание родителей;
-директивная позиция по отношению к родителям;
-суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
-использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
-приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция) ;
-агрессия, напористость;
-равнодушие, унылость.
Основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:
-повышение авторитета семьи;
-восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;
-учет интересов и запросов родителей;
-единство в подходах к работе с семьями воспитанников;
-использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;
-установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);
-доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
-заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);
-системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);
-создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.
При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач.
Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-целостного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетентности воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.
Алгоритм принятия родителя:
1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.
2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.
3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.
4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Итог:
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
Эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в без оценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."
Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....
Консультация для педагогов: «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».
Согласно требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, ускорить процесс ускорения знаний, повысить мотивацию детей к получению знаний...
Консультация для педагогов "Психологическая компетентность педагога"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Технологическая компетентность педагога в рамках реализации ФГОС ДО»
Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений....
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».
Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии»....
Консультация для педагогов " «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»
laquo;Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников»...
Консультация для педагогов: Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ.
Материал содержит определение конфликтологической компетентности, типы конфликтов, значение конфликта. Пути выхода из конфликта....