Консультация для педагогов «Технологическая компетентность педагога в рамках реализации ФГОС ДО»
консультация

Анисимова Марина Рауфовна

Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Технологическая компетентность педагога в рамках реализации ФГОС ДО»

подготовил:

инструктор по ФИЗО

Шишкина М.Р.

Важнейшей тенденцией современного образования является обновление требований к педагогам дошкольных учреждений. Необходимость повышения профессиональной компетентности воспитателей детских садов связана с реализацией государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы», внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013 г.), который ориентирует педагогов на новые результаты образования – формирование способности ребенка действовать самостоятельно в различных ситуациях; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; становление сознания.

В последние годы в науке ведутся интенсивно исследования, посвященные использованию понятия «профессиональная компетентность» в отношении педагогов дошкольного образования. Ученые рассматривают содержание и структуру профессиональной компетентности воспитателя детского сада путем выделения различных её составляющих, отражающих особенности профессиональной деятельности данной категории педагогических работников. Л.Н. Атмахова определяет когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты; И.Н. Асаева рассматривает профессиональную компетентность воспитателя через призмуспособов  действий, основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте. А.А. Майером в структуре профессиональной компетентности воспитателей выделяется несколько видов готовности: психологическая в аспектах мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения к педагогической действительности (смыслы и ценности субъекта); теоретическая отражает способность воспитателя моделировать и проектировать педагогический процесс; знание закономерностей педагогического процесса, их учет в работе с детьми; свободное владение методикой воспитания и обучения в разных возрастных группах; технологическаяпредставлена группой процессуальных умений по осуществлению целеполагания, выбору средств решения педагогических задач и владению педагогическими технологиями реализации педагогических целей; результативная отражает способность воспитателя детского сада фиксировать результаты своей деятельности, анализировать, обобщать опыт, прогнозировать свою деятельность; проводить анализ эффективности использования технологий, методов и приемов в  воспитательно-образовательном процессе. Ряд исследователей при характеристике профессиональной компетентности воспитателей объединяют психолого-педагогические знания, умения и профессионально важные качества в теоретический, практический и личностный компоненты (Е.В. Зволейко, .В. Кротова.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя детского сада нашли свое отражение в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) 2013 года, в котором обозначены требования к необходимым знаниям, умениям и трудовым действиям воспитателей детского сада, в числе которых – умения осваивать, разрабатывать, применять современные педагогические технологии, являющиеся эффективным средством повышения продуктивности образовательного процесса в детском саду, обеспечивающие личностно развивающий   и   гуманистический   характер   взаимодействия   взрослых  и детей.

 

Отечественные ученые рассматривают технологическую составляющую деятельности педагогов как «технологическую компетентность»  (А.А. Вербицкий , Н.Н. Манько , Д.В. Санников, В.Э. Штейнберг, считая её важным компонентом в структуре профессиональной  компетентности (Л.К. Гребенкина , Е.В. Зволейко), характеризующую наличие у педагогов умений самостоятельно и творчески искать, выбирать, комбинировать различные педагогические средства, методы, приемы и технологии при организации образовательного процесса. Н.Н. Манько в диссертационном исследовании, указывая на «технологическую несостоятельность педагогов» также считает необходимым дополнить структуру профессиональной компетентности технологической. Автор доказывает, что понятие имеет инвариантную основу и выделяет группу умений, которые могут быть отнесены к технологической компетентности педагога: когнитивные, операционально-деятельностные, дидактико-методические, рефлексивно-аналитические, опосредованные ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной деятельности. Технологическая компетентность педагога в трактовках исследователей представляет собой: систему знаний и способностей по преобразованию действительности       (Н.Н. Манько); совокупность различных умений (Е.И. Никифорова [11], В.Э. Штейнберг); интегративное качество педагога, включающее готовность к реализации современных технологий (Н.Б. Пикатова [12], Д.В. Санников); сочетание личностных особенностей и качеств (Л.А. Ядвиршис); степень овладения технологиями и способностями к педагогической инноватике (А.А. Вербицкий). К сущностной характеристике технологической компетентности некоторые исследователи (А.А. Майер, Е.И. Никифорова) относят овладение педагогами определенными видами прикладных умений (когнитивными, операционно-деятельностными, рефлексивно-диагностическими). Анализ содержания понятия позволяет также выявить общие подходы в определении её структурных компонентов. Ряд авторов выделяют когнитивный (Л.К. Гребенкина, Н.Н. Манько, Н.Б. Пикатова), мотивационный (Е.И. Никифорова, Н.Б. Пикатова), операциональный (деятельностный) – (А.А. Вербицкий, В.Э. Штейнберг и др.) компоненты. 

Поддерживая научную идею о компонентной структуре профессиональной компетентности, опираясь на требования нормативных документов, выделим первым компонентом в составе технологической компетентности воспитателей детского сада мотивационно-ценностный, определяющий:

  • наличие мотивов и потребностей в овладении современными педагогическими технологиями для успешной организации профессиональной деятельности, желание быть включенным в этот процесс и удовлетворенность результатом своей деятельности;
  • осознание значимости педагогической технологии для обеспечения гарантированного результата образования, как эффективного способа формирования личности дошкольника;
  • желание актуализировать  и расширять имеющийся  опыт и знания; 
  • стремление к саморазвитию в области изучения и использования инновационных технологий в профессиональной деятельности.

Данный компонент выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность воспитателей к профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности); регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности). Второй компонент в структуре технологической компетентности воспитателей – когнитивный, предполагает:

  • наличие совокупности научно-теоретических знаний о различных современных педагогических технологиях; их видах, структуре, концептуальных подходах, свойствах;
  • знание основ современной практики разработки технологических карт и методики использования педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе;

Назначение данного компонента в формировании подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности в области педагогических технологий на основе усвоенных знаний. Деятельностный компонент технологической компетености включает овладение воспитателем группой умений по реализации педагогических технологий: проектировочные, организационно-педагогические, операционно-технические и рефлексивно-оценочные:

  • проектировочные – представляют собой умения воспитателей детского сада моделировать и конструировать образовательный процесс с использованием педагогических технологий; формулировать цели, задачи деятельности, планировать их достижение, предусматривать возможные трудности; осуществлять подбор форм, методов и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными  возможностями детей;
  • организационно-педагогические – включают овладение способами организации деятельности и взаимодействия детей на всех этапах реализации технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • операционно-технические – реализуются в частных умениях разрабатывать, апробировать к дошкольному возрасту и применять современные педагогические технологии; инструментально представлять педагогическую технологию: создавать дидактическое (интерактивные игры, кейсы, пособия) и методическое (технологические карты, конспекты занятий и  др.) обеспечение;
  • рефлексивно-оценочные умения позволяют осуществлять оценку и корректировку педагогом деятельности воспитанников на всех этапах реализации технологии, проводить анализ эффективности использования технологий в воспитательно-образовательном процессе;

На основании проведенного теоретического анализа определим, что технологическая компетентность воспитателя детского сада как неотъемлемая часть профессиональной компетентности, является интегральным качеством, включающим знания, профессионально-педагогические умения, способы деятельности и мотивационно-ценностную направленность педагогов на изучение, освоение, реализацию, разработку современных педагогических технологий, способствующих личностному развитию дошкольников.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особое место в структуре профессиональной деятельности занимают знания и умения, характеризующие способность воспитателя детского сада использовать современные педагогические технологии в образовательном процессе. Эту составляющую профессиональной деятельности можно определить как самостоятельный  вид компетентности (технологическую компетентность) и представить в виде взаимодействующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного, которые интегрируют личностные установки педагога, его знания и представлены группой проектировочных, организационно-педагогических, операционно-технических и рефлексивно-оценочных умений, способствующих  личностному развитию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»

    Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагог...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

. Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодейст...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Что такое здоровьесберегающие технологии?  Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных пробле...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимод...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....