Консультация для педагогов: Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ.
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал содержит определение конфликтологической компетентности, типы конфликтов, значение конфликта. Пути выхода из конфликта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_konfliktologicheskaya_kompetentnost_pedagoga_dou.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликтологическая компетентность - готовность специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к педагогической
деятельности конфликтологических знаний.
Конфликтологическая компетентность - это компонент профессиональной компетентности педагога, вид специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении - способность не только выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач.
В конфликтологическую компетентность педагога входят:
- понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
- формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
- обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
- умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
- наличие навыков управления конфликтными явлениями;
- умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
- умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
- умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
- наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
- Конфликт – источник развития личности, социума, социальных явлений
- Диалектический принцип единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия)
- Противоречие – основной источник конфликта
- Конфликтогенность – внутреннее свойство личности
Негативные последствия конфликта
- Значительно ухудшает настроение
- Приводит к насилию и гибели людей
- Разрушает межличностные
отношения, вызывает болезни
- Может ухудшать качество индивидуальной и/или совместнойдеятельности
- Способствует закреплению социальной пассивности личности
- Нарушение системы отношений
- Ухудшение социально-психологического климата
- Снижение сплоченности группы
Конструктивные последствия конфликта
- Высвечивает нерешенные проблемы
- Устранение противоречия в отношениях
- Более глубокое познание участниками конфликта друг друга
- Ослабление психической напряженности
- Способствование развитию личности
- Улучшение качества деятельности
- Повышение авторитета участника в случае его победы
- Активизирует социальную жизнь
- Актуализирует гуманистические ценности
- Может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.
Позитивное значение конфликтов для личности
- стимулирует личностное развитие и освоение новых знаний с целью преодоления конфликтов в будущем;
- устраняет синдром покорности и равнодушия;
- получение новой информации по предмету конфликта и его участникам;
- оздоровление межличностных отношений, внесение ясности;
- расширение границ мировоззрения.
Позитивное значение конфликта для социума
- смена сложившихся отношений, перегруппировка;
- инновационная функция, развитие сложившихся отношений;
- диагностическая, выявление сильных и слабых сторон;
- снятие напряжения, разрядка;
- прояснение истинных ценностей.
Конфликт
- способ разрешения противоречий,
значимых для личности и
возникающих в деловом
и межличностном общении.
- наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Структура конфликта
Участники (стороны конфликта) – оппоненты, группы поддержки, другие участники
Предмет конфликта (причина)
Объект конфликта (повод)
Элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом
Стадии конфликта
Латентная (предконфликт):
- возникновение объективной
проблемой ситуации,
осознание проблемной ситуации объектами взаимодействия,
попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами,
возникновение предконфликтной ситуации.
Стадии конфликта
Открытая (противодействие,
собственно конфликт):
инцидент (первое столкновение сторон);
эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы);
сбалансированное противодействие (противодействие сохраняется, но интенсивность падает);
завершения конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта)
Послеконфликтная (частичная или полная нормализация отношений)
Типы конфликтов
- Внутриличностный
- Межличностный
- Между личностью и группой
- Межгрупповой
- Горизонтальный
- Вертикальный
Стратегии поведения личности в конфликт
Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
Избегание — уход от конфликтной ситуации.
Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение.
Соперничество — активное противостояние другой стороне.
Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."
Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....
Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ. Презентация
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности социума ДОУ, необходимостью управления конфликтом в ДОУ, с одной стороны,...
Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"
На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педаг...
Консультация для педагогов: «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».
Согласно требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, ускорить процесс ускорения знаний, повысить мотивацию детей к получению знаний...
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Конфликтологическая компетентность педагога"
Конфликтологическая компетентность педагогаЦель: - повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в ...
Семинар-практикум на тему: «Формирование конфликтологической компетентности педагогов»
Взаимодействие с родителями – это самое сложное направление работы педагога, это процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза &quo...
Презентация тренинг для специалистов дошкольных учреждений на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога"
Презентация для воспитателей и специалистов детских садов на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога".Может помочь организовать работу эффективнее, лучше понимать дру...