Музыкальная гостиная "Три чуда"
материал (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная для детей подготовительных групп
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Цель занятия:
- Художественно-эстетическое развитие детей в области музыкальной культуры.
- Расширение художественного кругозора, формирование духовно-нравственной культуры, взаимосвязь искусств (поэзии, музыки, изобразительного искусства).
- Формирование мотивации ребенка к музыкальному творчеству.
Задачи:
- продолжить изучать такой жанр музыки, как опера, в процессе ознакомления с творчеством композиторов, художников;
-учить анализировать музыкальное произведение, с учетом средств музыкальной выразительности.
-воспитывать художетвенно- эстетичекий вкус, духовно-нравственное воспитание ребёнка.
Предварительная работа:
знакомство на занятии в разделе «Слушание», «Музыкально-ритмические движение» с РНП «Во- саду ли, в огороде», чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»
Слайд №1
Здравствуйте ребята.
Слайд №2
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной музыкой русского композитора Н. Римского-Корсакова, который написал немало опер, посвященных сказке.
Слайд №3
Две из которых были написаны на произведения А.С. Пушкина.
Слайд№4
Фрагменты одной из них, а это опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда» мы прослушаем в нашей музыкальной гостиной.
Сказка музыкальная. Что же в ней должно прозвучать так, чтобы музыка стала волшебной? У каждого чуда есть своя неповторимая тема, написана ярко, со своим музыкальным инструментом, который подчеркнет своим тембром волшебство персонажа, сюжета. И предвосхищает каждое чудо торжественные фанфары медных духовых инструментов.
Слайд №5
Знакомьтесь с первым чудом, «Белка»:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Слайд №6
Сейчас прозвучит тема Белочки, какой инструмент будет исполнять этого персонажа?
(Далее после прослушивания анализируем с детьми характер звучания темы: танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая. Вспоминаем знакомую, ранее прослушанную РНП «Во саду ли, в огороде», которую “с присвисточкой” поѐт белка).
Звуки “присвисточки” в опере воспроизводит флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта».
(анализируем с детьми звучание инструмента: яркий, острый, металлический звук, подчеркивающий быстрый и ловкий характер персонажа, сверкание золотых скорлупок.)
Слайд №7
Знакомьтесь, второе чудо: «Тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Слайд №8
(На фоне грозного рокота морского прибоя звучит победный марш 33 богатырей и дядьки Черномора.)
Богатыри появляются из морской пучины постепенно, музыка звучит чуть слышно, но постепенно звук оркестра усиливается – это богатыри выходят всё ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские дали, музыка постепенно становится тише.
Слайд №9
(С помощью каких средств муз. выразительности достигается образ богатырей, бурлящего моря: громкое звучание всего оркестра, выделяем медные духовые инструменты, быстрый, стремительный темп).
Слайд №10
Третье чудо: «Царевна – Лебедь».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Слайд №11
(В чем отличие этой музыки от предыдущих музыкальных отрывков? Мелодия отличается нежностью, прозрачностью, соло скрипки, переливы арф, струнных инструментов, звучание духовых инструментов, гобоя. Так появляется тема Царевны-Лебедь. И конечно уделить вниманию картине Врубеля «Царевна – Лебедь». Прекрасно передан образ художником Врубелем: цветовая гамма холодных, светлых и пасмурных оттенков, интересен перьевой наряд Царевны, он парит над ней и над водой).
А сейчас я хочу предложить вам исполнить в движении под звучание «Царевны – Лебедь» образ этой сказочной птицы – человека.
(Также обсудить исполненную ребятами импровизацию. Каким должны быть движения тела: резкие или плавные, быстрые или неторопливые)
Вот и наступило время окончания нашего небольшого путешествия по сказке А. С. Пушкина и сказочной опере Н. Римского - Корсакова. Как ваше настроение? Какой из трех чудес вам больше понравился? Чем понравился?
Слайд №12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий музыкального развлечения по экологии "Чудо семечко"
развлечение для старших и подготовительных групп десткого сада по экологии...
Музыкальное занятие " Чудо остров"
Знакомство и закрепление детей о музыкальных инструментах игра на детских музыкальных инструментах...
Конспект НОД по музыкальному воспитанию "Чудо-елочка"
Образовательная область "Музыка". Конспект НОД "Чудо-елочка" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
Музыкальное занятие "Чудо дерево"
Технологическая карта музыкального занятия в старшей группе "Чудо дерево"...
Технологическая карта музыкального занятия "Чудо дерево"
Занятие для детей старшего возраста с использованием инновационной технологии "Хор рук"....
Опыт работы музыкального руководителя "Использование нестандартного пособия "Чудо-парашют" в музыкально-ритмической деятельности дошкольников"
Данный материал показывает, каким образом можно использовать нестандартное оборудование "Чудо-парашют" в ДОУ....
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»
Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...