Мастер-класс «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
материал

Апанская  Жанна Васильевна

Мастер - класс для педагогов "Путешествие в страну мальчиков и девочек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_v_stranu_malchikov_i_devochek.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Мастер-класс

                    «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

     

 Цель: Представление  педагогического   опыта  гендерного  подхода  к    воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.  

Задачи:

Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.

  Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.

Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды  для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

Материалы и оборудование для проведения мастер- класса: мультимедийная установка, презентация, магнитная доска, магнитики 20 штук; листы бумаги формата А3, маркеры – 2 шт.;  фильм   «Гендерное воспитание детей в детском саду»,  кружочки - стикеры  из самоклеящейся бумаги голубого и розового цвета по числу участников; фото с изображением девочки и мальчика; для игры  «Кому, что нужно для игры?» картинки с изображением игрушек; для игры «Цветок дружбы»: модель цветка, карточки – лепестки с понятиями (доброта, аккуратность, нежность, забота, помощь родителям, трудолюбие, внимание);  видеоролик «Десять отличий девочек от мальчиков»; карточки со словами, характеризующими черты характера, присущие женскому и мужскому полу.

Ход мастер- класса

- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на  мастер - классе  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».

«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!»

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместимость” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортимент. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-педагоги. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин - около 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.

Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.

      Психологи считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии».

Одной из задач является:

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Задачи, стоящие перед педагогами:

Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.

Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик).

Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.

Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.

Формирование у родителей гендерной компетентности.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».

Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:

Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни

Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.

Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.

Предлагаю вашему вниманию фильм «Гендерное воспитание детей в детском саду». Педагог мотивирует участников на игру: Замечательная песенка! Вам нравится? Вижу  добрые улыбки. Предлагаю вам поиграть.  Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или голубой стикер -  в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика  или девочки.  

1. Разминка. Отгадывание загадок.

Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).

При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).

Молодцы!

2. Игра  для педагогов «Гендерный  анализ произведений детской художественной литературы».  

  Команда  мальчиков:

Назовите  произведения, в которых воспитывают  идеалы мужественности (обосновать).                                                                                                  Команда  девочек: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают  идеалы женственности (обосновать).                                                                                        

3. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Педагогам  предлагается  используя карточки,  на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу,  расположить  их  на мольбертах  с   обозначением каждой группы.

4.  Решение педагогических ситуаций.

 Ситуация №1:

Ситуация в семье.

Мать:

-  Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сын

Отец:

- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну):

- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец:

- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопрос:

- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?  

(неправы оба,  т.к. гендерным  воспитанием должны заниматься и тот, и другой).

Ситуация№2:                                                                                                                                                     Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!

Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?

- А просто так, потому что я – разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.  

- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопрос:   В чем, по вашему мнению, значение таких игры. Чему они могут научить мальчика?  

(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).

5. Игра с педагогами  «Сюжетно-ролевые игры»

 Команда мальчиков: Назовите  сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.

 Команда девочек: Назовите   сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики.                                                                                                                                             – Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.

6.  Проведение дидактических игр

Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»

Приглашаются  по одному представителю  от обеих команд.

 Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами?  (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек) Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек).

Дидактическая игра « Цветок дружбы»

Педагог говорит,  чтобы мальчики и девочки не сорились и научились понимать и ценить друг друга. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика.  Дети (участники мастер- класса) перечисляют положительные  качества, соединяя лепестки с серединкой. Когда цветок собран, педагог предлагает всем «мальчикам»  и «девочкам»  взяться за руки, так как тактильный контакт закрепляет приобретенный опыт взаимопонимания.    

Раздача участникам  брошюр  «Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей средней группы «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Сценарий развлечения для детей средней группы «Путешествие в Страну мальчиков и девочек» Задачи: Закреплять представления детей об особенностях мальчиков и девочек: их настроении, поведении...

НОД Путешествие в страну мальчиков и девочек

В ходе НОД дети расширяют  представления о сходстве и различии людей по половому                  призна...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....

Мастер - класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Предлагается конспект занятия в подготовительной группе  детского сада  по гендерному  воспитанию"Путешествие  в страну  мальчиков и девочек". тему занятия считаю актуальной в...

Мастер -класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Гендерный подход в формировании социально-личностных компетенций детей младшего дошкольного возраста...