Мастер-класс «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
материал
Мастер - класс для педагогов "Путешествие в страну мальчиков и девочек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_v_stranu_malchikov_i_devochek.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса: мультимедийная установка, презентация, магнитная доска, магнитики 20 штук; листы бумаги формата А3, маркеры – 2 шт.; фильм «Гендерное воспитание детей в детском саду», кружочки - стикеры из самоклеящейся бумаги голубого и розового цвета по числу участников; фото с изображением девочки и мальчика; для игры «Кому, что нужно для игры?» картинки с изображением игрушек; для игры «Цветок дружбы»: модель цветка, карточки – лепестки с понятиями (доброта, аккуратность, нежность, забота, помощь родителям, трудолюбие, внимание); видеоролик «Десять отличий девочек от мальчиков»; карточки со словами, характеризующими черты характера, присущие женскому и мужскому полу.
Ход мастер- класса
- Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите вас поприветствовать на мастер - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны!»
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместимость” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортимент. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-педагоги. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин - около 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Психологи считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вопросы гендерного воспитания раскрыты в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально – коммуникативном развитии».
Одной из задач является:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.
Задачи, стоящие перед педагогами:
Создание насыщенной многофункциональной среды в группе для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола (она - это девочка, а он – мальчик).
Закреплять усвоение моделей мужского и женского полоролевого поведения.
Воспитывать интерес к совместной игре девочек и мальчиков.
Формирование у родителей гендерной компетентности.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ей постоянно, я – мальчик и всегда буду им».
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Предлагаю вашему вниманию фильм «Гендерное воспитание детей в детском саду». Педагог мотивирует участников на игру: Замечательная песенка! Вам нравится? Вижу добрые улыбки. Предлагаю вам поиграть. Возьмите на выбор и приклейте на одежду розовый или голубой стикер - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
1. Разминка. Отгадывание загадок.
Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).
Молодцы!
2. Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы».
Команда мальчиков:
Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). Команда девочек: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать).
3. Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»
Педагогам предлагается используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.
4. Решение педагогических ситуаций.
Ситуация №1:
Ситуация в семье.
Мать:
- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
- Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сын
Отец:
- А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну):
- Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец:
- А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопрос:
- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
(неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).
Ситуация№2: Мать с ребенком встречаются с воспитателем. Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
- Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
- А просто так, потому что я – разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
- А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
- Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос: В чем, по вашему мнению, значение таких игры. Чему они могут научить мальчика?
(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).
5. Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры»
Команда мальчиков: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.
Команда девочек: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. – Назовите сюжетно-ролевые совместные игры для мальчиков и девочек.
6. Проведение дидактических игр
Дидактическая игра «Кому, что нужно для игры»
Приглашаются по одному представителю от обеих команд.
Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек) Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками? (выбирают и размещают картинки с изображение игрушек).
Дидактическая игра « Цветок дружбы»
Педагог говорит, чтобы мальчики и девочки не сорились и научились понимать и ценить друг друга. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети (участники мастер- класса) перечисляют положительные качества, соединяя лепестки с серединкой. Когда цветок собран, педагог предлагает всем «мальчикам» и «девочкам» взяться за руки, так как тактильный контакт закрепляет приобретенный опыт взаимопонимания.
Раздача участникам брошюр «Игры с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения для детей средней группы «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»
Сценарий развлечения для детей средней группы «Путешествие в Страну мальчиков и девочек» Задачи: Закреплять представления детей об особенностях мальчиков и девочек: их настроении, поведении...
НОД Путешествие в страну мальчиков и девочек
В ходе НОД дети расширяют представления о сходстве и различии людей по половому призна...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель: создание условий, способствующих проявлению индивидуальных гендерных особенностей мальчиков и девочек в игровой самостоятельной деятельности и во взаимодействии со взрослым....
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Мальчики и девочки» Развлечение в старшей группе на тему: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие в страну мальчиков и девочек"...
Мастер - класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"
Предлагается конспект занятия в подготовительной группе детского сада по гендерному воспитанию"Путешествие в страну мальчиков и девочек". тему занятия считаю актуальной в...
Мастер -класс "Путешествие в страну мальчиков и девочек"
Гендерный подход в формировании социально-личностных компетенций детей младшего дошкольного возраста...