Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
материал

Апанская  Жанна Васильевна

Мастер- класс "Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa_master-klass.docx557.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель мастер – класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи мастер – класса:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных

технологий в работе с детьми в речевом развитии;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.

Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, фломастеры.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться  с этой техникой и будет возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми.

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

   Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

     Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:  

 -Развивать связную речь.

- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

- Обучать детей правильному звукопроизношению.

- Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

- Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.отехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

      Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

1 этап: Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Наример, слово «гроза» может представлять следующую схему: облако, из него идут пунктирные наклонные линии (дождь), перечёркнутые ломаной линией (молния).

2 этап: Мнемодорожки. После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, «Травка зеленеет…»

3 этап.  Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Суть ее в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зашифровывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В качестве символов используются:

-предметные картинки,

-силуэтные изображения,

-геометрические фигуры.

Работа с залом.

1. Предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течёт», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Кто не работает, тот не ест».

2. А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Составить мнемотаблицы для запоминания стихов на автоматизацию звука (Ш).

У мышки – мышата, у кошки – котята.

У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.

Шел я, шел, мешок нашел,

А в мешке том шишки,

Вам привет от мишки.

Сейчас я предлагаю закодировать стихотворение:

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг-

Ярко-желтый одуванчик,

Колокольчики вокруг.

4. Давайте попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «У лисы в лесу глухом».

У лисы

В лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Под кустами

Еж колючий

Нагребает

Листьев кучу

Спит

В берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

ТЕСТ. "Чемодан, Корзина, Мясорубка":

Предлагается три картинки с изображением: чемодана, корзины, мясорубки.

Чемодан -буду использовать в своей деятельности.

Мусорная корзина –можно отправить в «мусор».

Мясорубка –это интересно, но пока не готова к использованию в своей работе. Нужно еще додумать, доработать, «докрутить».

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

      Эффект от использования мнемотехники

         Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей. Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.

        Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным, мнемотехника справляется просто великолепно. А чем раньше будем учить детей рассказывать либо пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Притча «Четыре свечи»

В комнате горело четыре свечи.

   Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек свечи погас.

   Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

   Очень опечалившись , третья свеча произнесла: «Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет, сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких». И через мгновение, эта свеча угасла.

   Вдруг…в комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки.

Испугавшись, он закричал:

«Ч то вы делаете?

Вы должны гореть!

Я боюсь темноты!»

Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча произнесла:

      «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я — НАДЕЖДА!»

Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребенку и взрослому для СЧАСТЬЯ!

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/06/s_5aef2112225da/img13.jpg

https://fsd.videouroki.net/html/2017/07/11/v_5964b8dc4101e/img34.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Педагогическое воздействие при развитии речи дошольников - очень сложное дело, но очень важне. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, расс...

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников

знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёно...

Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...