Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
материал
Мастер- класс "Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsa_master-klass.docx | 557.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Цель мастер – класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов мнемотехники как способом развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающих эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи мастер – класса:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных
технологий в работе с детьми в речевом развитии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран, мультимедийная презентация, мнемотаблицы, тексты.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты стихотворений, рассказа, картинки к сказкам, мнемодорожки пословиц, фломастеры.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер – класс.
Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с этой техникой и будет возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-Развивать связную речь.
- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.отехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
1 этап: Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Наример, слово «гроза» может представлять следующую схему: облако, из него идут пунктирные наклонные линии (дождь), перечёркнутые ломаной линией (молния).
2 этап: Мнемодорожки. После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, «Травка зеленеет…»
3 этап. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Суть ее в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зашифровывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В качестве символов используются:
-предметные картинки,
-силуэтные изображения,
-геометрические фигуры.
Работа с залом.
1. Предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течёт», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Кто не работает, тот не ест».
2. А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Составить мнемотаблицы для запоминания стихов на автоматизацию звука (Ш).
У мышки – мышата, у кошки – котята.
У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.
Шел я, шел, мешок нашел,
А в мешке том шишки,
Вам привет от мишки.
Сейчас я предлагаю закодировать стихотворение:
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг-
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
4. Давайте попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «У лисы в лесу глухом».
У лисы
В лесу глухом
Есть нора — надежный дом.
Под кустами
Еж колючий
Нагребает
Листьев кучу
Спит
В берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
ТЕСТ. "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три картинки с изображением: чемодана, корзины, мясорубки.
Чемодан -буду использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина –можно отправить в «мусор».
Мясорубка –это интересно, но пока не готова к использованию в своей работе. Нужно еще додумать, доработать, «докрутить».
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Эффект от использования мнемотехники
Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей. Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.
Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным, мнемотехника справляется просто великолепно. А чем раньше будем учить детей рассказывать либо пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Притча «Четыре свечи»
В комнате горело четыре свечи.
Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек свечи погас.
Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись , третья свеча произнесла: «Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет, сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких». И через мгновение, эта свеча угасла.
Вдруг…в комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
«Ч то вы делаете?
Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!»
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча произнесла:
«Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я — НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не дает погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны ребенку и взрослому для СЧАСТЬЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Педагогическое воздействие при развитии речи дошольников - очень сложное дело, но очень важне. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, расс...
Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....
Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников
знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёно...
Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Мастер - класс для педагогов...
Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...