"Комплекс мероприятий направленных на формирование учебных умений у детей с особыми образовательными потребностями в условиях надомного обучения"
материал

Наталья Анатольевна. Громова

В настоящее время в образовательных учереждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно - развивающего обучение детей,испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_meropriyatey.docx310.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1

городского округа Электросталь Московской области»

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В УСЛОВИЯХ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

C:\Users\admin\Desktop\кар..jpg

Составил учитель-дефектолог:

Громова Н.А.

                                                          2022г.

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Содержание коррекционно-развивающего обучения направлено, с одной стороны, на формирование и коррекцию возрастных психологических новообразований, а с другой – на формирование учебных навыков, связанных с усвоением программного материала. Коррекционно-развивающая работа проводится непрерывно, во время основного образовательного процесса.  

1. Социальное развитие.

1.1. Формировать адекватное социальное поведение:

- формировать положительные навыки взаимодействия со взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности: умение понимать и подчиняться общепринятым правилам поведения и т.д.

1.2. Продолжать формировать представления о себе и других людях:

- уточнить представления о себе. Учить отвечать на вопросы: «Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Сколько лет тебе будет в будущем году? Где ты живешь?» и др.;

- уточнить представления о своей семье. Учить отвечать на вопросы: «Как фамилия твоей семьи? Сколько детей в семье? Кто у вас старший? Кто младший? Сколько всего человек в вашей семье? Как зовут маму? Как зовут папу? Как зовут братьев? Сколько им лет?» и др.;

- уточнить представления о своих сверстниках : «Дети учатся в школе. Они кто? Дети во дворе. Кто они? Как зовут?».

- уточнить представления о знакомых взрослых: «Как зовут твою учительницу?» и т.д.;

- уточнить представления о бытовом окружении: «Какая мебель находится дома? (стулья. стол, шкаф…). Что стоит в столовой?». Закрепить это во время направленных на развитие речи и соц. быт. навыков.

2. Физическое развитие и физическое воспитание.

2.1. Развитие и коррекция общих движений:

- развитие общей моторики: прыгать через скакалку, на двух и на одной ноге, ходить по скамейке, чередовать ходьбу на пятках и носках ( до 3-х кругов на каждый вид ходьбы); учит выполнять простые танцевальные движения : носок-пятка-три притопа и т.п.

2.2. Развитие и коррекция ручной мелкой моторики:

- проводить пальчиковые игры с речевым сопровождением, а также с использованием в играх колечек суджука, мелких мячей с различными поверхностями, разноцветных наперстков, перчаток и т.п.;

- обыгрывать мини-сюжеты при помощи пальчикового театра («Друзья поздоровались»;

- проводить игру «Ладушки» с педагогом под музыкальное сопровождение, с проговариванием текста.

3. Познавательное развитие.

3.1. Развитие внимания, восприятия:

- учить находить отличия в предметах, сюжетах (количество отличий 5-8), сравнивая зрительно оба предмета или сюжета;

- учить запоминать предложенные картинки в определенной последовательности, а затем по памяти раскладывать эти картинки без опоры на образец;

- уточнить представления о свойствах и качествах предметов : «Нарисуй. что бывает круглым? Назови, что бывает зеленым? Назови, что бывает кислым?» и т.д.;

3.2. Ознакомление с окружающим.

Учить обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:

- описывать погоду и природные явления (сегодня солнечный, пасмурный, дождливый, морозный и т.д.) день;

- уточнить представления о днях недели, знать их последовательность;

- уточнить представление о городе, в котором живет ребенок;

- уточнить представления о стране, в котором живет ребенок;

- продолжать формировать представления о живом мире : «Кто летает? Кто плавает? Что где растет?»

3.3. Формирование наглядно-образного мышления и элементов логического мышления:

- формировать умение находить предмет по словесному описанию, по тактильному образцу (отгадай, что в мешочке, и нарисуй) и обводить контур предмета по сложенной разрезной картинке;

- формировать умение выполнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, игра «Логический поезд»);

- проводить игры: «Съедобное – несъедобное»; «Летает-не летает»; «Растет - не растет»; «Кто быстрее?»;

- учить подбирать текст к иллюстрации и иллюстрации к тексту : «Найди картинку, которая подходит к тексту».

4. Формирование учебных навыков (навыков чтения и письма, количественных представлений, счета).

4.1. Развитие речи. Формирование активной речи:

- учить использовать в своей речи сложную фразу (потому что, чтобы, когда), использовать местоимения, наречия, союзы, сложные предлоги, предлоги при ответах на вопросы, обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний имен существительных при ответах на вопросы;

- учить отвечать на вопросы после прочтения небольшого текста;

- учить образовывать слова с использованием суффиксов;

- учит подбирать слова в нужной грамматической форме в предложенный контекст;

- учить повторять текст из 5-7 предложений после прочтения (2-3 раза);

- учить описывать сюжетную картинку, называя все нарисованные на ней объекты и говоря затем, что они делают;

- учить подбирать определения - прилагательные к предметам;

- учить подбирать слова-антонимы;

- продолжать заучивать потешки и считалки;

- продолжать развивать фонетико-фонематический слух (повторять в определенной последовательности сочетания слогов, похожих слов и т.п.).

4.2. Счет:

- продолжать формировать представления о числе – в пределах 10 (на слух, зрительно, тактильно);

- учить прямому и обратному счету (от 10);

- закрепить состав числа 10, соотнесение количества с соответствующей цифрой (по образцу и словесной инструкции);

- продолжать формировать понятия «больше на…», «меньше на…»;

- продолжать учить сравнивать количества (используя прием прикладывания);

- выполнять простые счетные операции в пределах 10 (без опоры на предметы), решать задачи типа: «В коробке лежат 10 карандашей – 6 синих, а остальные – красные. Сколько красных карандашей в коробке?»; при затруднении выполнить практические действия с предметами и т.п.;

- продолжать знакомить с порядковым счетом;

4.3. Чтение:

- закрепить навык чтения небольших текстов;

- проводить анализ текста (кто главный герой, что делает, что было сначала, что потом, а что в конце);

- подбирать к тексту подходящую иллюстрацию или серии иллюстраций.

4.4. Письмо:

- писать под диктовку предложения из 3-4 слов, при этом обратить внимание на последовательность выполнения следующих действий: слушать, повторять, а затем записать;

- учить списывать простые тексты: сначала прочитать вслух, провести анализ (сколько слов в предложении?), повторить, а затем записать в тетради, диктуя вслух каждое слово.

5. Развитие продуктивных видов деятельности.

5.1. Рисование:

- рисовать осенние и зимние сюжеты: осень, листопад ; наступает зима; зимние забавы;

- продолжать учить рисовать круглые и овальные предметы (ягоды, грибы, цветы, огурцы, помидоры и т.п.). Рисовать фломастерами, красками  (приемы наращивания от центра, «примакивания», легкого прикосновения кончиком кисти);

- обводить шаблон по наружной и внутренней сторонам, штриховать предметы в разных направлениях (сверху-вниз, слева-направо и т.д.), фиксируя внимание на точке начала и окончания штриховки;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, волнистые), перекрещивать их, соединять две точки с помощью линейки. Рисовать по образцу (2-3 детали).

5.2. Лепка:

- лепить предметы круглой формы разной величины, развивать кругообразные движения руки;

- учить соединять части предмета, «прижимая» их друг другу.

5.3. Аппликация:

- учить наклеивать предметы разной формы, чередовать их;

- продолжать учить резать ножницами: разрезать полоску на квадратики, вырезать разные геометрические фигуры, выполнять работу по образцу (6-7 деталей).

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость, приучать готовить и убирать свое рабочее место

Литература:

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Пузанова Б.П. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. «Базовые модели интегрированного обучения» ж. «Дефектология» № 1, 2008 г. стр. 71 – 78.

  1. Малофеев Н.Н. «Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образов3ательными потребностями в России» , Сб.: Актуальные проблемы интегрированного обучения» - М.: Права человека.- 2001. стр.30.

  1. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. ( Сост. Л.Е.Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование» - 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя...

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (ранний, дошкольный возраст))

Выступление на городском МО учителей-логопедов и дефектологов. Краткое изложение о сенсорной интеграции, о нарушениях процесса обработки сенсорной информации у детей дома ребенка и показ  практич...

Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"

С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными в...