Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"
статья по коррекционной педагогике
С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество. В статье описана практика создания условий обучения и социализации ребенка с диагнозом детский церебральный паралич с сопутствующей умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество. С этого времени началась работа дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации данного закона и детей с ОВЗ начали активно принимать в детские сады, при этом, не имея на начальном этапе ни материальных условий для их содержания в доу, ни психолого-педагогической подготовки воспитателей в работе с такими особыми детьми. Однако закон требует своего выполнения. А дети с ОВЗ, как и все другие дети, нуждаются в понимание, заботе, любви и общении. На сегодняшний момент любой воспитатель может пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ, а в детских садах постепенно создаются условия для комфортного обучения и социализации таких детей в обществе, в группе детей.
Меня, как воспитателя Детского сада №29 «Золотой ключик», данный закон не обошел, и уже как четыре года мою группу посещает ребенок, имеющий диагноз детский церебральный паралич с сопутствующей умственной отсталостью. Адаптация данного ребенка на первом году посещения сада проходила достаточно тяжело, что объясняется имеющимися трудностями в передвижении и недостаточном понимании правил поведения в детском саду. Наблюдались вспышки гнева, агрессии, непрерывающийся крик, рыдания. Воспитателю важно при этом соблюдать спокойствие, говорить с ребенком, при этом важно говорить с ним как со взрослым ребенком, не поддаваясь на его манипуляции, объяснять, почему это делать можно, а это делать нельзя. Дети с ОВЗ добродушны по своей натуре, веселы, важно не давать забывать им об этом.
На сегодняшний момент Данила находится на среднем уровне адаптации: он хорошо знает правила поведения в саду, но выполнять их порой не старается (разговаривает за столом, на занятиях, когда не выполняется его требование, обижает детей, кричит).
Данила находится в детском саду в течение четырех часов. Столь короткое время пребывания обусловлено тем, что в связи со своим заболеванием ребенок быстро утомляется, к обеду он становится раздражительным, попытки оставлять Данила на сон час в группе успехом не оправдались.
В течение этих четырех часов с Данилом проводится активная работа. Характерными особенностями Данила являются механическая память, он воспроизводит короткие предложения из того что слышит, неразвитая мелкая моторика, рассеянное внимание, наглядно-действенное мышление. В связи с невозможностью освоения общей образовательной программы ДОУ в нашем саду для Данила, после проведения индивидульной психологической диагностики, была создана адаптированная образовательная программа, содержащая занятия, направленные на развитие познавательной, эмоциональной, а также коммуникативной сферы. Данная программа включает в себя пальчиковые игры, сенсорные игры, дидактические игры на развитие речи, памяти, внимания, мышления, изучения особенностей отношений между людьми. В соответствии с данной программой проводятся индивидульные занятия по лепке, рисованию, аппликации.
Если до подготовительной группы к занятиям в групповой и фронтальной форме Данила особого интереса не проявлял, то сейчас он активно делает зарядку с детьми, выполняет физические упражнения, прикладывает старания в совместном продуктивном творчестве. Сейчас он начал активно включаться в игру детей, и они принимают его. Ведь с самого начала в детях надо воспитывать то, что все мы разные, и все мы друг от друга отличаемся, но все мы дети. Ребята активно помогают Данилу в привитии культурно-гигиенических навыков, оказывают помощь при одевании, выполнении заданий. Тем самым социализация детей с ОВЗ вплотную зависит и от отношения детей, окружающих его, их правильного восприятия такого ребенка.
Данила привязан лишь к определенному кругу людей, которыми он постоянно окружен. Детей и воспитателей других групп он сторонится. В связи с этим нами проводится работа по «выходу за рамки группы». С Данилом и небольшой группой детей мы делаем гостевые визиты в другие группы детского сада, приглашаем их к себе в группу, при этом проводим игры малой и средней подвижности. Проводятся совместные игры на прогулке. На сегодняшний момент Данила перестал бояться других детей, играет с ними.
Дети с ОВЗ требуют особого обучения, особых физических нагрузок, но при этом они нуждаются в таком же отношении к себе как к человеку, в такой же любви и нежности к себе, как и все другие дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...
Игра как условие социального становления ребёнка. Социализация детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями - это дети с нарушением развития и дети одарённые. Как возможно поддержать таких воспитанников, создать условия их самореализации....
Рефлексивный круг - технология социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанн...
Презентация к образовательной практике : "Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями.
презентация к выступлению...
Педагогическая практика: « Адаптация технологии «Клубный час» для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. (краткая версия для РАОП)
описание адаптации технологии "Клубный час" для для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Заключение эксперта №1Практика готова к тиражированию и бу...
Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...
Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.
Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...