АООП инструктора ФК
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 209 комбинированного вида»
660079, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, д.89а.
тел (391) 233-16-84. E-mail: dou209@mailkrsk.ru; http://доу209.рф/
ОКПО 71105004, ОГРН 1032402514121, ИНН/КПП 2464050502/246401001
ПРИНЯТО на Педагогическом совете МАДОУ № 209 Председатель ______________ Т.В. Гаушева Протокол №_________ От ______________2023г. | СОГЛАСОВАНО: Председатель общего родительского собрания МАДОУ № 209 ______________/___________./ От ______________2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ: заведующий МАДОУ № 209 ____________А.П. Зяблицкая «____»_____________2023 г. Приказ №_________ От ______________2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Инструктора Физической Культуры ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ № 209
Составила: Инструктор
по физической культуре
Староватова Е.В
первая
квалификационная категория
Красноярск
Содержание
Наименование | Страница |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1.1. Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. Цель и задачи реализации Программы | 5 |
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы | 6 |
1.4. Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО | 7 |
1.5. Характеристика особенностей физического развития детей 5-7 лет с ТНР | 7-8 |
1.6 Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР | 9 |
1.7. Целевые ориентиры дошкольного образования по Программ | 9 |
1.8. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности | 10 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Общие положения | 13 |
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | 13 |
2.3. Структура физкультурного занятия | 13-14 |
2.4. Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 летс задержкой психического развития | 14-18 |
2.5. Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи | 18-19 |
2.6. Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений | 19-21 |
2.7.Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями | 21 |
III Организационныйраздел
- Схема организации работы по взаимодействию с другими участниками образовательногопроцесса.
- Перспективный план работы с воспитателями в 2020 - 2021 учебномгоду.
- Режимы
- Режим двигательной активности в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 7 лет.
- Щадящий режим (послеболезни)
- Корригирующийрежим
- Индивидуальныйрежим
- Организация развивающей предметно-пространственнойсреды.
- Дополнительные программы и педагогические технологии, используемые с учётом приоритетовпедагогической деятельности.
- Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания предлагаемой рабочейпрограммы.
- Учебно-методическийкомплект.
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
1. Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
Основная адаптированная образовательная программа (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209 комбинированного вида» (МАДОУ № 209) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2025 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Закон Красноярского края «Об организации в Красноярском крае» от 26 июля 2014 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599).
- Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204).
- Приказ Министерства и образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 г., регистрационный № 71847.
- Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Министерство просвещения Российской федерации (часть 1,2).
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования1 (далее – Стандарт);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Устав МАДОУ № 209;
- Программа развития МАДОУ № 209.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязанностей части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Программа является документом, в соответствии с которым МАДОУ № 209, осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее - Организации) для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
Программа состоит из обязанностей части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержаний доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно – нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребёнка и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представленные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), образовательные технологии, отобранные с учётом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной (инвариантной) части Программы, составляет 60% от общего объема программы, вариативная часть программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений) составляет 40%. Обязательная часть Программы полностью соответствует ФОП ДО.
Программа представляет собой учебно – методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа воспитания;
- режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО;
- календарный план воспитательной работы,
- парциальные программы в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Изд.: «Детство-Пресс», 2016г.
2. Парциальная программа познавательного развития «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стаховича, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановской.
Содержание и планируемые результаты Программы соответствуют содержанию и планируемым результатам Федеральной программы.
В Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены описание и характеристика структуры программы, цели и задачи, принципы и подходы к ее формированию на этапе завершения освоения ОАОП; подходы к педагогической диагностике планируемых образовательных результатов.
Содержательный раздел ОАОП включает программы: основную программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые образовательные результаты по каждой из образовательных областей для каждой возрастной группы детей дошкольного возраста; рабочую программу воспитания; программу коррекционно - развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Организационный раздел ОАОП включает описание психолого-педагогических условий, особенности организации развивающей предметно – пространственной среды, материально – техническое обеспечение, примерный перечень материалов для реализации ОАОП ДО, кадровых условий реализации Федеральной программы. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речив возрасте от 5 до 7 лет.
Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. К таким детям также относят разные категории детей, в том числе и детей с различными нарушениями речи и задержкой психического развития.
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднению в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Недостаточно развитая крупная моторика (движение рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания.
У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.
Программа адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи), учитывает их особенности, способствует развитию двигательных возможностей и способностей, коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития и тяжелым нарушением речи в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области - «Физическое развитие»
- Цели и задачи Программы
- создание условий для дошкольного образования детей с ОВЗ, с учетом их индивидуальных особенностей и состоянием здоровья.
- развитие способностей каждого ребенка.
- формирование и развитие личности в соответствии с общепринятыми в обществе духовными, нравственными, ценностями.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- становление у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
- развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности детей с ОВЗ;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
Задачи физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по возрастным группам
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет):
- осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни
- развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве
- использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты
Задачи Программы:
Образовательные задачи:
- Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков
- Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков
- Обучение технике правильного выполнения физических упражнений
- Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве
Развивающие задачи:
- Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
- Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера
- Развитие пространственно-временной дифференцировки
- Обогащение словарного запаса
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся
- Активизация защитных сил организма ребёнка
- Повышение физиологической активности органов и систем организма
- Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы
- Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия)
- Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки)
- Коррекция и развитие общей и мелкой моторики
- Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников
Воспитательные задачи:
- Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни
Все индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов, подходов, методов в воспитании и развитии детей.Данная программа построена на основе качественного подхода к проблеме развития психики ребенка. Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.
Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
- Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей
- Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью
- Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно - оздоровительной работы с детьми на основе личностного подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой
- Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений
- Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий
- Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образователь-
ного процесса
1.4 Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО
Физическая культура, по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение
Познавательное развитие
Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья
Речевое развитие
Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх
Художественно-эстетическое развитие
Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения
1.5Характеристика особенностей физического развития детей 5-7 лет с ТНР
Неполноценная речевая деятельность дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге; ритмические движения под музыку.
Отмечаются недостаточная координация пальцев, кистей руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
- по развитию физических качеств.Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено
- по степени сформированности двигательных навыков. Дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти)
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические изменения в центральной нервной системе. Дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Дети эмоционально неустойчивы, у них быстро меняется настроение, нередко с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства, реже наблюдаются заторможенность и вялость. Дети быстро утомляются, утомление накапливается к концу дня и к окончанию недели. Утомление сказывается на поведении ребенка, на его самочувствии; усиливаются головные боли, появляется расстройство сна, вялость либо, напротив, повышенная двигательная активность. Детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и внимание на протяжении всего занятия. Отмечаются неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности. Психическое состояние детей неустойчиво, поэтому и работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
1.6 Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР
Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.
Самым распространенным нарушением опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки (в сагиттальной и фронтальной плоскости, плоскостопие). По разным причинам нарушение осанки у детей с ЗПР встречается в 40-75% случаев.Физическая подготовленность детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками и школьниками с легкой умственной отсталостью того же возраста. Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий, требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т.п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии
1.7 Целевые ориентиры дошкольного образования по Программе
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
Целевые ориентиры отражены в ФГОС ДО, ориентиры используются педагогами для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации
- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями
- изучения характеристик образования детей 5-7 лет
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Целевые ориентиры
К концу года дети могут:
- Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м)
- Прыгать в длину с места (70-75 см), с разбега (не менее 80-90 см), прыгать через короткую и длинную скакалки
- Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м, сочетать замах с броском; подбрасывать мяч вверх, отбивать от пола и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе' на расстоянии 5 м
- Сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнений на ограниченной площади опоры
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие
- Перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, в шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом
- Знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение. Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание
- Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол
- Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты
- В старшем дошкольном возрасте дети могут знать и называть: кто такие спортсмены; что такое спорт; что нужно знать и уметь, чтобы стать спортсменом; знать, кто тренирует спортсменов, где занимаются спортсмены; олимпийские талисманы; олимпийскую символику; олимпийские награды; летние и зимние виды спорта; спортивные атрибуты; спортивные традиции мира
Планируемые результаты.
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений "не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 м; может прыгнуть в длину с места на 60 см, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме.
1.8 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет по образовательной области «Физическое развитие» осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.
Обследование детей осуществляется инструктором по физической культуре в начале и конце учебного года. Педагог заполняет страницу «Физическое развитие» в соответствующих возрастной группе детей диагностических альбомах, разработанных Н. В. Верещагиной.
Для каждой возрастной категории предлагаются критерии оценки, общепринятые в психолого-педагогических исследованиях, которые подвергаются статистической обработке, Анализ результатов, занесенных в таблицы, позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты педагогической диагностики индивидуального развития детей являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей их развития и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.
Система педагогической диагностики соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Оценка результатов педагогической диагностики индивидуального развития детей (уровень овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Физическое развитие»):
- балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки
- балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
- баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года - для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами включает 2 этапа.
Этап 1: оценка уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Физическое развитие» в начале учебного года.
По каждому из указанных параметров напротив фамилий и имен детей в ячейках выставляются полученные ими баллы. Затем по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель (сумма баллов по строке делится на количество параметров; полученный результат округляется до десятых долей). Этот показатель необходим для характеристики ребенка и проведения индивидуального учета.
Этап 2: оценка уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Физическое развитие» в конце учебного года.
Итоговый показатель по группе получается путем сложения баллов по столбцу, которые делятся на количество параметров и округляются до десятых долей. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций для представления на ППк
Оценка результатов мониторинга:
- Нормативный вариант развития (по каждому ребенку или общегрупповому параметру): от 3,8 и более
- Показатель проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса физического развития в группе: от 2,3 до 3,7
- Выраженное несоответствие развития ребенка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру образовательной области «Физическое развитие»: менее 2,2. (Указанные интервалы носят рекомендательный характер)
Оценка результатов педагогической диагностики индивидуального развития детей
(уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Физическое развитие»)
в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР
№ п\п | Ф.И.О. ребенка | Знает о важных н вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья ут. гимнастики закаливания, соблюдения режима дня | Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживании, опрятности | Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться соблюдает порядок в шкафчике | Умеет лазать по гимнастиче- ,ской стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в колонну о трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цели, отбивает и ловит мяч
| Итоговый показа тель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 |
Оценка результатов педагогической диагностики индивидуального развития детей (уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Физическое развитие»)
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР
№ п\п | Ф.И.О. ребенка | Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами | Выполняет ору по инициативе, согласует движения рук и ног | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3-колонны, в 1-3 круга на ходу, в 2 шеренги после расчета, соблюдает интервалы передвижении | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Итоговый показа тель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Общие положения
Описание образовательной деятельности по Программе
Содержание Программы определяется в соответствии с основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы по физическому развитию детей
Для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и специальных задач физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) используются различные формы:
- Утренняя гимнастика;
- Физические упражнения;
- Физкультминутки;
- Подвижные игры в помещении и на прогулке;
- Прогулки;
- Самостоятельная двигательная деятельность;
- Физкультурные досуги и праздники
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С этой целью широко используются следующие методы. Практические методы
Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений:
- Повторение упражнений
- Проведение упражнений в игровой форме
- Проведение упражнений в соревновательной форме
Наглядные методы
К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы и т. д.), имитации (подражания), зрительные ориентиры (предметы, разметка зала), звуковые сигналы.
Словесные методы
К данной группе методов относятся: называние упражнений, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др.В работе с детьми с нарушениями речи словесные методы сочетаются и используются вместе с практическими и наглядными. Словесные методы активизируют мышление ребенка, внимание, память, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
2.3 Структура физкультурного занятия
В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре:
25 мин. - старшая группа
30 мин. - подготовительная к школе группа
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
Структура оздоровительно-игрового часа на свежем воздухе
Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме оздоровительно- игрового часа, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов оздоровительно- игрового часа инструктором по физической культуре учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период.
Оздоровительная разминка (различные виды ходьбы, бега, прыжков; имитационные движения; упражнения для профилактики плоскостопия и осанки, игры на свежем воздухе)
Формы организации двигательной деятельности
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:
— традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер),
— тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),
— игровая (подвижные игры, игры-эстафеты),
— сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений),
— с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.),
— по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. Для полной реализации программы укрепляется материально-техническая и учебно-спортивная базу, проводится спортивные соревнования.
2.4 Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 летс задержкой психического развития
Все программы адаптивного физического воспитания для детей с ЗПР 5-7 лет носят междисциплинарный характер и нацелены на нормализацию нарушенных функций, коррекцию и профилактику вторичных нарушений, коррекцию и развитие физических качеств, коррекцию психических нарушений детей. Формы занятий достаточно разнообразны и включают физкультурные занятия коррекционной направленности, рекреационные занятия в режиме дня, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.
Содержанием занятий являются:
- основные движения: ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье;
- коррекционно-развивающие подвижные игры;
- танцевальные упражнения;
- общеразвивающие упражнения как средство формирования базовых координационных способностей, развития двигательных качеств;
- корригирующие упражнения для формирования осанки, развития согласованности движений, постановки дыхания, развития мелкой моторики, активизации речевой деятельности;
- дыхательная гимнастика;
- релаксационные упражнения.
Наиболее популярны ритмопластика, стретчинг-гимнастика, фитбол-гимнастика, танцевально-игровая программа «Са-Фи-Дансе», для старших дошкольников - занятия спортивными играми (футбол, баскетбол, бадминтон).
По мере взросления и направленного обучения дети овладевают достаточно сложными двигательными действиями. Ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание - жизненно необходимые умения и основные движения программного обучения - на первый взгляд, кажутся простыми, но у дошкольников с ЗПР вызывают затруднения, так как требуют не только двигательной координации, но и активного включения мыслительных процессов, внимания, памяти, сенсорики и других функций организма.
Ходьба и бег
В этом возрасте занимают до 80% всех движений. На занятиях обучают обычной ходьбе, ходьбе на носках, на внешней стороне стопы, приставными и скрестными шагами, в приседе, перекатом с пятки на носок; бегу в переменном темпе, с подскоками, «змейкой», с изменением направления, с предметами в руках, с препятствиями, остановками, врассыпную, парами.
Типичные ошибки при ходьбе: плохая координация рук и ног (иногда асимметрия), слабое отталкивание и шарканье ногами, неустойчивость и неравномерность темпа, нарушение осанки (голова и плечи опущены), неуверенность при смене направления и ритма.
Типичные ошибки при беге: мелкий, семенящий шаг, часто на полусогнутых ногах, несогласованность движений рук и ног, недостаточная амплитуда, нечеткий ритм беговых шагов, слабое отталкивание и вынос бедра, боковые колебания туловища, дополнительные движения головой, закрепощенность в быстром беге, неумение согласовывать свои действия с действиями других, наталкивание, запаздывание на сигнал педагога, быстрая утомляемость.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в ходьбе и беге:
- коррекция техники движений рук (амплитуды, темпа)
- коррекция согласованности ходьбы и бега с дыханием
- развитие чувства ритма
- развитие ориентировки в пространстве
- развитие быстроты реакции
- развитие скоростно-силовых качеств
- укрепление свода стопы
- укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем
- коррекция осанки
- коррекция расслабления
Прыжки
Развивают координацию движений, силу мышц ног и туловища. В 5 лет дети прыгают в длину с места, выполняют ритмичные подскоки на одной ноге вперед, назад, вправо, влево, с предметами, разным положением рук, хлопками; в 6 лет - прыгают в длину и высоту с разбега, через скакалку, запрыгивают на предметы, спрыгивают на точность (в обруч).
Типичные ошибки при прыжках у 5-7-летних - слабое подседание при прыжках в длину с места, неодновременное отталкивание, прямые ноги в полете, малая траектория, жесткое приземление, часто с потерей равновесия; в прыжках с разбега - дискоординация движений рук и ног, отсутствие или несогласованность маха руками вверх при отталкивании, неполное разгибание толчковой ноги в коленном суставе, иногда неумение оттолкнуться одной ногой; в прыжках со скакалкой - много лишних движений, несогласованность вращения скакалки с движениями ног, особенно у мальчиков.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в прыжках:
- развитие силы мышц-разгибателей ног, туловища
- коррекция и развитие координации движений всех звеньев тела
- развитие дифференцировки усилий, расстояния
- укрепление мышечно-связочного аппарата стопы
- развитие подвижности всех суставов
- развитие скоростно-силовых качеств
- коррекция и развитие равновесия
Метание
Метание - сложное по координации упражнение, развивает ловкость, глазомер, укрепляет мышцы ног, туловища, рук и плечевого пояса, развивает тонкую моторику, подвижность в суставах, кинестетические ощущения. В процессе обучения используется мелкий инвентарь: от больших пляжных мячей до маленьких шариков, различных по весу, объему, цвету, дротики на липучках, мешочки с песком, серсо, при занятиях на улице - шишки, желуди, снежки, тарелочки.
В 5 лет - броски и ловля мяча с близкого расстояния с дополнительными действиями: хлопками, поворотами, приседаниями, подбрасывание и ловля, удар мяча об пол и ловля двумя руками, правой, левой. В 6-7 лет - метание на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель, «школа мяча» у стены, игры с мячом, переходные к спортивным.
Дети с ЗПР долго и не все осваивают технику метания. Многим дошкольникам 4-5 лет доступны только элементарные манипуляции с мячом. Старшими дошкольниками с трудом осваивается координация целостного упражнения в метании.
Типичные ошибки: неправильное исходное положение, отсутствие широкого замаха, рука в момент выброса не разгибается полностью, перенос веса тела на сзади стоящую ногу, нарушение траектории полета (как правило, вперед-вниз, чаще у девочек), отсутствие слитности движения.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений в метании, бросании и ловле мяча:
- развитие способности дифференцировать усилие и расстояние
- развитие ручной ловкости
- развитие координации движений рук, глазомера, зрительного слежения
- развитие ориентировки в пространстве и схеме тела
- развитие мелкой моторики
- развитие концентрации внимания, быстроты реакции
- развитие согласованности движений рук, ног и туловища
- развитие подвижности в суставах
- развитие умения анализировать и контролировать собственные действия
Ползание и лазанье
Укрепляют крупные мышцы туловища, рук, ног, развивают ловкость, силу, гибкость позвоночника, точность перемещения, смелость. Для ползания и лазанья используют гимнастические скамейки, наклонные приставные доски и лестницы, поролоновые модули, горку, канат, веревочную лестницу. Инвентарь используется отдельно или в комплексе, например: гимнастическая стенка, канат с узлами и приставная лестница.
У младших дошкольников обучение начинается с ползания по горизонтальной плоскости. Упражнения усложняются постепенно, в 5-7 лет можно использовать игровые композиции из комплекса упражнений «Достань флажок», «Путешествие на корабле», «Зоопарк». Важно обеспечить безопасность.
Коррекционно-развивающая направленность упражнений:
- развитие координации всех звеньев тела
- развитие согласованности движений
- развитие ловкости, смелости, преодоление страха
- развитие равновесия
- профилактика плоскостопия
- развитие способности дифференцировать усилие
Общеразвивающие упражнения
ОРУ для детей с ЗПР имеют многофункциональное значение, они формируют культуру движений, осанку, развивают равновесие, координацию, выразительность, точность, согласованность движений по темпу и амплитуде, ориентировку в схеме тела, подвижность в суставах, расслабление. Упражнения выполняются без предметов и с мелким инвентарем - мячами, ленточками, флажками, кубиками, кеглями, гимнастическими палками, мягкими игрушками, обручами. Общеразвивающие упражнения не только расширяют двигательный диапазон дошкольников, но и развивают психические процессы: внимание, двигательную, зрительную, слуховую память, эмоции, образное мышление, воображение, дисциплинируют поведение.
5-6-летних дошкольников обучают общеразвивающим упражнениям в игровой форме, имитируя движения птиц, животных, насекомых, природных явлений и т.п. Например: руки вверх - в стороны - «Солнышко»; боковые наклоны - «Маятник»; махи рук - «Бабочка»; прогибание спины, стоя в упоре на коленях, - «Кошечка»; бег на месте - «Дождик кап-кап-кап». При этом педагог сам показывает движения зайчиков, цапли, лягушки, используя жесты, мимику, голос, музыкальное сопровождение. Старшие дошкольники выполняют упражнения под счет, хлопки, бубен.
Коррекционно-развивающая направленность общеразвивающих упражнений:
- коррекция осанки, плоскостопия
- развитие и коррекция основных движений
- развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения
- развитие эмоциональной сферы
- развитие нервно-мышечной, сенсорной, дыхательной систем
Подвижные игры
Подвижные игры удовлетворяют естественную потребность детей в движении, общении, эмоциональном насыщении и имеют огромное воспитательно-образовательное значение, позволяя решать коррекционные задачи физического и психического развития детей с ЗПР. Подвижные игры состоят из простых или уже изученных упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метания, лазанья и перелезания, предметных действий. Они могут быть сюжетными, имитационными, театрализованными, в виде эстафеты, полосы препятствий.
Одна из особенностей задержки психического развития - не-сформированность у детей игровой деятельности, отсутствие интереса к игре, робость, стеснительность, а чаще гиперактивность, дефекты речи, нежелание действовать в команде. В связи с этим игровая деятельность строится постепенно. Ритм стихов помогает подчинить движения определенному темпу, сила голоса определяет амплитуду и выразительность движений.
В старшем дошкольном возрасте подвижные игры отличаются большим разнообразием, целенаправленностью психофизической нагрузки. Выступая для ребенка в качестве забавы, развлечения, игра строится таким образом, чтобы в ненавязчивой форме решать целый комплекс задач моторного, психического, интеллектуального, речевого развития. Для гиперактивных детей не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызывающие чрезмерный азарт.
Если игра неинтересна ребенку, он быстро отвлекается, переключается на другую деятельность. Концентрации внимания способствуют подвижные игры «Идем по слуху», «Разноцветные буквы», «Запрещенное движение». Активизации образной памяти, развитию тактильных ощущений, зрительного восприятия способствуют подвижные игры «Чудесный мешочек», «Узнай друга», «Зоопарк», «Дотронься до...». Подвижные игры «Собери слово», «Сиамские близнецы» содержат в себе задания, развивающие словесно-логическую память. В игре «Строители и разрушители» дети соотносят, объединяют и разъединяют фигуры, различные по цвету, форме, величине, что развивает наглядно-действенное мышление.
Особое внимание во все возрастные периоды уделяется развитию мелкой моторики. С этой целью применяются игры с мелкими предметами, пальчиковые, рифмованные инсценировки, игровые композиции, игры-загадки. Они могут проводиться в детском саду и дома. Несмотря на то что эти игры проводятся в спокойной обстановке, они увлекательны, эмоциональны, развивают творческую деятельность, знакомят с предметами окружающего мира, упражняют ручную ловкость, способствуют развитию речи, ориентировки в пространстве, концентрации и переключению внимания, двигательной и зрительной памяти.
2.5 Содержание образовательной деятельности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
- развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
- совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности
- продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения
- развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей
- закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий
- закреплять умение лазать по гимнастической стенке, меняя темп
- совершенствовать умение прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении
- закреплять умение сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе
- знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми-эстафетами
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
- развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений
- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах
- продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество
- приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место
- поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны
- проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью 25-30 минут; два раза в год физкультурные праздники длительностью до 1 часа
- во время физкультурных досугов и праздников привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях
2.6 Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений:
Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-5,5 секунды (к концу года —30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, una нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь ~еред, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно пез каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой – 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.
Построение и перестроения. В колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением,
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.
Спортивные игры
- Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди
- Элементы бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем
- Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота
передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
- Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Подвижные игры
- С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
- С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
- С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
- С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий». - С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?»
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
Спортивные развлечения. «Веселые старты», «Подвижные игры», «Зимние состязания», «Детская Олимпиада»
2.7. Взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями
Участие в совместных спортивных праздниках и физкультурных досугах в соответствии стематическим планированием (например, «Папа, мама и я - спортивная
семья», «Мой весёлый, звонкий мяч», «Наши защитники», «Свою мамочку люблю и на праздник приглашу» и др.)
Совместные дни здоровья(например, совместный с родителями праздник «Ладошка к ладони – болезни прогоним», весёлые конкурсы, викторины, оформление совместных с родителями стенгазет и пр.). Привлечение родителей к участию в предварительной работе при подготовке к физкультурным досугам и праздникам (например, чтение литературных произведений на заданные педагогом темы, спортивных сказок, просмотр спортивных, детских телепередач; разучивание с детьми небольших стихотворений, ролей персонажей идр.
Перспективныйбдлок
Содержание блока:
- совместное обсуждение примерных планов спортивных мероприятий (например, на следующий квартал, на время зимних каникул, на летний период идр.);
- определение объёма необходимой помощи родителей при подготовке спортивныхмероприятий;
- совместное примерное планирование тем для консультаций, бесед,
практических занятий идр.
Работа с родителями является одной из самых сложных и деликатных в деятельности детского сада. Но эта работа необходима, актуальна и очень важна. Посещая консультации, беседы, участвуя в праздниках, досугах и практических занятиях, родители участвуют в жизни группы и детского сада. У родителей появляется интерес к физическому воспитанию своих детей, пополняется багаж педагогических знаний, происходит укрепление внутрисемейных связей между родителями и детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР., Л.Б.Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; под ред. Профессора Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014
- Луконина Н., Чадова Л. Физкультурные праздники в детском саду. – М. Айрис Пресс, 2007
- Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – Спб.: ООО «Детство – пресс», 2011
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.-М. : Мозаика – Синтез, 2009
- Пензулаева Л.И. Физическая культура вдетском саду. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012
- Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
Т.А. Иванова «Йога для детей», Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2015
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам
- Н. В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020)
Перечень приложений к рабочей Программе
- Учебный план возрастных групп компенсирующей направленности на учебный год.
- Расписание физкультурных занятий вгруппах компенсирующей направленно- сти на учебный год.
- Режим пребывания воспитанников.
- Перспективное планирование образовательной деятельности по физическому воспитанию в группах компенсирующей направленности на учебный год (в том числе в летний период).
- Календарный план воспитательно-образовательной работы в группах компенси- рующей направленности на учебный год.
- Перспективный план культурно-досуговой деятельности на учебный год.
- План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанни- ков на учебный год
- График работы инструктора по физической культуре
- Циклограмма деятельности инструктора по физической культуре
- Материально – техническое обеспечение программы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Дидактическое оснащение воспитательно-образовательного процесса
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка |
3.2. Организация предметно-пространственной среды |
3.3. Материально-техническое обеспечение программы |
3.4. Планирование образовательной деятельности |
3.5. Режим дня |
3.6. Учебный план |
3.7. Расписание организованной образовательной деятельности |
3.8. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
3.9. Программно-методическое обеспечение |
3.10.Перечень приложений к рабочей программе инструктора по физической культуре |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы 5группы разработана на основе АООП ДОУ ЦРР№23 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа разработана для реализации системы педагогической деятельности коррекционной группе детей 6-7 лет. Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процес...
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО
Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО Целевой1. Поясн...
Пути реализации экологического воспитания АООП ДО слабовидящих детей и АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием, формируемой участниками образовательных отношений
Доклад к педсовету...
Адаптивная основная общеобразовательная программа (АООП) инструктора по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития
Российская ФедерацияБрянская городская администрация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №130«ДЕСНЯНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ» Г. БРЯНСКА ...
АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...
АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).
АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....
Краткая презентация АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).
Краткая презентация АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254, разработанной в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....