Статьи: "Использование информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками"
статья
Использование информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 47.5 КБ |
2_ikt_n.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение ИКТ в работе с дошкольниками»
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
ИКТ в дошкольном образовании.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
В начале невозможно провести занятие без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладеть практическими способами работы с информацией,
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на занятии ИКТ способствует так же:
- сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как педагогу, так и детям, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение детей к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Педагогом используются развивающие методы и приемы:
1. метод анализа
2. метод сравнения
3. метод обобщения
4. метод классификации
5. формулировка понятий
6. внутренний план действий
При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:
1. мультимедийные курсы
2. презентации к занятиям
3. логические игры
4. тестовые оболочки
5. ресурсы Интернет
6. электронные энциклопедии.
При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. План проведения занятия включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
помогает преодолеть трудности
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в учебном процессе.
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивации детей на занятиях, посредством использования
ИКТ»
Проблема формирования и развития мотивации обучения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования.
Мыслительная деятельность детей характеризуется повышенным уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Умственная деятельность детей носит активный, самостоятельный творческий характер.
Когда дети приступают к занятиям, ни один воспитатель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает. Причинами снижения учебной мотивации могут быть неучтенные педагогом возрастные особенности детей, неспособность воспитателя к применению современных методических приёмов, ограниченность педагогических возможностей воспитателя, особенности его личности. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом занятии.
Лучшие воспитатели во все времена применяли эффективные методические приемы, чтобы заинтересовать воспитанников, приобщить их к обучению, посредством использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе.
Компьютер может влиять на мотивацию обучающихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала по предмету, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкую оценку от воспитанника - всё это способствует формированию положительного отношения к процессу обучения в детском саду.
ИКТ можно рассматривать как один из компонентов целостной системы обучения, которые позволяют по-новому построить образовательную систему, в которой воспитанник был бы активным участником учебной деятельности.
Процесс обучения на современном этапе невозможен без применения ИКТ. Для полноценного изучения необходимо использовать показательные примеры и опыты. Но современное обучение стало ещё и «компьютерной». Поэтому чего нельзя показать на занятиях, можно продемонстрировать с помощью ИКТ. И при использовании информационных технологий меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: педагог перестаёт быть для обучающегося единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.
Таким образом, использование компьютерной техники в процессе обучения повышает его качество и эффективность, способствует творческому развитию обучающегося; расширяет возможности творчества, как воспитателя, так и воспитанников, повышается уровень мотивации к занятию, стимулирует освоение детьми большего объема знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....
Использование информационно-компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
Использование презентаций в работе с дошкольниками...
Использование информационных компьютерных технологий в работе с младшими дошкольниками.
Методическая разработка....
Информационно-компьютерные технологии в работе инструктора по физкультуре
Из опыта работыв ДОУ...
Использование информационных компьютерных технологий в работе с младшими дошкольниками
Информационные ттехнологии в работе с младшими дошкольниками...
Обобщенный опыт работы «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу с целью повышения качества образования воспитанников»
АннотацияПозицияЯ считаю, что использование ИКТ в образовательном процессе, наиболее эффективно, так как он способствует развитию у детей волевых качеств, познавательных интересов, приучает к по...