Педагогический час для педагогов ДОУ "Проведение самоанализа и анализа занятий в ДОУ"
консультация
Современный воспитатель, имеющий квалификационную категорию, должен уметь проводить самоанализ своей педагогической деятельности и на основе этого анализа или педагогической рефлексии определять возможности своего профессионального развития. В центре внимания педагога – развивающийся ребенок, а развивающемуся ребенку необходим развивающийся педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas2.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный воспитатель, имеющий квалификационную категорию, должен уметь проводить самоанализ своей педагогической деятельности и на основе этого анализа или педагогической рефлексии определять возможности своего профессионального развития. В центре внимания педагога – развивающийся ребенок, а развивающемуся ребенку необходим развивающийся педагог.
Анализ (с греческого «разложение, расчленение») – процедура мыслительного разложения целого на части помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы (в нашем случае под системой понимается образовательная деятельность в форме занятия), чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние (в нашем случае – качество освоения воспитанниками ЗУНов).
Целями проведения самоанализа является:
- выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
- определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми;
- установление организационных просчётов (например, затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).
Анализ и самоанализ решает следующие задачи:
- оценить объективность поставленных задач: насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей;
- выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
- определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
- оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят.
Анализ образовательной деятельности может быть двух видов:
-самоанализ (рефлексивная диагностика)
- анализ коллег.
ВОПРОС: по каким параметрам оцениваем занятие? (что оцениваем)
Алгоритм проведения самоанализа
- Обозначаем возрастную группу детей.
- Указываем количество присутствующих.
- Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
- Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
- Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
- Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
- Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп занятия, уровень инициативности ребят в процессе работы.
- Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
- Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
- Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
- Обобщаем всё сказанное выше.
Для того чтобы воспитателю оценить себя, другого педагога, по всем этим параметрам необходим инструмент-помощник. Особенно для молодых специалистов.
Сегодня хочу познакомить вас с одним из таких инструментов - карта-матрица самоанализа и анализа образовательной деятельности в форме занятий. В этой карте-матрице отражаются современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду с учетом требований профстандарта воспитателя и ФГОС ДО.
Посмотрим, какие параметры предлагаются.
1. Организация начала занятия, постановка образовательных задач, выполнение требований СанПиНа.
2. Организация РППС для реализации занятия (подбор раздаточного и демонстрационного материала, его развивающая направленность)
3. Логика построения занятия: соблюдение структурных частей занятия, его логика, достижение результата.
4. Создание игровой мотивации, мотивации к познавательной активности: разнообразие методов, приемов.
5. Поддержка детской самостоятельности и инициативы: активность детей в ОД, умение организовать свою деятельность.
6. Реализация воспитательного потенциала ОД: позиция воспитателя в ходе занятия.
7. Реализация личностно-ориентированного подхода: учет интересов, возможностей детей.
8. Роль педагога, стиль его общения: уровень владения материалом, речь, поведение, эмоциональность.
9. Контроль и коррекция деятельности воспитанников: взаимодействие с детьми, осуществление контроля за качеством формируемых ЗУНов.
10. Результаты ОД: оценивание деятельности детей, подведение итогов ОД.
Что выносится отдельным пунктом к привычной классической нам схеме анализа?
5. Поддержка детской самостоятельности и инициативы: активность детей в ОД, умение организовать свою деятельность.
6. Реализация воспитательного потенциала ОД: позиция воспитателя в ходе занятия.
7. Реализация личностно-ориентированного подхода: учет интересов, возможностей детей.
9. Контроль и коррекция деятельности воспитанников: взаимодействие с детьми, осуществление контроля за качеством формируемых ЗУНов.
Как вы считаете, почему составители решили вынести эти пункты отдельно?
- При анализе выходят из поля оценки, хотя эти показатели имеют важное место при планировании занятия.
- Проводя рефлексию занятия по данной карте-матрице педагог будет первоначально задумается: учитываю ли я эти компоненты и каков мой уровень при его реализации.
Эти компоненты образовательной деятельности имеют три уровня реализации – репродуктивный, активный и интерактивный.
РАБОТА ПО КАРТЕ-МАТРИЦЕ
На что в большей степени обращается внимание в анализе разных возрастных периодов 3-5 и 5-7 лет? (РАССМОТРИМ ТАБЛИЦУ)
-
3-5 | 5-7 |
развитие самостоятельности | учет уровня инициативности (принятие собственных решений) и самостоятельности |
развитие познавательного интереса | направление познавательного интереса на развитие исследовательской деятельности и способности экспериментировать |
обучение приемам рефлексии (в конце занятия), носит развивающий характер | Детская рефлексия (вспомнить, и осознать (для чего мне это надо?) основные компоненты деятельности на занятии), формирование положительной самооценки |
учет возрастных особенностей (не навреди!), сохранения психологического комфорта (в большей мере) | |
развитие навыков сотрудничества, стимулирование к общению | работа построена на сотрудничестве и уважении интересов другого, ребенок – участник общения |
фронтальная, групповая, подгрупповая (формируем навык сотрудничества) | формирование групп, пар с учетом личных интересов детей |
На что еще обратить внимание, об этом вам расскажет Брылякова Г.А., поделиться свои подходом к анализу/самоанализу занятия
Как работать с картой-матрицей
Карта-матрица с характеристикой уровней продуктивности педагогической деятельности в приложении – это указатель, по которому воспитатель определяет свой уровень при оценке каждого компонента образовательной деятельности. На основании отмеченных в карте-матрице уровней он формулирует задачи на зону ближайшего развития – какому компоненту образовательной деятельности следует уделить особое внимание.
Таким образом, работа с такой картой позволит любому педагогу – по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, развивать навыки рефлексии и выстраивать эффективную обратную связь во взаимодействии с детьми. Это один из инструментов оценки и повышения качества дошкольного образования в структуре ВСОКО детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...
Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.
Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....
Самоанализ и анализ деятельности воспитателя
Теоретические аспекты аналитической деятельности....
Консультация для педагогов "Анализ занятия в соответствии с ФГОС ДО
материал адресован педагогам ДОУ...
Педагогический анализ занятия
Педагогический анализ занятияФ.И.О. педагога____________________________ Возрастная группа___________________________ Дата________________Количество детей__________________________Занятие: ___________...
Вопросы для педагога и воспитанника по анализу проведенного занятия
В таблице даны вопросы для рефлексии для оценки и коррекции проведенного занятия....
Карта (схема) анализа занятия молодого педагога ДОУ для эксперта.
Экспертиза открытых занятий молодых специалистов образовательных учреждений....