Педагогический час для педагогов ДОУ "Проведение самоанализа и анализа занятий в ДОУ"
консультация

Современный воспитатель, имеющий квалификационную категорию,  должен уметь проводить самоанализ своей педагогической деятельности и на основе этого анализа или педагогической рефлексии определять возможности своего профессионального развития. В центре внимания педагога – развивающийся ребенок, а развивающемуся ребенку необходим развивающийся педагог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchas2.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Современный воспитатель, имеющий квалификационную категорию,  должен уметь проводить самоанализ своей педагогической деятельности и на основе этого анализа или педагогической рефлексии определять возможности своего профессионального развития. В центре внимания педагога – развивающийся ребенок, а развивающемуся ребенку необходим развивающийся педагог.

Анализ (с греческого «разложение, расчленение») – процедура мыслительного разложения целого на части помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы (в нашем случае под системой понимается образовательная деятельность в форме занятия), чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние (в нашем случае – качество освоения воспитанниками ЗУНов).

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми;
  • установление организационных просчётов (например, затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Анализ и самоанализ решает  следующие задачи:

  • оценить объективность поставленных задач: насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей;
  • выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
  • определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
  • оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят.

Анализ образовательной деятельности может быть двух видов:

 -самоанализ (рефлексивная диагностика)

-  анализ коллег.

ВОПРОС: по каким параметрам оцениваем занятие? (что оцениваем)

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп занятия, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Для того чтобы воспитателю оценить себя, другого педагога,  по всем этим параметрам необходим инструмент-помощник. Особенно для молодых специалистов.

Сегодня хочу познакомить вас с  одним из таких инструментов - карта-матрица самоанализа и анализа образовательной деятельности в форме занятий.  В  этой карте-матрице  отражаются современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду  с учетом требований профстандарта воспитателя  и ФГОС ДО.

Посмотрим, какие параметры предлагаются.

1.        Организация начала занятия, постановка образовательных  задач, выполнение требований СанПиНа.

2.        Организация РППС для реализации занятия (подбор раздаточного и демонстрационного материала, его развивающая направленность)

3.        Логика построения занятия: соблюдение структурных частей занятия, его логика, достижение результата.

4.        Создание игровой мотивации, мотивации к познавательной активности: разнообразие методов, приемов.

5.        Поддержка детской самостоятельности и инициативы: активность детей в ОД, умение организовать свою деятельность.

6.        Реализация воспитательного потенциала ОД: позиция воспитателя в ходе занятия.

7.        Реализация личностно-ориентированного подхода: учет интересов, возможностей детей.

8.        Роль педагога, стиль его общения: уровень владения материалом, речь, поведение, эмоциональность.

9.        Контроль и коррекция деятельности воспитанников: взаимодействие с детьми, осуществление контроля за качеством формируемых ЗУНов.

10.        Результаты ОД: оценивание деятельности детей, подведение итогов ОД.

Что выносится отдельным пунктом к привычной классической  нам схеме анализа?

5.        Поддержка детской самостоятельности и инициативы: активность детей в ОД, умение организовать свою деятельность.

6.        Реализация воспитательного потенциала ОД: позиция воспитателя в ходе занятия.

7.        Реализация личностно-ориентированного подхода: учет интересов, возможностей детей.

9.        Контроль и коррекция деятельности воспитанников: взаимодействие с детьми, осуществление контроля за качеством формируемых ЗУНов.

Как вы считаете, почему составители решили вынести эти пункты отдельно?

  1. При анализе выходят из поля оценки, хотя  эти показатели имеют важное место при планировании занятия.
  2. Проводя рефлексию  занятия по данной карте-матрице педагог будет первоначально задумается: учитываю ли я эти компоненты и каков мой уровень при его реализации.

Эти  компоненты  образовательной деятельности    имеют  три уровня реализации – репродуктивный, активный и интерактивный.

РАБОТА ПО КАРТЕ-МАТРИЦЕ

На что в большей степени обращается внимание в анализе разных возрастных периодов  3-5 и 5-7 лет? (РАССМОТРИМ ТАБЛИЦУ)

-

3-5

5-7

развитие самостоятельности

учет уровня инициативности (принятие собственных решений) и самостоятельности

развитие познавательного интереса

направление  познавательного интереса на развитие исследовательской деятельности и способности экспериментировать

обучение приемам рефлексии (в конце занятия), носит развивающий характер

Детская рефлексия (вспомнить, и осознать (для чего мне это надо?) основные компоненты деятельности на занятии), формирование положительной самооценки

учет возрастных особенностей (не навреди!), сохранения психологического комфорта (в большей мере)

развитие навыков сотрудничества, стимулирование к общению

работа построена на сотрудничестве и уважении интересов другого, ребенок – участник общения

фронтальная, групповая, подгрупповая (формируем навык сотрудничества)

формирование групп, пар с учетом личных интересов детей

На что еще обратить внимание, об этом вам расскажет Брылякова Г.А., поделиться свои подходом к анализу/самоанализу занятия

Как работать с картой-матрицей

Карта-матрица с характеристикой уровней продуктивности педагогической деятельности в приложении – это указатель, по которому воспитатель определяет свой уровень при оценке каждого компонента образовательной деятельности. На основании отмеченных в карте-матрице уровней он формулирует задачи на зону ближайшего развития – какому компоненту образовательной деятельности следует уделить особое внимание.

Таким образом, работа с такой картой позволит любому педагогу – по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, развивать навыки рефлексии и выстраивать эффективную обратную связь во взаимодействии с детьми.  Это  один из инструментов оценки и повышения качества дошкольного образования в структуре ВСОКО детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...

Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.

Карты для  фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может  быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....

Самоанализ и анализ деятельности воспитателя

Теоретические  аспекты  аналитической деятельности....

Педагогический анализ занятия

Педагогический анализ занятияФ.И.О. педагога____________________________ Возрастная группа___________________________ Дата________________Количество детей__________________________Занятие: ___________...

Вопросы для педагога и воспитанника по анализу проведенного занятия

В таблице даны вопросы для рефлексии для оценки и коррекции проведенного занятия....

Карта (схема) анализа занятия молодого педагога ДОУ для эксперта.

Экспертиза открытых занятий молодых специалистов образовательных учреждений....