Опыт работы по изготовлению дидактического материала к развивающим занятиям.
методическая разработка (подготовительная группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

Дидактические игры и пособия для занятий из бросового материала своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем вместе603.42 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по изготовлению дидактического материала к развивающим занятиям.

Выполнила воспитатель

Вишнева А.А.

C:\Users\Алла\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240129_145507.jpg                                   C:\Users\Алла\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240129_150146.jpg

                         C:\Users\Алла\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240129_144926.jpg 

Опыт работы по изготовлению дидактического материала к развивающим занятиям.

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Содержание

1. Значение дидактического материала в детском саду

1.1. Цели применения дидактических материалов

2. Основные виды дидактического материала в ДОУ

2.1. Предметно-образные пособия

2.2. Знаковые дидактические материалы

3. Дидактический материал для детского сада своими руками

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.

Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.

Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия.

К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:

Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.

Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.

Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).

Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.

Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по изготовлению настольного театра

Самодельный настольный театр из конусов и цилиндров...

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала "Волшебное дерево"

Дидактически материал для занятий по познавательному развитию "Волшебное дерево"...

Опыт работы " Значение изготовления книжек- самоделок для развития детей"

Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей» (из опыта работы воспитателя МДОАУ «Детский сад № 208 «Самоцветик» г. Орска&ra...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактического материала "Безопасная дорога"

Мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактического материала по правилам дорожного движения...

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала по пдд

Мастер-классПо изготовлению дидактическогоматериала по правиламдорожного движения Тема «Безопасная дорога».Цель: Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах города....

Мастер-класс по изготовлению дидактического материала "Театральный сундучок"

Целью создания данного пособия было - желание познакомить детей дошкольного возраста с понятием «театр», приобщить детей к миру театрального искусства посредством...