Консультация для педагогов ДОУ: "Применение кинезиологических упражнений для развития дошкольников".
консультация

Суздаль Лилия Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ: "Применение кинезиологических упражнений для развития дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_upr.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кинезиологических упражнений

для развития дошкольников

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального (слухового) восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Таким образом, развитие в дошкольном детстве дает старт для успешного обучения в школе.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологические упражнения или как еще называют «гимнастика мозга».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно, начиная выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений.

Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению в школе.

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

Важные моменты в проведении упражнений:

• Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

• Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

 Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

• Занятия проводятся утром.

• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

• От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столами.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет месяц, неделя – перерыв.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

ПОИГРАЕМ!

Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики

«Здравствуй». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Речевое сопровождение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

«Ладушки-оладушки».Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

Так пожарим, повернем и опять играть начнем».

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно (вторая рука за спиной), затем обеими руками вместе.

«Лягушка». Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Паучок» Правой руку ладонью положить на стол. Пальцы раздвинуть. По команде шевелить только тем пальцем, который укажет ведущий.

Паучок, паучок.

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили.

Мы тебя кормили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя,выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников»

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполуша...

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладоне и на стопе находятся более 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирован...

Консультация для родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников»

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в ус...

«Применение кинезиологических упражнений в развитии глазодвигательной координации детей 6-7 лет с ОВЗ».

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.К...

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Применение кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР

Всем давно известно, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее...