Применение кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Елена Николаевна Бегун

Всем давно известно, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-072deec41b472bde9fb1c09bcf05079e1d816c61.docx122.81 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР

Всем давно известно, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми. У которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей посредством определённых двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Дети средней логопедической группы, улучшают навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, делают это следующими способами:

Упражнение 1.

«Кулак - ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Смена позиций повторяется. По мере усвоения упражнения можно ускорять.

Вот - ладошка, вот - кулак!

Всё быстрее делай так.

IMG_256

Упражнение 2.

«Кулачки – ладошки в воздухе». Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят удерживая руки на весу.

Упражнение 3.

«Кулак кольцо». Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак - кольцо (большой и указательный пальцы), кулак - кольцо (большой и средний пальцы), кулак - кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак - кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.

IMG_256

Упражнение 4.

«Кулак - ребро - ладонь» («Лягушка»). Три положения руки последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак скучно (ребро) тут (ладонь)!

Упражнение 5.

«Лайк – кольцо». Одна рука – в кулаке, большой палец вверх (лайк), вторая рука - кольцо из большого и указательного пальца, хлопок, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Упражнение 6.

«Лесенка». Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

Упражнение 7.

«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.

IMG_256

Графомоторный планшет

Графомоторный планшет трафарет лиминированный формата А4, что обеспечивает возможность многоразового использования карточки с образцом. Это способствует формированию у детей чувства успешности, уверенности в своих действиях и получения положительных эмоций от выполненной работы.

Предложенные задания имеют разную степень сложности:  «Лабиринты для рук». Ребёнку предоставляется возможность пройти по предложенным маршрутам сначала пальчиками, а затем продублировать их маркером, карандашом. 

«Межполушарные прописи, раскраски». Принцип работы заключается в том, чтобы обрисовывать по очертаниям рисунка двумя руками одновременно. Если сразу не получается, то сначала одной рукой, потом второй, а и потом двумя. 

Самостоятельное изображение геометрических фигур, простейших сюжетов и последующей их штриховкой в разных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой мотрики руки для детей дошкольного возраста. Упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются стихотворным текстом....

Опыт работы "Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В своей работе я применяю технику пластилинографии на протяжении длительного времени и считаю, что она способствует развитию мелкой моторики при условии ее систематического включения в образовательную...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Картотека может быть полезна педагогам и родителям, заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции реч...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. ...