Паспорт мини-музея «МИР КУКОЛ»
методическая разработка (младшая группа)
Для детей самая главная игрушка - это кукла. В куклы дети играли всегда. Куклы, в жизни ребёнка играют важные роли, они учат многому, через их роли, он переживает и свои.
Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. Кукла по сути своей - отражение образа человека.
Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.
В работе над мини-музеем мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делая участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются, или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 96
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Паспорт мини-музея
«МИР КУКОЛ»
Воспитатели:
Агапенкова И.А.
2023-2024 г.г.
Содержание
- Актуальность …………………………………………………. стр.3
- Цель, задачи…………………………………………………… стр.4
- Формы работы………………………………………………… стр.5
- Этапы реализации работы над мини-музеем……………….. стр.5
- Предметно-развивающая среда…………………………….. стр.6
- Материально-техническое обеспечение……………………. стр.6
- Характеристика (описание) мини музея…………………….. стр.7
- Разделы мини-музея …………………………………………. стр.7
- Тематический план мини-музея……………………………… стр.9
- Перспектива развития мини-музея ………………………… стр.10
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МУЗЕЯ
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
Профиль музея: познавательный
Актуальность:
Для детей самая главная игрушка - это кукла. В куклы дети играли всегда. Куклы, в жизни ребёнка играют важные роли, они учат многому, через их роли, он переживает и свои.
Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. Кукла по сути своей - отражение образа человека.
Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.
В работе над мини-музеем мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делая участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются, или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.
Работа по теме мини-музея «Мир кукол» реализуется через образовательные области:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
Цель:
Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и игре как средству общения с ребенком, активизацию использования игр в семейном воспитании, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи мини-музея:
С детьми:
- Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом индивидуальных способностей;
- Формировать знания об образах кукол в литературных произведениях;
- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
С родителями:
- Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
- Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
С воспитателями:
- определить значимость куклы в жизни детей;
- собрать информацию о разнообразии кукол
Предметно-развивающая среда:
- обновление и обогащение предметно-развивающей среды для музея.
Работа по созданию мини-музея ведется по трём направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с воспитателями
Формы работы:
- С детьми:
- Совместная деятельность воспитателей и детей
- Занятия
- Игровая деятельность
- С родителями:
- Беседы
- Консультации
- Выставки
- С воспитателями:
- Консультации
- Выступления на педсовете
- Презентации
Этапы реализации при работе над мини-музеем:
Первый этап – подготовительный
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
- Определение цели и задач по работе над мини-музеем;
- Составление плана работы по мини-музею.
Второй этап – основной
- Разработка дидактических и развивающих игр по теме «Мир кукол»;
- Изготовление практического материала по теме.
Третий этап – заключительный
- Обобщение результатов по работе над мини-музеем;
- Презентация мини-музея и показ презентации.
Предметно-развивающая среда:
- Оформление картотек дидактические игры с куклой («Одень куклу», блок игр «Веселая матрешка», «Бусы для матрешки», «Одень куклу на прогулку по сезону» и т.д.)
- Оформление картотеки стихов, книжки-малышки со стихотворениями о куклах
Материально-техническое обеспечение мини-музея:
- Куклы, атрибуты для игры с куклой;
- Альбомы с изображением кукол; демонстрационный материал (различные изображения с куклами)
- Атрибуты для театрализованной деятельности;
- Трафареты, раскраски.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ | Название раздела | Хранение | Дата поступления |
Экспозиции | |||
1. | «Авторские куклы» | постоянное | Сентябрь, 2023 |
2. | «Игровые куклы» | постоянное | Сентябрь, 2023 |
3. | «Куклы обереги» | постоянное | Октябрь, 2023 |
5. | «Русская матрешка» | постоянная | Сентябрь, 2023 |
6. | «Куклы самоделки» | постоянное | Октябрь, 2023 |
7. | «Театральные куклы» | постоянное | Декабрь, 2023 |
8. | «Фарфоровые куклы» | постоянное | Январь, 2024 |
9. | «Куклы наших мам и бабушек» | постоянное | Февраль, 2024 |
Разделы мини-музея
- Экспозиции
- «Деревянные игрушки»
- «Народные куклы и обереги»
- «Куклы для игры»
- «Фарфоровые куклы»
Экспонаты данных экспозиций находятся в свободном доступе у детей. Игрушки могут быть использованы в процессе занятий, тематических дней, для театрализованной деятельности. Экспозиции пополняются новыми экспонатами.
- Галерея
- Иллюстрации с изображением различных кукол
- Картотеки
- Дидактических игр
- Дидактические игры по театрализованной деятельности
- Библиотека
Консультации:
- «Народная кукла в игре современных детей»
- «Кукла в жизни ребенка»
- «Как организовать игровой уголок»
- "Ребенок и игрушки"
- «Роль куклы в воспитании дошкольников»
- «Кукла, сделанная своими руками»
- Игротека
- Дидактические игры
(блок дидактических игр «Веселая матрешка»)
- «Собери матрешку»
- «Собери по цвету»
- «Разложи по цвету»
- Творческая мастерская
- Раскраски
- Трафареты народных игрушек (матрешка)
- Материалы для творчества детей (листы для рисования, цветные карандаши, гуашь, кисти, восковые мелки, пластилин и т.д.)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ-МУЗЕЕ
- Работа с родителями
- Пополнение мини-музея экспонатами
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
сентябрь - октябрь | Знакомство с различными куклами | Содействовать развитию эстетического восприятия, способности эмоционально откликаться. | Воспитатели, дети |
ноябрь-декабрь | Знакомство с куклами для театрализации | Прививать интерес к пальчиковой кукле. | Воспитатели, родители, дети |
январь | Продолжать знакомство с куклами, игры с куклами: «Собери куклу на прогулку», «Нарисуй наряд для куклы» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. | Родители, воспитали |
февраль | Проведение консультаций по теме мини-музея | Проявить интерес родителей к развитию эстетического восприятия детей. | Воспитатели, родители |
март апрель | Знакомство детей с новыми экспонатами мини-музея | Содействовать развитию эстетического восприятия, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. | Воспитатели, дети |
май | 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в мини-музей кукол для детей старших групп. | Содействовать развитию эстетического восприятия образцов кукол, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа | Воспитатели, дети старших групп |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор художественной литературы
- Пополнение мини-музея экспонатами
- Пополнение тематических альбомов для рассматривания
- Проведение на базе мини-музея экскурсий для других групп детского сада и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"
Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...
Паспорт мини-музея "Музей кукол"
В музеи собраны различные куклы. Это и куклы в традиционных костюмах, и тряпичные куклы, и иллюстрации с изображениями кукол....
Паспорт мини - музея в ДОУ "Мир кукол"
Одним из направлений моей работы является музейная педагогика. В группе создан мини-музей "Мир кукол" с постоянно действующей экспозицией "Современные куклы". В мини-музеи располаг...
Паспорт мини-музея кукол
Паспорт мини-музея включает в себя основные моменты паспортизации музея " Мир кукол"...