Игры для развития Эмпатии
картотека
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
Игра «Недотроги»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.
Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т.д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.
Игра «На мостике»
Возраст: дошкольный.
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры (падает в пропасть).
Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
Игра «Принц и принцессы»
Цель: развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.
Игра «Мама и детеныш»
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.
Возраст: дошкольный.
Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.
Игра «Зайка»
Возраст: дошкольный.
В этой игре ребенок сталкивается с новыми условиями игрового партнерства – ему поручается индивидуальная роль, он должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Он становится заметным для всех и как бы отделяется от общего хоровода. Чувствуя, что все на них смотрят, многие малыши начинают стесняться, проявляют нерешительность, могут даже отказаться от привлекательных действий.
Преодоление подобных внутренних тормозов является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности и других качеств полноценной личности. Игра построена таким образом, что ребенок чувствует поддержку остальных ее участников – ведь они вместе с ним и одновременно выполняют те же движения, выражают ему, свое сочувствие и расположение. Это значительно облегчает ребенку выполнение порученной роли, придает ей привлекательность.
Однако в любой группе найдутся несколько детей, которые не могут преодолеть боязнь, решиться выступить перед всеми. Игра «Зайка» помогает своевременно выявить таких детей, чтобы вместе с родителями воспитывать у них недостающие качества.
Игра построена на эстетическом воздействии. В ней содержатся народная мелодия, образные поэтические слова, органично связанные с выразительными движениями. Движения под рифмованный текст не представляют для детей особой трудности, поскольку они уже выполняли их в предыдущих играх.
Описание игры
Перед началом игры воспитатель предлагает детям послушать песенку про зайчика. Взрослый старается создать у детей образ зайчика, которому холодно зимой, и помогает детям осмыслить содержание тех движений, которые им придется выполнять. Например: «У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки торчат на макушке; когда они стоят, зайка хорошо все слышит, и он ими шевелит, чтобы лучше слышать. Когда ему холодно, он хочет согреть свои лапки и делает вот так (хлопает лапкой о лапку). Когда зайке холодно стоять, он прыгает, скок-скок, вот так. Давайте поиграем в зайку. Зайкой будет у нас сначала...»
Воспитатель выбирает самого смелого из желающих детей, предлагает всем взяться за руки, построить хоровод, а зайке - выйти на середину и, сделав руками ушки, присесть на корточки. Вслед за воспитателем дети произносят следующие слова (или поют песенку) и выполняют соответствующие движения.
Зайка беленький сидит И ушами шевелит, Вот так, вот так, И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок-скок-скок! Надо зайке поскакать.
Под эти слова зайка и все дети сначала присаживаются на корточки и, приложив кисти рук к ушам, изображают, как зайка шевелит ушками, потом, поглаживая то одну, то другую руку, слегка прихлопывают «лапкой» о «лапку». Затем поднимаются и прыгают на двух ногах навстречу зайке, стоящему в кругу. Дети стараются как бы согреть зайчика, выражают теплоту своего сочувствия. Круг расширяется, чтобы зайке было удобнее выбрать себе замену. Затем игра начинается сначала, вокруг нового зайчика.
Правила игры
Играть дружно и выполнять все движения по показу воспитателя.
Зайка сам выбирает себе замену, но только из тех детей, которые еще не выполняли эту роль.
Учитывая значение этой игры для воспитания ценных качеств личности, нужно стараться так направлять поведение детей, чтобы выполняющие роль зайки чувствовали внимание и сочувствие к себе всех участников игры. Можно показать детям, как помочь зайке согреться, например: погладить, дотронуться ласково, улыбнуться. Помогая зайке выбрать себе замену, нужно привлечь его внимание к тем детям, которые сами очень хотят получить эту роль и выражают нетерпение.
Если ребенок отказывается от роли, робеет и смущается, не следует настаивать и его уговаривать. Пусть он сначала поиграет в хороводе и понаблюдает за другими, это поможет ему -в дальнейшем справиться со смущением и добровольно взять на себя роль. В случае упорного нежелания выступать в роли зайки следует обратить особое внимание на отношение к ребенку в семье. Надо объяснить родителям опасность излишней опеки и подумать, как вместе воспитывать у ребенка нужные качества личности.
Игра «Утка с утятами»
Возраст: дошкольный.
В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую другую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.
Игра «Гномики»
Возраст: дошкольный.
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»
Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.
Игра «Профессии»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.
Возраст: дошкольный.
Описание игры: Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
Игра «Фантазии»
Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.
Возраст: дошкольный.
Описание игры: Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста».
Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, – роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.
Игра «Исполнение желания»
Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
«Слепой и поводырь»
Участники игры делятся на пары; один человек закрывает (или ему завязывают) глаза – он «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить по классу, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы. Задание можно усложнить, предложив «поводырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и так далее. Через 5 – 7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.
Обсуждая игру, можно поговорить о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию?
«Прогулка с компасом»
Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один человек «турист» (ведомый), а второй – «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» – передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» – направлять его движение.
«Корабли и скалы»
Половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» – не допустить «кораблекрушение». Потом играющие меняются ролями.
«Лабиринт»
Эту игру лучше проводить на классном часе или после уроков – на нее требуется достаточно много времени. Из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке 10х10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые можно было переступить, а под некоторые – подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки.
Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее всего.
«Ветер в ивах» («Восковая палочка»)
Эта игра предназначена для более старших ребят, уже более-менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих – не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Проводя игру, учитель должен быть уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.
«Падения на руки»
Человек закрывает глаза и начинает падать назад, на руки товарища. Естественно, партнер должен быть в состоянии удержать его. Проводя эту игру с ребятами, лучше всего пользоваться физкультурными матами.
«Путаница»
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача играющих – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу.
Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъединить, чтобы распутать «мертвый узел».
Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.
«Гусеница»
Нам понадобятся несколько воздушных шаров – столько же, сколько играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи достигли все?
«Рефлексия»
Играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в несколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде получает одно очко.
По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «САМО-...». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его «подстраивающимся», понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог одинаковый с ним. Задача второго игрока, «ускользающего», произнести отличающийся слог. Обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.
«Робот»
Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре – «робот», второй – «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями.
«Зеркало»
Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре – «человек», второй – «зеркало». «Человек» начинает медленно плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним, «зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание.
Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче – «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?
«Опаздывающее зеркало»
Когда ребята освоятся в роли «зеркал»000 и упражнение станет для них достаточно легким, игру можно усложнить. «Человек» начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаздывая на один или два такта. Этот вариант потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и собранности.
«Трио»
Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий, свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий человек. Задача игроков – пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый. Сколько человек смогут ходить вместе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Игры на развитие эмпатии"
картотека игр...
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния...
Игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Игры для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....
ИГРЫ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ
ИГРЫ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ...
Игры на развитие внимания друг к другу, эмпатии
Дошкольники эмоционально открыты и вполне способны проявлять внимание не только к своим потребностям, но и к потребностям сверстников, умеют сопереживать, выражать сочувствие. Важно научить их этому....
Психотехнические игры на развитие эмпатии
Представленные игры помогают педагогу вызвать чувство эмпатии, научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека....