Игры на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Сенаторова Татьяна Николаевна

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс занятий, направленных на расширение знаний детей об основных эмоциях (радость, страх, грусть, удивление, обида, гнев).

1 Занятие. "Знакомство детей с эмоцией РАДОСТЬ"

1. Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Новая кукла». После прослушивания дети делились впечатлениями: что они чувствовали при прослушивании музыки, что хочется делать под такую музыку.

2. При повторном прослушивании  музыкального произведения, детям предлагалось потанцевать под музыку. По окончании воспитатель обращает внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Дети пришли к выводу, что лица у них были: «радостные»,«оживленные и открытые».

(При обсуждении того, как они двигались, дети делились следующими впечатлениями: «Я танцевала легко, легко», «Я кружилась вся такая радостная» , «Я танцевал, и мне было хорошо»).

Воспитатель объяснил детям, что так они выражали радость.

3. Предложить детям рисование на тему «РАДОСТЬ», а потом желающим детям рассказать о своем рисунке.

4. Предложить детям поиграть в игру «Зеркало» с целью развития у них мимики и пантомимики.

По ходу игры  воспитатель изображал эмоцию (РАДОСТЬ) – дети повторяли.

5. Предлагаложить детям  рассказать о ситуациях, которые вызывали у них радость.

2 Занятие. "Знакомство детей с эмоцией ГОРЕ"

1. Беседа по сказке «Теремок». Детям предлагалось вспомнить сюжет сказки и героев сказки и по рассуждать над вопросами: «Когда они переживали горе?», «Как они справились с горем?».

2. Предложил детям в игре изобразить героев сказки, когда они переживали горе.

Цель: развитие мимики и пантомимики у детей при изображении эмоции «ГОРЕ». В ходе игры воспитатель выбирал детей по желанию на роли персонажей сказки, а затем каждый ребенок изображал, как его герой переживает горе. Остальные дети внимательно смотрели, как ребенок изображает заданную эмоцию, обсуждали ее.

3. В заключение занятия дети рассказывали случаи из жизни, когда они переживали горе (грусть).

3 Занятие. "Знакомство детей с эмоцией УДИВЛЕНИЕ"

1. Упражнение «Найди пиктограмму». Дети выбирали пиктограмму с эмоцией «УДИВЛЕНИЕ» из заранее подготовленных. Воспитатель рассматривает с детьми выбранную ими пиктограмму, обращает внимание на рот, глаза, брови.

2. Проведение упражнения «Зеркало» дети учились изображать эмоцию «УДИВЛЕНИЕ».

3. Игра «Фантазии», где детям предлагалось составить удивительные предложения. Например: «К нам в гости приехал слон» и т. д. Удивительные предложения составлялись от понятия «удивление».

Пример:

– «А на дереве растут книжки»

– «Я пошла гулять и встретила настоящего волшебника!»

– «Мы смотрели на луну, и нам помахали инопланетяне»

4 Занятие. "Знакомство детей с эмоцией СТРАХ"

1. Предложить детям поиграть в игру «Гуси-лебеди». По ходу игры дети гуляют по помещению группы, представляют, что они гуляют по цветущей полянке. Затем подается сигнал тревоги, дети прячатся. Игра повторялась несколько раз. Воспитатель обращает внимание детей на то, что сигнал тревоги вызывает страх.

2. Упражнение «Найди пиктограмму», в ходе которого дети выбирают пиктограмму с заданной эмоцией.

3. Сопоставление своего выбора с чувством, которое они испытывали, когда прятались от «Гусей». У многих детей испытанное ими чувство во время игры совпало эмоцией, которую они выбрали.

Примеры ответов детей:

– «Мне было страшно, когда гуси налетали, и я прятался»

– «Страшно, поэтому хочется спрятаться»

– «На картинке страшно, и мне было страшно»

4. Чтение отрывка из сказки С.Михалкова «Три поросенка»: эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка. После чтения детям задаются вопросы с целью обсуждения эмоционального состояния поросят, когда они убегали от волка.

5 Занятие. "Знакомство детей с эмоцией ГНЕВ"

1. Упражнение «Зеркало». Детей «разбить» на пары и предложить, работая в парах, показать друг другу заданную эмоцию.

2. Проигрываниеа этюд (в парах) «Два сердитых мальчика» с целью упражнения в выражении эмоции «Гнев»: мальчики поссорились, они очень сердиты. Обращали внимание детей на мимику: брови нахмурены, рот открыт; на использование пантомимики: дети размахивают руками, наступают друг на друга.

3. Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Беседа по прочитанному произведению с целью ответа на вопрос: «Чем вызвано чувство гнева у героев сказки?».

4. Предложить детям изобразить свой гнев цветовым пятном.

Этюды на развитие  способности детей распознавать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей.

Методика «Психогимнастика» М.И. Чистяковой

Этюды 1 фазы - этюды на выражение «удовольствия и радости».

«Цветок»

Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемый кулек с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, благодарят девочку, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Этюды 2 фазы - на выражение «печали и страдания».

«Северный полюс»

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой цветок и, оторвав один из его лепестков, подбросив его вверх, сказала:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели;

Вели, чтобы я была на Северном полюсе».

Женя тут же, как была в летнем платье, с голыми ногами, одна одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов» (В.Каверин).

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта, дышат на пальцы.

«Ой, ой, живот болит»

Два медвежонка, Тим и Том, съели вкусные, но немытые яблоки. У них

разболелись животы. Медвежата жалуются:

«Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!»

Выразительные движения: брови приподняты, сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

Этюд 3 фазы - на выражение «гнева»

«Король Боровик»

Ведущий читает текст, а ребенок действует согласно тексту.

«Шел Король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был Король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи».

(В.Приходько)

Этюды 4 фазы - на выражение эмоционального состояния «интерес»

«Лисичка подслушивает».

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и

подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен вперед.

«Что там происходит?»

Мальчики стоят в тесном кружке и что-то делают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голова повернута в сторону происходящего действия, взгляд пристальный.

Поза: одна нога выдвинута вперед, на нее перенесен вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Этюд 5 фазы.

«Лисенок боится»

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается

войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть обратно. Повторить несколько раз.

Этюды 6 фазы:

«Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи,

плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Мимика: брови сдвинуты и идут вверх, уголки губ опущены.

«Ваське стыдно»

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила, спать укладывала. Один раз положила куклу спать в кроватку, забрался кот Васька туда и уронил куклу на пол. Увидела Галя, что ее кукла лежит на полу, и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?». А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему.

ИГРЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСОТОЯНИЙ

Игра "Джунгли"

Цель: развитие у детей выразительности движения и групповой сплоченности.

Ход игры: дети выбирают любое животное и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

Игра: «Наседка и цыплята»

 Цель: развитие у детей выразительности движения и групповой сплоченности.

Ход игры: дети присаживались на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит: «Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет». Первый цыпленок появился на свет и удивился «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!». Затем воспитатель рассказывает об эмоциональных состояниях других цыплят, а дети стараются изобразить эти эмоции и настроения цыплят, используя мимические и пантомимические средства выразительности.

Игра «Люблю – не люблю»

Цель: развитие у детей мимических движений.

Ход игры: Воспитатель, а затем дети называли разнообразную пищу. Задача остальных детей заключалась в том, чтобы мимически отреагировать, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игра: «Повтори фразу»

Цель: развитие у детей  уровня передачи эмоционального отношения в речи.

Ход игры: В ходе игры воспитатель называет фразу, которую дети должны были повторить с разнообразной интонацией, выражающей ту или иную эмоцию: с радостью, с удивлением, с грустью, со страхом.

Пример: «У меня есть котенок».

Игра: «Зеркало»

Цель: развитие у детей выразительности движений и мимики.

Ход игры: Воспитатель, стоя перед детьми, изображает различные эмоциональные состояния: радость, удивление, грусть, страх и др. А дети повторяют  увиденное.

Игра «Выбери девочку»

Цель: развитие у детей уровня осознания ими эмоциональных переживаний.

Ход игры: Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

Игра «Березки».

Цель: развитие у детей мимики и пантомимики.

Ход игры: По ходу игры дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя.

«Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листьями, помахивая веточками, улыбаясь и радуясь».

«Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный ветер, который качает деревья из стороны в сторону».

«Зима. Веточки дрожат на березах от холода. Снег пригибает их к земле. Они грустные и плачут от холода».

«Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, из них появляются листочки. Березки радуются теплу и солнцу».

игра «Прочитай письмо».

Игра «Прочитай письмо».

Цель: развитие  способности у детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме было мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, которые надо расшифровать. Каждому ребенку вручалось по письму, и дети друг за другом рассказывали, что они «прочитали» в своем письме.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ

1. Стихотворение Н. Артюховой «Галчонок»

Галчонок  хромоножка

Барахтался в пыли;

За ним гонялась кошка,

А мы его спасли.

 с измененной концовкой

Галчонок  хромоножка

Барахтался в пыли;

За ним гонял ась кошка,

А мы домой ушли.

- «Правильно ли поступили ребята, которые ушли домой?

-  А что бы вы сделали на их месте?»

- Предложите  другую развязку

Даша и Саша играют вместе, строя домик. Нечаянно Даша уронила кубик на почти достроенный домик, и он разваливается. Саша начал кричать на Дашу и толкнул  ее. Даша начала плакать.

– «Ребята, как вы думаете, прав ли Саша, когда толкнул Дашу?»,

– «Как вы думаете, что чувствовали Саша и Даша, когда домик сломался?»,

– «Что почувствовала Даша, когда Саша ее толкнул и накричал на нее?».

После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю. 
-Поправьте мне одеяло. 
-Я хочу в туалет. 
- А Саша громко сопит, мне мешает. 
Как бы поступили вы?

Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. 
Никита громко сказал. 
-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. 
- Прав ли Никита?

- Что почувствовал Саша?

 Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. 
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. 
Как бы вы поступили ? Что вы скажете друг другу?

Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. 
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. 
Права ли Наташа в такой ситуации?

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. 
Никита в раздевальной комнате кричит. 
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. 
Катя молча подошла и помогла Саше. 

Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

- Что испытала Рита? Правильно ли она поступила? 
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. 
Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу. 
Потом подходит и трогает воспитателя за руку. 
-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. 
Что должна по вашему мнению ответить воспитатель девочке?

Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним.

- Что испытал Артем, когда Слава так поступил?

 Артем подошел и сказал Славе. 
-Ты предатель. 
- Что мог бы испытать Слава после слов Артема?

Света выходит в раздевальную и громко говорит. 
- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой.

- Что чувствовала Света, когда Никита так называл ее?

-  Почему обиделась Света

Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. 
Витя грубо ответил:
- Не нужна мне ваша добавка. 

- Что почувствовала В.И.?
 - Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

Уважаемые коллеги Вашему вниманию представляется работа по теме "Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста".

Значение и важность эмоций столь велика, что возникает вопрос о возможности связи эмоций с первичными потребностями человека.

Так эмоции страха, удивления обслуживают потребности организма  в самосохранении, эмоции презрения, стыда, гнева возникают в связи с потребностями взаимодействия, эмоции интереса связаны с любознательностью, что свидетельствует о большом значении эмоций в жизни человека.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах  дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно в общении обогащается чувственная сфера. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа направленная на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста, очень важна и актуальна.

Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение, чувствование в переживание другого человека.

Петровский рассматривал эмпатию как цепочку состоящюю из трех звеньев: СОПЕРЕЖИВАНИЕ - СОЧУВСТВИЕ -СОДЕЙСТВИЕ.

Наиболее глубокие исследования эмпатии относятся к области психологии. Педагогическая наука же, ориентируется не на процесс, а на результат, исследует методы формирования эмпатии и оптимальный условия для ее появления.

Какие же условия жизни и деятельности детей способствуют возникновению у них активного и эмоционального отношения к другим людям?

В современной педагогике рассматривают такие средства развития эмпатии, это художественные, природа и собственная деятельность детей, т.е. игра.

Развитие сопереживания у детей старшего дошкольного возраста возможно при следующих условиях:

- использование в работе с детьми комплекса специально разработанных занятий, направленных на расширение и обогащение знаний детей об основных эмоциях(радость страх, грусть, удивление, обида, гнев)

- закрепление способности детей распознавать, понимать и интерпретировать эмоциональное состояние другого человека при помощи психогимнастических этюдов.

- использование в работе с детьми  разнообразных игр и упражнений с целью повышения уровня передачи эмоциональных состояний в речевом плане, мимике, пантомимике

- Использование в работе с детьми таких видов деятельности как чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, и решение проблемных ситуаций, с целью развития потребности к сопереживанию и сочувствию.

Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительность каждого занятия – 20 минут, занятия являлись либо частью непосредственной образовательной деятельности, если тему недели можно было с интегрировать с данной темой, либо планировались в совместной деятельности педагога с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Использование комплекса сюжетно – ролевых игр  способствовало повышению уровня развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.Так как, именно с игровой деятельностью связана способность реб...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

Эмпатия - чувство сострадания другим. Чувство эмпатии необходимо развивать у детей с самого раннего возраста....

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...