Проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Города-герои Великой Отечественной войны"
проект (подготовительная группа)

Юркова Марина Григорьевна

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_goroda-geroi.docx504.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»

Проект

по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группы

Проект «Города-Герои Великой Отечественной» — В ритме жизни Медицинской  Академии

Подготовила: воспитатели Юркова М.Г.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта:

  1. по количеству участников: групповой.
  2. по содержанию: интегрированный.
  3. по продолжительности: краткосрочный (30.04.2021 – 09.05.2021).
  4. по характеру содержания: познавательно-творческий.
  5. по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы детского сада, воспитатели,  родители. 

1.   Целеполагание

Актуальность

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. В преддверии празднования 76–летия Победы советского народа над фашистской Германией было решено разработать проект «Города-герои».

История Великой Отечественной войны — это не только история многочисленных ежедневных подвигов бойцов Красной армии, но и история непостижимого массового героизма, где безымянные герои плечом к плечу вставали на защиту родной земли. И священна не только память об этом братском героизме, но и места, где сражались до последнего солдата, до последней пули. И города, где шли самые кровопролитные сражения и защитники живой стеной преграждали путь врагу, где земля пропиталась кровью и превращалась в братские могилы, впоследствии были удостоены высшей степени отличия — «Город-герой». Это звание присвоено 12 городам СССР и Брестской крепости, которая первая приняла массированный удар врага.

Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя». Знать их историю важно для каждого гражданина нашей страны – и взрослого и ребёнка.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Для дошкольников особенно важно не только знать о том, что есть такие люди - ветераны, но и понимать, какую великую роль сыграли они в истории страны, что пережили в той страшной войне, что выстояли и отстояли мир и свободу нашего народа.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, гордости за нашу страну.

Задачи: 

  1. Продолжать расширять представления детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и исторических событиях того времени.
  2. Познакомить с Городами – Героями.
  3. Систематизировать и обобщать знания о Городах – Героях.
  4. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, гордость за нашу страну.
  5. Привлечь родителей воспитанников к работе над проектом.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  1. Представления детей расшили о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов и исторических событиях того времени.
  2. Познакомили с Городами – Героями (Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Сталинград (ныне Волгоград), Москва, Брест).
  3. Систематизировали и обобщили знания о Городах – Героях.
  4. Воспитали у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, гордость за нашу страну.
  5. Родители воспитанников привлечены к работе над проектом.

II Разработка проекта

1.Определение сроков проекта: разработать и реализовать проект в течение 

месяца.

2. Обратиться за помощью к родителям (законным представителям) в изготовлении дидактических материалов: Дельцова А., Колчина С.В., Соколова О.Н.

3.Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта.

4.Подобрать детскую литературу, иллюстрации на данную тему.

5.Подготовить перспективный план работы по проекту.

6.Разработать конспекты мероприятий согласно разработанному плану проекта.

7.Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта.

8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями, способствующие реализации проекта.

III Выполнение проекта

                Перспективный план работы с детьми

Понедельник

30 апреля

  1. Беседа «Может ли город быть Героем?».
  2. Просмотр презентации «Города - Герои».
  3. Рисование «Они сражались за Родину».
  4. Дидактические игры: «Что лежит у солдата в вещевом мешке?». «Доскажи словечко».
  5. Подвижные игры: «Кто быстрей доставит пакет?».

«Смени флажок». «Снайперы».

  1. Рассматривание и обсуждение иллюстрации Ю. М. Непринцев «Отдых после боя».
  2. Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
  3. Решение проблемных вопросов: «Нужны ли солдатам правила поведения?».

 Вторник

4 мая

  1. Беседа «Город – герой Москва».
  2. Просмотр презентации «Город – герой Москва».
  3. Аппликация «Открытка для ветерана».
  4. Дидактические игры: «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?». «Чей головной убор?». «Кому – что?» (виды военной техники)
  5. Подвижные игры: «Самолеты». «Не попадись». «Снайперы».
  6. Конструирование «Строим окоп».
  7. Проблемная ситуация «Какими качествами должен обладать настоящий солдат?».
  8. Просмотр мультфильма «Василек».
  9. Чтение и обсуждение «Рассказ о горячем и холодном сердце» М. А. Андрианов
  10. Сюжетно - ролевая игра «Военный репортер».

Среда

5 мая

  1. Беседа «Город – герой Ленинград».
  2. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».
  3. Дидактические игры: «Назови военную профессию». «Следопыты».
  4. Подвижные игры: «Не попадись». «Кто быстрей доставит пакет?».
  5. Выставка книг в книжном уголке на тему «Стихи и рассказы о войне».
  6. Решение проблемных вопросов: «Могут ли дети быть героями?».
  7. Просмотр презентации «Дети – герои».
  8. Сюжетно – ролевая игра «Моряки».

Четверг

6мая

  1. Беседа «Ордена и медали ВОВ».
  2. Рассматривание орденов и медалей Великой Отечественной войны.
  3. Дидактические игры: «Чья форма?». «Доскажи словечко».
  4. Беседа с просмотром презентации «Брестская крепость».
  5. Конструирование «Мост для переправы».
  6. Чтение Е. Трушина «Посвящается героям».
  7. Подвижная игра «Разведчики».
  8. Просмотр мультфильма «Дедушкин бинокль»1982г.
  9. Обсуждение пословицы «Когда мы едины – мы непобедимы».

Пятница 

7мая

  1. Беседа «Сталинградская битва».
  2. Презентация «Город – Герой Сталинград».
  3. Чтение художественной литературы Е. Благинина «Шинель».
  4. Конструирование из бумаги «Голубь мира».
  5. Дидактические игры: «Чей головной убор?». «Кому – что?» (виды военной техники). «Чья форма?».
  6. Сюжетно - ролевые игры: «Моряки». «Военный госпиталь».
  7. Просмотр и обсуждение мультфильма «Партизанская Снегурочка».
  8. Итоговое мероприятие «Викторина по городам – героям».

Перспективный план работы с родителями

(законными представителями)

Понедельник

30 апреля

Папки-передвижки «День Победы. Что и как рассказать ребенку?», «Города-Герои».

Воспитатель

Помощь в создании альбома «Города - герои».

Родители

 Вторник

4 мая

Папка-передвижка «Город-герой Москва»

Воспитатель

Пополнение коллекции мини - музея «Военная техника».

Родители

Среда

5 мая

Папка-передвижка «Город-герой Ленинград»        

Воспитатель

Помощь в создании альбома «Медали и ордена военных лет».

Родители

Четверг

6 мая

Папки-передвижки «Брестская крепость», «Ордена и медали ВОВ».

Воспитатель

Привлечь родителей к подборке пословиц, поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

Родители

Пятница

7 мая

Папки-передвижки «Город-герой Сталинград», «9 мая День Победы».

Воспитатель

IV Подведение итогов проекта.

Презентация проекта

  1. Выставки детских работ:  «Они сражались за Родину», «Открытка для ветерана», «Голубь мира».
  2. Альбомы «Города - Герои»,  «Медали и ордена военных лет».
  3. Выставка мини – музея «Военная техника».
  4. Итоговое мероприятие «Викторина по городам – героям».

Приложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»

Конспект ООД

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе на тему:

«Города - герои».

Города-герои России

Подготовила: воспитатель Юркова М.Г.

Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств через знакомство с событиями Великой Отечественной войны, а именно городами – героями.

Задачи:

  1. Формировать у детей нравственные и патриотические качества.
  2. Воспитывать положительное отношение к городам – героям.
  3. Развивать устную речь.

Средства: Мультимедийное оборудование, презентация «Города-герои», карта России, звезды из бумаги (с одной стороны цифры, с другой название города), пилотки.

Способы: Мотивация, рассказ воспитателя с просмотром презентации о городах-героях, физкультминутка, продолжение рассказа воспитателя с просмотром презентации о городах-героях, рефлексия.

Ход ООД.

  1. Мотивация. 

На мольберте карта России с прикрепленными к ней звездами с цифрами.

На столах разложены пилотки.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите и сегодня отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно, а вот куда мы отправимся, попробуйте догадаться самостоятельно…

Дети говорят свои догадки о предстоящем путешествии.

Дети: Будем путешествовать по городам.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправляемся с вами  в путешествие по городам, по городам – героям. Ребята, а кто такой герой?

Дети: Герой это храбрый человек, совершивший подвиг.

Воспитатель: Все верно, герой – это почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть города-герои. Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Жители целых городов поднимались на битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание «Город-герой». Хотите узнать, что это за города?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда надевайте пилотки и вперед, отправляемся в путешествие!

Дети надевают пилотки.

Слайд 2

Воспитатель: Герои-города! Малые и большие! Сквозь битвы и горе прошедшие к нашей Победе! Города-герои – это города-легенды, это история особенного мужества, это священная история. Сквозь времена и столетия, из поколения в поколение они будут памятниками героической истории нашей Родины. Город-герой—почётное звание, высшая степень отличия. Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Городу, удостоенному высшей степени отличия "Город-Герой" вручалась высшая награда Советского Союза - орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", которые изображались затем и на знамени города.

Таких городов   13:

Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость-герой Брест.  И я предлагаю вам отправиться в первый город. Для этого надо прочесть этот город, который находится под цифрой 1.

Один из детей переворачивает звезду с цифрой 1 и читает название города.

В дальнейшем, перед каждым городом переворачивается одна звезда.

Слайд 3

  1. Беседа «Город-герой Брест»

Воспитатель: Первый город, на который напал враг, был город Брест. О знаменитой Брестской крепости, наверно знают все. Враг рассчитывал захватить крепость за несколько часов, а оборона ее продолжалась почти месяц. Солдаты умирали от жажды, водопровод был разрушен, а выход к реке перекрыл враг. Люди писали на стенах: «Умираю, но не сдаюсь».

Крепость-герой Брест (Брестская крепость), первой принявшая на себя удар массированной армады немецко-фашистских войск, является одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны. Даже Гитлер, поражённый невиданным героизмом защитников Брестской крепости, взял оттуда камень и хранил его до самой смерти (этот камень был обнаружен в кабинете фюрера уже после окончания войны).

За проявленное защитниками мужество и героизм, крепость была удостоена почётного звания "Крепость-герой",  был создан "Музей обороны Брестской крепости" с центральным монументом "Мужество", вблизи которого никогда не угасает Вечный огонь Славы. Сейчас город Брест находится в республике Беларусь.

Слайд 4

  1. Рассказ «Город-герой Сталинград (Волгоград)»

Воспитатель: Раньше этот город назывался Сталинград. Сталинградская битва, которая произошла там, считается одним из крупных сражений XX века. Город был почти полностью разрушен. События, происходившие здесь в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, изменили ход всемирной истории. Именно здесь, на берегах красавицы Волги, был сломлен хребет немецко-фашистской военной машины. Фашисты несли большие потери. Битва за Сталинград показала, что наша Армия может успешно сопротивляться врагу. На известном военном памятнике на Мамаевом кургане установлено одна из самых высоких статуй мира «Родина-мать зовет».

Слайд 5

  1. Рассказ «Город-герой Киев»

Воспитатель: Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины город-герой Киев.  после вероломного нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз, в Киеве был создан Штаб обороны города, а несколько дней спустя началась героическая оборона украинской столицы, продолжавшаяся 72 дня (до 19 сентября 1941 года), в результате которой оборонявшимися советскими войсками и жителями города были уничтожены свыше 100 тыс. солдат и офицеров Вермахта. Отважные защитники остановили наступление врага, но Киев был сдан. Дома были разрушены, людей убивали и уводили в рабство. Жители оккупированного города оказывали сопротивление: они громили военные склады, пускали под откос поезда, выводили из строя автомобили.

Слайд 6

  1. Рассказ «Город-герой Ленинград»

Воспитатель: Сейчас – это город Санкт-Петербург. Этот город был взят в кольцо, окружен врагом. Это кольцо называется блокада. Все дороги, ведущие в город, были перекрыты. Немецкие диверсанты сожгли продовольственные склады. Продуктов питания в городе осталось очень мало. Был только единственный путь попасть в город – по Ладожскому озеру, и то только в зимнее время по льду. Эту дорогу назвали «дорогой жизни». По ней доставлялись продукты, лекарства, боеприпасы. Блокада продолжалась почти 3 года. Погибло более половины жителей. Почти все, кто погиб, погибли от голода и холода.

Остался дневник маленькой девочки Тани Савичевой.В обычной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка. Сегодня умерла мама». На последней странице было написано: «Умерли все. Осталась одна Таня».

В память о массовом героизме участников обороны Ленинграда в городе установлен ряд памятников, самыми значимыми из которых являются Обелиск "Городу-герою Ленинграду", установленный на площади Восстания, "Монумент героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы, памятник вагонетке, огромное Пискаревское кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев.

Слайд 7

  1. Рассказ «Город-герой Москва»

Воспитатель: Больше всего фашистам хотелось завладеть Москвой. Как вы думаете, почему? (Предположения детей)

Под Москвой произошла великая битва, в которой враг потерпел поражение. Эта битва продолжалась 7 месяцев. На защиту родного города поднялись все: женщины, старики, дети. Они всем, чем могли, помогали солдатам, сражались наравне с ними. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир. поражение под столицей Советского Союза надломило боевой дух германской армии, впервые с явной силой обнажило раздоры и противоречия в высшем нацистском руководстве, вселило надежду в угнетённые народы Европы в скорое освобождение, активизировало национально-освободительные движения во всех европейских странах... Враг был отбит. Смертельная опасность миновала.

Слайд 8

  1. Рассказ «Город-герой Одесса»

Воспитатель: Город – герой Одесса находится на Черном море. Такой высокой чести город удостоился за героическую оборону в период с 5 августа по 16 октября 1941года. 73 дня жители оказывали сопротивление врагу, но город был сдан. На военных кораблях были эвакуированы (вывезены) войска, мирные жители, боевая техника. Часть жителей города ушли в катакомбы, начали партизанить. Но эти 73 дня дорого обошлись немецким войскам, потери которых исчисляются 160 тысячами солдат и офицеров, более чем 200 самолётами, примерно сотней танков.

Защитники города так и не были побеждены! В память о тех героических событиях вдоль линии главного оборонного рубежа Одессы был создан "Пояс Славы", в состав которого входит 11 монументов, расположенных в различных населённых пунктах на подступах к городу, в которых происходили наиболее ожесточённые бои.

Слайд 9

  1. Рассказ «Город-герой Севастополь»

Воспитатель: Город на Черном море. Выдержал натиск врага 250 дней. К началу Великой Отечественной войны город Севастополь был крупнейшим советским портом на Черном море и главной военно морской базой страны.

Взять Севастополь сразу немцам не удалось. Гитлеровцы предприняли три попытки захватить город. Первый раз Севастополь подвергся атаке 11 ноября 1941 года. Немецко фашистская армия десять дней пыталась прорваться к городу. В этом сражении враг потерял 150 единиц танковой техники, 131 самолет и около 15 тыс. солдат и офицеров.

Вторую попытку овладеть городом гитлеровцы предприняли в декабре 1941 года. На этот раз в их распоряжении было семь пехотных дивизий, две горнострелковые бригады, свыше 150 танков, 300 самолетов и 1275 орудий и минометов. Но и эта попытка провалилась. Защитники Севастополя уничтожили около 40 тыс. фашистов и не подпустили врага к городу.

К концу весны 1942 года немцы стянули к Севастополю группировку численностью 200 тыс. солдат, 600 самолетов, 450 танков и более чем 2 тыс. орудий и минометов. В результате ожесточенного штурма, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось захватить город. Два года город находился в оккупации.

9 мая 1944 года солдаты 4-го Украинского фронта совместно с моряками Черноморского флота освободили Севастополь.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих солдат.

  1. Физкультминутка «На параде»

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Слайд 10

  1. Рассказ «Город-герой Керчь»

Воспитатель: Одним из немногих городов, по нескольку раз переходивших из рук в руки в годы Великой Отечественной войны, был город-герой Керчь. 2 года был в оккупации врага. Почти половина горожан погибло. Люди прятались в каменоломнях. Фашисты пускали в подземные ходы отравляющий газ. Защитники Керчи говорили: «Мы задыхаемся, но не сдаемся». Многие горожане присоединились к остаткам советских войск, укрывшихся в Аджимушкайских каменоломнях. Сводный партизанский отряд из солдат Красной Армии и обитателей Керчи героически сражался с оккупантами с мая до октября 1942 года. Подвиги защитников города увековечены в обелиске Славы, сооружённом в 1944 году на горе Митридат в память о воинах, погибшим в боях за город. В их честь 9 мая 1959 был торжественно зажжён Вечный огонь, а в 1982 году был построен мемориальный комплекс "Героям Аджимушкая".

Слайд 11

  1. Рассказ «Город-герой Новороссийск»

Воспитатель: Город на Черном море. Оборона Новороссийска длилась 393 дня. Врагу было важно захватить наши военные корабли. Но наши моряки им этого не позволили. Героической вехой в обороне Новороссийска была десантная операция по захвату стратегического плацдарма, получившая название "Малая земля". В то время как основные силы десантников оказались скованы немецкой обороной, группа моряков из 274 человек под командованием майора Ц.Л. Куникова в ночь с 3-го на 4-е февраля 1943 года смогла захватить плацдарм площадью 30 кв. км, на который в течение 5 дней были переброшены значительные силы советских войск в составе 17 тысяч десантников при 21 орудии, 74 минометах, 86 пулеметах и 440 тоннами продовольствия и боеприпасов. За неполный месяц (с 4-го по 30-е апреля) десантниками было уничтожено более 20 тыс. чел. живой силы противника и значительное количество военной техники. Плацдарм удерживался в течение 225 дней вплоть до полного освобождения города 16 сентября 1943 года.

Слайд 12

  1. Рассказ «Город-герой Минск»

Воспитатель: Город-герой Минск, столица Белоруссии, находившийся в направлении главного удара гитлеровских войск, оказался в самом жернове ожесточённых боёв уже в первые дни войны. 25 июня 1941 года неудержимая лавина немецко-фашистских войск накатилась на город. Несмотря на ожесточённое сопротивление Красной Армии, город пришлось оставить к исходу дня 28 июня. Началась долгая оккупация, продлившаяся более трёх лет - до 3 июля 1944 года. Многих жителей увозили на работы в Германию или в концлагеря. Люди томились в лагерях, где их почти не кормили, заставляли работать на тяжелых работах, военнопленных пытали, убивали. В городе работало подполье. Создавались партизанские отряды. За время оккупации город подвергся колоссальным разрушениям: на момент освобождения советскими войсками 3 июля 1944 года, в городе оставалось всего лишь 70 уцелевших зданий.

Слайд 13

  1. Рассказ «Город-герой Тула»

Воспитатель: Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. В течение 45 дней Тульской операции,  длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок).

Слайд 14

  1. Рассказ «Город-герой Мурманск»

Воспитатель: Важный северный порт. 40 месяцев сопротивлялся врагу. Город был почти полностью разрушен. Жители города героически сражались против врага. За время героической обороны в городе было разрушено до 80% зданий и строений, но город не сдался, и, наряду с обороной, продолжал приём конвоев от союзников, оставаясь при этом единственным портом Советского Союза, который был в состоянии их принимать. За стойкость, мужество и героизм, проявленный защитниками и жителями при обороне города, Мурманск 6 мая 1985 года был удостоен почётного звания "Город-герой" В городе есть памятник одному из его защитников – Анатолию Бредову. Анатолий Бредов командовал пулеметным расчетом. Его пулеметная точка уничтожила около 80 фашистов. Немцы обнаружили и окружили пулеметчиков. Начался массированный обстрел. Патроны у расчета закончились, а в живых остались лишь командир Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков. Они стали бросать гранаты в окружающих расчет немцев. Когда остались две последние гранаты, Ашурков встал во весь рост и со словами: «Русские в плен не сдаются! Получайте, гады!» метнул гранату в гитлеровцев. После чего Бредов и Ашурков обнялись и подорвали последней гранатой себя и пулемет.

Слайд 15

  1. Рассказ «Город-герой Смоленск»

Воспитатель: Битва за Смоленск была одной из самых тяжелых и кровопролитных в первые дни наступления врага. Сопротивление наших войск под Смоленском дало Москве время подготовиться к обороне города. Гитлеровский план «молниеносной» войны был сорван. Город был почти полностью разрушен.

Под Смоленском впервые использовали боевую артиллерийскую машину «Катюша».

В память о героической обороне Смоленска, в городе и его окрестностях был сооружён ряд памятников, среди которых выделяются "Мемориальный знак в честь освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков", Курган Бессмертия, "Мемориал памяти жертв фашистского террора", Вечный огонь в сквере Памяти Героев, а также памятник БМ-13-"Катюша" в Угранском районе Смоленской области.

Воспитатель: Город-герой – высшая степень отличия, которой удостоены 12 городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны. Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.

Это были города, оборона которых определила победу Красной Армии на основных направлениях фронта, а также города, жители которых продолжали сражаться с врагом в оккупации.

Ну что ребята, наше путешествие подошло к концу и нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Дети снимают пилотки.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали на занятии?

Дети: Мы путешествовали по городам – героям.

Воспитатель: Почему некоторые города носят название «Город-герой»?

Дети: Потому что жители городов встали против врага.

Воспитатель: Ребята, назовите города-герои с которыми мы сегодня с вами познакомились.

Дети: Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость-герой Брест.  

Слайд 16

Воспитатель: Уходят в глубь истории года

Со славою военной, как солдаты.

Но остаются с нами даты

И вечные герои-города.

У ваших стен героем был солдат,

Бойцами стали женщины и дети.

И вас поэтому столетья

Зачислили в герои-города.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»

Конспект ООД

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе на тему:

«Город-герой Ленинград».

Город-герой Ленинград, памятник, мемориал, Россия, Санкт-Петербург,  Гончарная улица — Яндекс.Карты

Подготовила: воспитатель Юркова М.Г.

Цель: Познакомить детей с историей  города-героя Ленинграда, с героизмом  людей, переживших блокаду.

Задачи:

  1. Познакомить с историей города во время Великой Отечественной войны.
  2. Закрепить умение собирать целое изображение из частей посредством этапа «Разрезные картинки».
  3. Способствовать воспитанию сочувствия, сопереживания.
  4. Способствовать формированию гордости за свою Родину посредством содержания всего  занятия.

Средства: Ноутбук, презентационный материал к занятию, разрезные картинки, диск с песней «Вставай, страна огромная», кусочек чёрного хлеба.

Способы: Мотивация, беседа «Начало войны», рассказ воспитателя «Блокада Ленинграда», чтение стихотворения Глеба Семенова ’’Мужество’’, подвижная игра «Перейди на другой берег», дидактическая игра «Восстанови разрушенное здание», рефлексия.

Ход ООД.

  1. Мотивация.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, в одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит.

Слайд 2

Воспитатель:  Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

Слайд 3.

Вы догадались, в каком городе жила Танечка?

Дети: Да, в Санкт-Петербурге.

Воспитатель: Правильно, в Санкт-Петербурге. А как ещё город назывался раньше?

Дети: Петербург, Ленинград.

Воспитатель: Да, Петербург, Петроград, Ленинград.

В то время, когда жила Таня город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Слайд 4

 (Звучит запись песни «Вставай, страна огромная»)

  1. Беседа «Начало войны».

Воспитатель: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война... Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!» И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами.

Слайд 5

Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской.

Слайд 6

Воспитатель: Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид.

Слайд 7

Воспитатель: Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Посмотрите на экран, на что это похоже?

Слайд 8

Воспитатель: Правильно, на круг, кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу Ленинграду, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

  1. Беседа «Блокада Ленинграда».

Воспитатель: Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.

Воспитатель: В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день.

Слайд 9

Воспитатель: И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем

не мог ходить.

Слайд 10

Воспитатель: Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.  Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось?

(Дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

Слайды 11, 12, 13

Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание  от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Слайд 14

  1. Чтение стихотворения Глеба Семенова ’’Мужество’’

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение поэта Глеба Семенова «Мужество»:

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Воспитатель: Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами «Дорогой жизни».

Слайд 15

Воспитатель: По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.  Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины - ну дорога существовала.

  1. Подвижная игра «Перейди на другой берег».

Воспитатель:  А сейчас, ребята, мы с вами  немного поиграем.

(Проводится  подвижная игра «Перейди на другой берег». Обучающиеся делятся на две команды. Перепрыгивают с «льдинки» на «льдинку». Побеждает команда, которая первой переправится на «другой берег».

Воспитатель: Давайте продолжим нашу беседу. Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Слайд 16, 17, 18

Воспитатель: Послушайте, ребята еще одно стихотворение о городе Ленинграде. Называется оно «Блокадные дни»:

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Воспитатель: Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

  1. Дидактическая игра «Восстанови разрушенное здание».

Воспитатель:  Ребята, у меня много картинок с изображением достопримечательностей города Ленинграда, но все они разрезаны на части. Помогите мне, пожалуйста, составить из них целое.

(Дети выполняют предложенное задание.

Осуществляется индивидуальная форма работы).

Воспитатель:  Молодцы, ребята. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».

Слайд 19

Воспитатель:  За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города-героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем.

Слайд 20

Воспитатель: На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины.

Слайд 21

Воспитатель: За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Слайд 22

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: О каком городе-герои мы с вами вели беседу?

Дети: Санкт-Петербурге, о Ленинграде.

Воспитатель: Сколько времени длилась блокада Ленинграда?

Дети: Почти 3 года.

Воспитатель: Что значит блокада?

Дети: Когда город окружили враги, взяли в кольцо.

Воспитатель: Как называлась дорога, по которой в город Ленинград доставляли продукты, лекарства?

Дети: «Дорога жизни»

Воспитатель: Где она проходила?

Дети: По ладожскому озеру.

Воспитатель: Нашим войскам удалось освободить Ленинград или нет?

Дети: Да, 27 января 1944 года Ленинград был освобожден!

Воспитатель: Спасибо, ребята, за работу на занятии. Я думаю, вы сегодня узнали много нового. Вот он, какой Санкт-Петербург-Ленинград-непобедимый, бесстрашный и прекрасный!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»

Конспект ООД

по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бумаги)

в подготовительной к школе группе на тему:

«Птица мира - голубь».

Почему голубь — птица мира? | ВКонтакте

Подготовила: воспитатель Юркова М.Г.

Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.

Задачи:

  1. Обогатить знания детей о великом празднике – Дне Победы.
  2. Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, о том, как важно жить в мире со всеми народами.
  3. Пробудить желание самим принять участие в изготовлении символа Мира, используя имеющиеся навыки по конструированию из бумаги.
  4. Воспитывать у детей патриотические чувства, сочувствие и сопереживание к людям, пережившим войну.
  5. Воспитывать гордость за свою Родину.

Средства: Бумага голубого цвета, контурные изображения георгиевской ленты и оливковой ветви, ножницы, клей, салфетки, клиееночки на каждого ребенка, пооперационная карта «Голубь», фонограмма песни «Летите, голуби…».

Способы: Мотивация, чтение детьми стихотворения «Героям Победы – спасибо!», рассказ воспитателя о символе «Голубь мира», пальчиковая гимнастика, поэтапное изготовление голубя, рассказ воспитателя о георгиевской ленточке, самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия:

Ход ООД:

  1. Мотивация.

Воспитатель: Мы живём в самой большой и красивой стране на свете... как она называется

Дети: Россия.

Воспитатель: А какой праздник мы отмечаем всей страной  9 мая ?

Дети: День Победы в Великой Отечественной войне.

Воспитатель: Правильно, в этом году 9 мая исполнилось 76 лет со дня Великой Победы. Много лет назад на нашу страну напала фашистская Германия. Она хотела завладеть нашими богатствами.  4 года длилась война и закончилась Победой советского народа. Враг был силен и коварен. Многие наши солдаты не вернулись домой, героически погибли. Мы всегда будем помнить солдат – героев войны, благодаря которым наша страна одержала Победу.

Ребенок. Героям Победы – спасибо!!

Спасибо Героям, спасибо солдатам,

Что мир подарили, тогда в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас уже деды!

Мы эту Победу-вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете,

Ведь мир очень нужен – и взрослым и детям.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что такое мир?

Дети: Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез.

Мир – это когда не гремят пушки…

Мир - это когда в небе ярко светит солнце…

Мир – это когда мама и папа рядом…

Мир – это счастливые дети;

Мир – это когда все люди улыбаются, поют песни…

Мир - это когда строятся новые дома, города…

Мир – это жизнь без войны;

Мир – лучшее, что есть на земле;

Мир – это счастье на земле.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел голубь (поделка-оригами). Как вы думаете, что он обозначает?

Ответы детей.

  1. Рассказ воспитателя о символе «Голубь мира».

Воспитатель:  Существует множество народных поверий, в которых голубь является символом чистоты и добра, символ плодородия. Многие народности считали голубя священной птицей. Со временем люди открыли способность голубей возвращаться домой практически с любых расстояний и стали использовать их для передачи посланий. Так появились «почтовые голуби».

Выражение «голубь мира» появилось после окончания Второй мировой войны. Оказывается, что голуби были участниками Великой Отечественной войны, они совершали военные подвиги, стремясь к созданию мира на Земле.

Голуби переносили военные послания с одного боевого места в другое. Во время войны активно использовали радиосвязь, но техника часто выходила из строя. И тут на помощь приходили почтовые голуби. Всего в годы войны почтовыми голубями было доставлено более 15 000 сообщений - «голубеграмм». При выполнении заданий одному из голубей пришлось преодолеть перелет на 850 км. У другого голубя был зафиксирован самый быстрый перелет – 4 ч. 50 мин. Голуби представляли серьезную угрозу для врага. Нацисты их специально отстреливали.

Сколько человеческих жизней спасли сизари, историкам неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что птицы спасли от гибели целые полки. А это, безмолвно, подвиг, заслуживающий внимания.

Воспитатель: Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.

Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо. Он очень любил свободу, жизнь, людей, нашу планету - Земля. Пикассо был активным борцом за мир. Многие его картины призывали людей к защите мира на Земле, к сохранению мира. После победы над фашистами он нарисовал замечательную картину: на черном фоне прекрасную белую голубку. И назвал он свою картину «Голубь мира». С тех пор голубь стал символом движения за мир. Голубь – символ мира.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, как Пабло Пикассо, создать своего голубями мира, чтоб он летел и нес всем людям радость и мир!

Дети: Да!

Воспитатель: Замечательно! Наши белые голуби будут олицетворять призыв всем людям жить в мире, дружбе и взаимопонимании, они расскажут всему миру о том, что мы с вами и все дети в России не хотят войн.

Но прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики

Будут пальчики играть, наших деток забавлять

Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись

(из кулачка пальчики разгибаются вверх)

Наши пальчики, ребятки, дружно делают зарядку.

Вверх, вниз, вверх, вниз, в кулачок и разожмись

(из кулачка выпрямляем пальчики)

Поздороваться нам надо

(прикасаются поочередно каждым пальцем к большому пальцу)

Пальчик мальчик, пальчик папа

Запираем на замок,

(переплетают пальчики в замок)

чтоб открыть ни кто не мог.

(руки в замке выворачиваем от себя, вытягиваем перед собой.)

Потрясем теперь кистями

(трясут кистями рук)

Стали пальчики друзьями

(обхват рук)

Воспитатель: Вот и кончилась зарядка, вам понравилось, ребятки?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, как мы будем делать наших голубей.

  1. Поэтапное изготовление голубя.

Воспитатель:

1. Согните квадрат по диагонали, хорошо прогладьте сгиб и снова разверните его.

2. Переверните квадрат. Согните квадрат еще раз по диагонали, так же хорошо прогладьте сгиб. Базовая форма «Треугольник» готова.

3. Полученный треугольник согните пополам.

4. Загните нижний угол верхнего треугольника вверх, немного отступив от диагонали (прием – складка).

5. Поверните заготовку.

6. Согните заготовку пополам сверху вниз.

7. Отогните крылья вниз с одной и другой стороны поделки.

8. Поверните заготовку.

9. Вогните внутрь клюв (с правой стороны).

Воспитатель: Голубь готов к дальним перелетам.

Воспитатель: Несколько лет назад у нас в стране появилась замечательная традиция. В день Победы люди прикалывают георгиевские ленточки в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

Ребята, какого цвета георгиевская лента?

Дети: Черная и оранжевая.

Воспитатель: Что обозначают чёрные и оранжевые полосы?

Дети: Чёрный цвет - это дым. Оранжевый — огонь. Это цвет войны.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь я вам расскажу о «Георгиевской ленточке».

  1. Рассказ воспитателя о георгиевской ленточке.

Воспитатель: «Георгиевской ленточка» - это символ победы, уважение к героям Отечества. «Георгиевской ленточка» - общественная акция, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящей в России с 2005 года. В канун празднования дня Победы и дни проведения акции, ежегодно с 24 апреля по 12 мая каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля. «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважения к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшем все для фронта в годы Второй мировой войны.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат прямоугольники голубого цвета – это основа, силуэты георгиевской  ленты и оливковой ветви, и мы с вами изготовили голубей. Я предлагаю оформить вам все это в одну композицию. У вас получится вот такая замечательная открытка.

Показ воспитателем образца открытки.

  1. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу.

Воспитатель:  Вот наши голуби парят в чистом, солнечном небе, с «Георгиевскими ленточками», в знак памяти о героическом прошлом, благодарности и уважения к ветеранам войны.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Какому празднику посвящено наше занятие?

Дети: 9 мая, Дню Победы в ВОВ

Воспитатель: Кто является символом мира?

Дети: Белый голубь

Воспитатель: Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Как называется ленточка, которую все надевают 9 мая?

Дети: Георгиевская ленточка

Воспитатель: Что она символизирует?

Дети: Знак памяти о героическом прошлом, выражает уважение к ветеранам ВОВ.

Воспитатель: Ребята, что было самое трудно для вас сегодня, а что самым простым в выполнении композиции?

Ответы детей.

Звучит фонограмма песни «Летите голуби, летите…»

Воспитатель:  Летите, голуби, лети

 Несите, голуби, несите

Для вас нигде преграды нет.

Народам мира наш привет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотический проект «Цветы Победы», посвященный празднованию Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., в средней группе

Проектная деятельность позволяет детям дошкольного возраста активно учавствовать в мероприятиях социальной значимости....

Проект для детей старшей группы «Животные во время Великой Отечественной войны»

Проект для детей старшей группы  «Животные во время Великой Отечественной войны»...

Познавательный досуг по теме: «70 лет Победы в Великой Отечественной войне»

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне; воспитание патриотических чувств, рассказывая о боевых подвигах земляков. ЗАДАЧИ: - формировать представление об ис...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Детские игрушки Великой Отечественной Войны».

Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это резу...

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....