Проект "Комнатные растения" в старшей группе
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Комнатные растения»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели Казакова Е. Ф., Фомина М. В., учитель-логопед Бурлакова Е. В.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта:
Актуальность проекта
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Достаточное время дети проводят в помещение, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом уголке природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то был разработан и реализован с детьми старшей группы проект «Комнатные растения».
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта
• Уточнить и систематизировать знания детей о растениях и правилах ухода за ними;
• развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта
- Учить детей узнавать и называть комнатные растения.
- Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений.
- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
- Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
- Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать
Ожидаемые результаты
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение экологической среды группы.
• Обогащена развивающая среда в группе.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Практическая значимость проекта
- Расширение зелёного уголка в группе детского сада;
- оформление дневников наблюдений за ростом лука;
- посадка комнатного цветка; лука.
Методы и приемы реализации проекта
Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:
- Рассказ воспитателя.
- Беседы, рассматривание иллюстраций.
- Работа с презентациями.
- Рассуждения детей на заданную тему.
- Продуктивная деятельность.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Взаимодействие с родителями.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения и экскурсии «Экологическая тропа по саду».
- Анкетирование родителей.
- Оформление выставки для родителей.
- Диагностика уровня знаний у детей старшей группы.
Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.
Материально-техническое обеспечение проекта
- Художественная литература, энциклопедии.
- Методическая литература.
- Презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения.
- Дидактические игры.
- Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
- Иллюстрированный материал.
- «Уголок природы» в группе
- Проектор и ноутбук.
- Интернет-ресурсы.
- Атрибуты для сюжетных игр.
- Развлечения и досуги для детей
- Материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Ход реализации проекта
Подготовительный этап
Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о мире комнатных растений в начале проекта.
На данном этапе необходимо было показать проблему - изучение уровня знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и навыков о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.
Содержание работы подготовительного этапа:
- тематические беседы с детьми;
- рекомендации родителям;
- анкетирование;
- наблюдения;
- подбор литературы для детей;
- подбор наглядно-демонстрационного материала;
- разработка развлечений и досугов;
- подбор загадок, пословиц, поговорок;
- подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
- определение тематики проблемных вопросов;
- подбор оборудования.
Основной этап
Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними.
Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.
Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.
Содержание работы основного этапа:
- Образовательная область: «Физическое развитие», «Здоровье»:
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физкультминутка «Цветочек»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»
Беседа «Лекарственные растения на подоконнике», «Польза комнатных растений для человека».
- Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»,
«Угадай растение по описанию», «Собери пазлы»
С/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»
Досуг « Мир комнатных растений»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы», посадка комнатного растения
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
- Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах
Рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду»
Придумывание сказки о комнатном цветке
Рассказывание р.н.с. «Хаврошечка» с использованием наглядного моделирования.
- Образовательная область: «Познавательное развитие»:
Развлечения и досуги:
«Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»
ОЭД: посадка комнатных растений(отростков),посадка лука.
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; амаралис и герань.
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света.
Конструктивно-исследовательская деятельность:
Моделирование из бумаги «Кактус»
Экскурсия «Экологическая тропа в детском саду»
Экскурсия в магазин цветов
Экскурсия в цветочную лавку
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?»
- Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
НОД:
Рисование «Комнатное растение» (с натуры- бальзамин)
Декоративное рисование «Закладка «Городецкий цветок»
Лепка «Цветок в горшке»
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов», Ф. Шопена «Вальс цветов»
Музыкальный этюд «Цветочек»
Чтение художественной литературы : В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»,Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин», Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. ,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
- Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Заключительный этап
Завершающий этап включает в себя подведение итогов, представление презентации.
Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях.
Содержание работы заключительного этапа:
- Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
- Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
- Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
- Ведение дневников наблюдений за ростом и развитием лука..
- Обмен впечатлениями по работе над проектом.
Результаты проекта
- У детей появился ярко выраженный интерес к живой природе. Большинство ребят научились называть и различать комнатные растения.
- Сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
- Усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
- Дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
- Обогатился словарный запас детей по данной теме.
- Расширилась экологическая среда группы.
- Обогатилась развивающая среда в группе.
- Активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.
Список используемой литературы
- О.Соломенникова «Ознакомление с природой в старшей группе»
- Дидактические игры для ознакомления дошкольников и растениями. Дрязгунова В.А. «Просвещение», 1981
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015
- Атлас комнатных растений
Интернет-ресурсы
1. www.maam.ru.proekt-komnatnye-rastenija-nashi-druzja-pasport-proekta-prezentacija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-49239-1586855730.jpg)
Прогулка "В гости к лекарственным растениям" (старшая группа)
Данный материал позволит воспитателям познакомить детей с лекарственными растениями во время проведения прогулки....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-275701-1457347457.jpg)
Презентация "Комнатные растения" старшая группа
На моем окошке настоящий сад! Крупные серёжки фуксии висят…...
лекарственные растения. старшая группа
уточняем и расширяем представление о лекарственных растениях от лица постояного гостя на моих занятиях - домовенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-908067-1490199355.jpg)
Конспект педагогического мероприятия с использованием технологии индивидуализации обучения и развития Тема: «Дикие растения» (старшая группа)
Тема дня «Дикие растения»Программные задачи: Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер. Уто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687398-1444753621.jpg)
Паспорт комнатных растений старшей группы
В паспорте представенны особенности выращивания в группе комнатных растений, уход и размножение....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/07/picture-1042447-1528362268.jpg)
Занятия по экологии «Комнатные растения» Старшая группа «Б»
Цели: способствовать расширению знаний, способствовать сформированию представлений о значимости комнатных растений, воспитание бережного отношения к комнатным растениям...