практическое пособие для родителей и развитие детей среднего возраста ДОУ
консультация (средняя группа)
Доклад на тему: " Особенности развития детей среднего дошкольного возраста в ДОУ".
В докладе описывается обзор некоторых особенностей развития детей среднего дошкольного овзраста. Представляет собой практические рекомендации для родителей в виде игр по развитию детей дома,в период отпусков и летних каникул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detey_srednego_vozrasta_dou.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с родителями и детьми средней группы ДОУ
Тема:
Особенности развитие детей среднего дошкольного возраста и способы их развития на музыкальных занятиях в ДОУ и дома с родителями.
Введение.
Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. Появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности.
Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литература, музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество, часто говорит «я сам».
Активное развитие ребенка 4-5 лет происходит при выполнении определенных видов продуктивной деятельности :
конструирование
творческая работа (рисование, лепка, аппликация, музицирование)
трудовую деятельность.
Происходит постепенное формирование долговременной памяти.
В этот период можно наблюдать сенсорное развитие в виде совершенствования различных видов ощущений, наглядных представлений .
Растет устойчивость внимания - при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, исполнении интеллектуальных действий (например, загадки, игры-головоломки).
На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.
Основной фактор развития личности ребенка включает группу сверстников.Ребенок уже сравнивает себя с другими детьми. Они являются для него своеобразным зеркалом, ведь сверстник олицетворяет реальные достижения, которые возможны в различных видах практической деятельности.
Нельзя забывать, что основной механизм развития личности заключается в подражании, когда дети ориентируются на оценки взрослого человека. Знания о себе принимают все большую устойчивость, формируется самооценка.
Ребенок такого возраста еще не способен оценить всю сложность стоящей перед ним задачи, для него важнее понимание, что он с ней справился и его похвалили. Тем не менее, ему важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов в перспективе. Детям важна успешность и способность взрослых это оценить.
В этом возрасте дети способны к общему труду в коллективе, под руководством взрослого.
Предлагаю рассмотреть несколько упражнений-игр на развитие памяти, устойчивого внимания, моторики, мышления детей среднего возраста 4-5 лет.
Практическое пособие для родителей / педагога .
- Ритм, как способ развития внимания и памяти.
Предлагаем детям выполнить последовательность упражнений:
Два шлепка по коленям, два хлопка в ладоши, потрясти кистями рук над головой, ходьба на месте, ходьба на месте с хлопками. Выполнить упражнение сначала под счет. потом предлагаем послушать музыкальный отрывок. Лучше всего подойдет жанр польки или любая подходящая пьеса, где хорошо слышно смену мотивов.
Пример :М.Глинка «Детская полька».
Обратить внимание детей на смену мотивов. После прослушивания мелодии предложить детям выполнить тоже самое упражнение, но уже разложив все движения на музыку.
Для усложнения задачи предлагаем детям поиграть в эту же ритмическую игру с бубном в руках. (В качестве предмета для выполнения упражнения может быть любой звенящий музыкальный инструмент – бубен, бубенцы, маракасы, шуршащая бумага, шуршащий пакет).
Цели и Задачи:
-активизация внимания
-научить детей слышать и слушать музыку
-научиться выполнять движения четко по ритму предлагаемой мелодии
- умение детей реагировать на смену мотива в музыке и на смену движений, которые предлагает педагог
-тренировка музыкальной памяти
-тренировка мышечной памяти
-тренировка реакции
-работа в команде
-работа с предметом в руках
-развитие слуха
-развитие двигательных навыков
-развитие мозговой деятельности ребенка
Данное упражнение побуждает детей к коллективной работе, активизирует реакцию ребенка на ситуацию, активизирует мышечную работу, заставляет мозг реагировать и запоминать, развивает слуховые навыки.
- Логоритмика.
Педагог (родитель) определяет два слога, над которыми будет работать с детьми. Это могут быть любые слоги, например: ти-ти-ТА/ ту-ту-ТА и т.д, или конкретные слоги, для логопедической отработки : тит-ти-ДА/ зу-зу-СА, шу-шу- СА и т.д.
Например, мы берем слоги ТИ-ТИ-ТА и определяем, что ТИ- это короткий шлепок по коленям, а ТА –это длинный хлопок в ладоши. На основе этого педагог предлагает детям не сложные ритмические рисунки. Упражнение следует выполнять проговаривая слоги вслух одновременно шлепая по коленям или хлопая в ладоши, соблюдая ритмическую длительность.
Например: ти-ти-ТА, ти-ти- ТА-Та, Та-ти-ти-ТА, ТА-ти-ТА- ти –ТА-ТА
(и т.д.).
Для усложнения задания и дальнейшего развития детей, педагог (родитель) добавляет в ритмический рисунок другие ритмические длительности. Придумывает любой ритмический рисунок. Сначала следует проговорить ребенку вслух, потом прохлопав, попросить ребенка запомнить и повторить в точности данный ритмический рисунок.
Так же можно предложить детям разложить какую-нибудь поговорку или стишок на ритмический рисунок. Разобрать какие слоги будут короткими, а какие длинными. Попросить детей четко проговорить все слоги и прохлопать в ладоши. Например :
пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК…т.д.
БО-жья, ко-РОВ-ка ….и т.д.
АНД-РЕЙ, во-ро-БЕЙ…и.т.д.
Таким же образом раскладываем на короткие и длинные слоги песенки, одновременно прохлопывая слоги в ладоши и пошлёпывая по коленям.
Игра «Паровоз».
Дети сидят на стульчиках. Предложить детям два слога например: ти-ти-ТА. Короткие «ти» шлепаем по коленям, длинные «ТА» хлопаем в ладоши. Обращаем внимание детей на то, как начинает свой разгон паровоз- сначала тихо и медленно, потом быстрее и еще быстрее. И как паровоз мы все вместе начинаем упражнение-игру проговаривая слоги сначала шепотом и медленно, потом громче и быстрее, одновременно выполняя шлепки и хлопки. Ускоряем ход, в максимально быстрой точке потопать ногами со словами «Ту-ту-у» и затихнуть. Паровоз уехал.
Цели и задачи:
-развитие мышления
-развитие двигательных навыков и моторики
-тренировка памяти
-тренировка скорости реакции
-тренировка координации движений
-отработка логопедических дефектов
-формирование правильной речи
-умение воспринимать на слух, понимать и воспроизводить различные ритмические фигуры
-умение работать слажено в одной команде
3. Работа с предметом в пространстве.
Задание –игра «Передай предмет соседу».
Дети (все члены семьи, выполняя упражнение дома )сидят на полу на коленях по кругу, либо в две линии напротив друг друга (мама-ребенок/паппа-ребенок). Перед каждым участником игры на полу лежит какой-либо предмет
(кубик, бубен, клавесы, камшек, ракушка, игрушка, конфета и т.д.). Задача упражнения - вместе взять предмет в руку и предать соседу. Педагог (родитель) сначала проговаривает все действия под счет.
Например :
1-взяли предмет
2-подняли
3-передали предмет
4-Показали пустую руку.
Задача педагога (родителя) понятно объяснить ребенку какое действие совершается на какой счет и четко произносить счет выполнения действий, следить за командным выполнением упражнения. Задача детей слушать счет взрослого и выполнять действия четко по счету, не быстрее и не медленнее.
Это же упражнение можно переложить на музыкальное сопровождение с четким ритмом. Сначала педагог предлагаем детям послушать музыкальный фрагмент, потом вместе с детьми просчитать под музыку от одного до четырех. Следует обратить внимание детей на то, что все действия с предметом мы совершаем точно так же как под счет, но к счету еще добавляется музыка. Впоследствии дети запоминают музыку и выполняют упражнение без сопровождения под счет.
Рекомендуется выбирать разные музыкальные пьесы для того, чтобы дети не привязывали данную игру к одной мелодии, а научились слышать ритм и темп предлагаемой музыки и выполнять тоже самое упражнение, но на разные мелодии.
В качестве музыкального сопровождения лучше выбирать небыстрые пьесы с четким ритмом на четыре счета. Например Летка-Енка, марши, небыстрые польки.
Для усложнения данного упражнения и дальнейшего развития детей, на четвертый счет можно поставить хлопок в ладоши:
1-взяли предмет
2-подняли
3-передали предмет
4-хлопок в ладоши.
Для развития речевых навыков и памяти у детей, данное упражнение раскладываем уже не на счет, а на стихотворение, скороговорку, поговорку и т.д.
Например : наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…, где на каждое слово или слог выполняется одно действие!
Наша- взяли предмет
Таня- сразу передали предмет
Громко- снова взяли предмет
Плачет – передали…и т.д.
Или скороговорка « Ехал грека через реку…».
Данное упражнение рекомендуется выполнять с обеих рук. Сначала все участники прячут руки за спину, потом взрослый определяем какой рукой мы будем играть оказываем ее. Переедем предмет правой рукой соседу направо . Далее меняем руки и работаем уже левой рукой, предавая предмет соседу налево. Для удобства и чтобы руки у детей не путались, свободную руку убираем за спину на протяжении всего выполнения упражнения.
В позиции когда сидим по двое друг против друга, для удобства восприятия сначала можно брать руки «зеркального отражения», правая рука одного участника и левая рука другого, который сидит напротив. Перед началом игры убираем обе руки за спину и взрослый определяет какая рука будет работать первой. Например первой будет правая рука ребенка, соответственно левая рука взрослого. Определив руки, предлагаем ребенку помахать ими друг другу как в зеркале. Неактивную руку держим за спиной. При выполнении упражнения следим, чтобы ребенок слушал счет или ритм музыки и выполнял действие в команде друг с другом. Отработав руками «зеркальными», предлагаем ребенку показать одноименные руки, обратив внимание, что его правая рука и правая рука взрослого находятся напротив друг друга с разных сторон, то есть наискосок. Чтобы у ребенка не было путаницы при выполнении этого упражнения, взрослый рисует на листе бумаге А4 дорогу с двумя полосами движения и сплошную линию по середине. Ставим предмет на начало дороги и протаскиваем его до конца дороги на той стороне. (Можно взять машинки и придумать целую историю о переезде машинки на ту сторону. Правила дорожного движения нарушать нельзя, пересекать сплошную линию нельзя, машинка движется только по свое полосе четко от начала до конца дороги.
Свободную руку так же держим за спиной на протяжении выполнения упражнения.
Это упражнение так же можно разложить по слогам на скороговорку, поговорку, стихотворение, где каждый слог это будет одно действие :
взяли предмет, перетащили, снова взяли предмет-перетащили.
Например : ехал Грека через реку…
Ехал - взяли предмет
Грека - перетащили предмет на ту сторону дороги
Через - взяли уже новый предмет
Реку - перетащили на ту сторону….и т.д.
Цели и задачи:
-развитие мышления
-тренировка памяти
-тренировка скорости реакции
-тренировка слуха
-тренировка ритма
- умение ориентироваться в пространстве
-умение ориентироваться в музыкальном сопровождении
-улучшение и тренировка мышечных навыков
-умение работать сообща в команде как одно целое
-равноправное развитие правого и левого полушария мозга
-увеличение словарного запаса
-тренировка терпения и дисциплины.
Упражнения, представленные в данной разработке, являются доступным материалом для средней группы детей 4-5 лет. Их можно выполнять как на занятиях в детском саду, так и дома с родителями. Причем дома, эти упражнения ребенок будет воспринимать больше как игровой момент. Кончено не все дети смогу сразу сообразить, как выполнять то, или иное упражнение, задача педагога (родителя) внятно пояснить все правила игры и с каждым повтором упражнения у ребенка начнет работать память и внимание, мышечная память, слуховая память и задание будет выполняться уже с большей легкостью. Данные упражнения очень важны и необходимым в развития детей этого возраста - развитие памяти, мышления, моторики, слуховые навыки, мышечные навыки, ориентация в пространстве, особенно делаем акцент на концентрацию внимания детей и дисциплины выполнения.
Все предложенные выше упражнения являются основой, которую можно варьировать на усмотрение педагога (родителя), в различные варианты, в зависимости от скорости восприятия детей, от выбора музыкального фрагмента.
Для того, чтобы детям было более интересно выполнять все эти упражнения : ритм, лого ритмика, передача предмета - дома с родителями на ладошки можно сделать из старых варежек или ненужных носочков мордочки смешных существ с глазками и прическами, и чем ярче будет персонаж, тем интереснее ребенку будет играть в эти упражнения. Назовите эти упражнения, например: Игра «Хлопушки-зверушки».
Подбирайте интересную для ребенка музыку. Выбирайте интересные необычные предметы для работы : пакеты, бумага, камушки, ткани, любимые игрушки, коробочки и тогда у ребенка подключится еще и фантазия, азарт, сенсорные ощущения. Придумывайте истории с этими «зверушками-хлопушками» - куда они едут, что они любят кушать, за чем охотятся и т.д. и ребенок сам будет вас просить поиграть в эти упражнения.
(Предметы для привлечения внимания детей в упражнениях с хлопками: варежки, носочки, пакеты, бумага, для игры «передай предмет» - нарисованная дорога,любимые игрушки, машинки, кубики, камушки, ракушки, смятая бумага,и т.д.)
Музыкальные фрагменты:
М.Глинка «Детская полька».
С. Раханинова «Итальянская полька»
Н. Вересокина «Озорная полька»
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Ф. Шуман «Марш из детского альбома»
С. Прокофьев «Марш из детской сюиты»
Р. Лехтинен «Летка-Енка»
А. Жилинский «Детская полька»
А. Каплунова переложение «Финская народная мелодия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое пособие для родителей по подготовке детей к школе в домашних условиях.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ли...
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ "БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА"
Практическое пособие «БОЖЬЕЙ ТРОПОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА» составлено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через работу с ро...
Тема: «Использование современных игр и пособий для логико – математического развития детей среднего дошкольного возраста»
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее образование, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познава...
Пособие для педагогов и родителей по развитию детей дошкольного возраста.
В данном материале представлен комплекс игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных, личностных, волевых и познавательных сфер детей, которые построены ...
Методическое пособие: «Дидактическое пособие - книга из фетра. Развитие детей раннего возраста»
Данная книжка полностью отвечает этим требованиям. Причем сделанные своими руками игрушка приятнее и интереснее для детей, так как позволяет реализовать разнообразные идеи, использовать большее количе...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Пособие для родителей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...