Практическое пособие для родителей по подготовке детей к школе в домашних условиях.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Стрельцова Евгения Юрьевна

 

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но за частую родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит результатов.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Именно по этому мною была поставлена цель:  привлечь родителей к активному участию в коррекционно – образовательной работе с детьми с общим недоразвитием речи. 

 Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

С этой целью мною разработано практическое пособие для родителей по подготовке детей к школе в домашних условиях.

Занимаясь, дети смогут закрепить пройденный материал в домашней обстановке с помощью  заданий, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие связной речи, формирование грамматических категорий, формирование элементарных математических представлений, развитие ВПФ, развитие графомоторных навыков.

Практическое пособие создано с учетом следующих дидактических принципов:

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;

- перехода от простого к сложному;

- систематичности, доступности и посильности обучения;

- индивидуализации развития детей и учета возрастных особенностей;

- наглядности обучения.

Данное практическое пособие помогло родителям ощущать себя более компетентными в воспитании детей.   Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.  Позиция родителей стала более гибкой.

Данные практические пособия могут быть использованы родителями, логопедами, воспитателями подготовительных логопедических и массовых групп дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль и т.д.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако подготовка к школе - это кропотливая работа, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.

В практическом пособие представлена система работы по закреплению знаний полученных ребенком в дошкольном учреждении. Система работы включает в себя логопедические игры, коррекционно – развивающие задания, математические и графические упражнения для детей 6 – 7 лет.

Каждое задание представлено в игровой форме, так как именно игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. Упражнения каждого занятия объединены сюжетом, это сохраняет познавательный интерес ребенка.

Целью данного пособия является привлечение родителей к активному участию в коррекционно – образовательной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Данное пособие  - материалы, подобранные для совместной деятельности детей и родителей.  Задания рассчитаны на весь учебный год и составлены в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении.

Занимаясь, дети смогут закрепить пройденный материал в домашней обстановке с помощью  заданий, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса, развитие связной речи, формирование грамматических категорий, развитие графомоторных навыков.

Для данного пособия использовались иллюстрационные материалы следующих авторов: В.В. Мамаева, Н.Е. Арбековой, А.И. Подрезова,  О. Самсоновой, издательства «ИП БУРДИНА» и другие.

Нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Данные практические пособия могут быть использованы родителями, логопедами, воспитателями подготовительных логопедических и массовых групп дошкольных образовательных учреждений.

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

  1. Практическое пособие для родителей по подготовке детей к школе в домашних условиях необходимо содержать в чистоте.
  2. Пособие необходимо забирать в конце рабочей недели (пятница) и возвращать в группу в начале недели (понедельник).
  3. Записывайте ответы ребёнка в пустые строчки (это необходимо для контроля над усвоением предложенного материала). Ответы должны полностью содержать мысль и слова ребенка.
  4. Перед началом работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.
  5. Все рисунки и штриховки ребёнок должен выполнять карандашами и под вашим контролем.
  6. Не реже одного раза в две недели встречайтесь с педагогом для консультации.
  7. Занимаясь с ребёнком, не торопитесь, не стремитесь выполнить работу быстро, поддерживайте хорошее настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Лексические темы,

представленные в практическом пособии:

Неделя №1 – тема:  Части тела и лица. Семья.

Неделя №2 – тема: Осень. Перелетные птицы.

Неделя №3 – тема: Деревья. Кустарники.

Неделя №4 – тема: Овощи. Огород.

Неделя №5 – тема: Фрукты. Сад.

Неделя №6 – тема: Лес. Грибы. Лесные ягоды.

Неделя №7 – тема: Одежда.

Неделя №8 – тема: Обувь. Головные уборы.

Неделя №9 – тема: Квартира. Мебель.

Неделя №10 – тема: Кухня посуда. Бытовая техника.

Неделя №11 – тема: Продукты питания.

Неделя №12 – тема: Зима.

Неделя №13 – тема: Зимние забавы.

Неделя №14 – тема: Новогодний праздник.

Неделя №15 – тема: Зимующие птицы.

Неделя №16 – тема: Домашние птицы.

Неделя №17 – тема: Домашние животные.

Неделя №18 – тема: Дикие животные.

Неделя №19 – тема: Профессии. Инструменты.

Неделя №20 – тема: Наша родина Россия. Наш город.

Неделя №21 – тема: Наша армия. Военные профессии.

Неделя №22 – тема: Комнатные растения.

Неделя №23 – тема: Мамин праздник. Профессии мам.

Неделя №24 – тема: Транспорт. Профессии на транспорте.

Неделя №25 – тема: Животные севера.

Неделя №26 – тема: Животные жарких стран.

Неделя №27 – тема: Жители рек, морей, океанов.

Неделя №28 – тема: Космос.

Неделя №29 – тема: Весна.

Неделя №30 – тема: Перелетные птицы.

Неделя №31 – тема: Майские праздники.

Неделя №32 – тема: Школа. Школьные принадлежности.

Неделя №33 – тема: Лето. Цветы на лугу. Насекомые.

Неделя №1 – тема:  Части тела и лица. Семья.

  1. Ребенок должен знать: названия частей тела и лица человека, их функции; названия членов семьи  и т.д.
  2. Игра «Назови ласково» - работаем над словообразованием.

* Назови членов семьи ласково, например «Тетя - тетушка»                    ** Обведи и заштрихуй.

Мама______________________ Папа_________________________

Бабушка___________________ Дедушка______________________

Сестра____________________ Брат__________________________

  1. Игра «Один - много» - образование множественного числа существительного в род. падеже.   

* Назови части тела во множественном числе, например «Бровь - брови»

Зуб________________ Нога_______________ Ухо______________

Рука_______________ Глаз_______________ Щека_____________                          Голова_____________ Палец_____________ Рот_______________

  1. Игра «Что делают?» - согласование существительных с глаголами.

* Подбери по три глагола, т.е. слова, которые отвечают на вопрос «что делает?».

Рот______________________________________ Уши______________________________________

Глаза____________________________________ Нос_______________________________________

Руки____________________________________  Ноги______________________________________

  1. Игра «Какая семья?» - согласование прилагательных с существительными.

* Подбери слова – описания к каждому существительному, например «Тётя – красивая, умная, взрослая, высокая и т.д.»

Мама________________________________________________________________________________

Папа_________________________________________________________________________________

Бабушка______________________________________________________________________________

Дедушка_____________________________________________________________________________

Брат_________________________________________________________________________________

Сестра_______________________________________________________________________________

  1. Игра «Кто старше, кто младше» - развитие логического мышления.

* Подумай и ответь, кто старше, а кто младше в семье, объясни почему.

Кто старше: Бабушка или папа______________________  Ты или мама________________________

                       Мама или дедушка_____________________  Папа или сестра_____________________

Кто младше: Дедушка или папа _____________________  Ты или папа________________________

                        Мама или бабушка_____________________ Тетя или дедушка____________________    

  1. Формирование элементарных математических представлений.

* Раскрась у самой высокой девочки платье синим цветом, у самой низкой  - желтым.

** Раскрась в двух рамках только одинаковые фигуры, перечисли, названия геометрических фигур.

  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*** Раскрась, первый домик синим цветом, последний - красным, а остальные так, что бы все домики были разного цвета.

  1. Развитие связной речи – составление рассказа по серии сюжетных картин.

(Ув. родители записывайте рассказ со слов ребенка!)

* Рассмотри рисунки, определи, что было сначала, что потом. Поставь цифры. Составь рассказ. Придумай ему название.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неделя №2 – тема: Осень. Перелетные птицы.

  1. Ребенок должен знать: признаки осени, названия осенних месяцев; названия перелетных птиц, их особенности, почему птицы улетают, пользоваться понятием «перелетные» и  т.д.
  2. Игра «Птицы улетели» - образование имен существительных родительном падеже мн. числа.

* Назови правильно, например «Лебеди - нет кого? – лебедей».                           ** Заштрихуй.

Утки – нет кого?________________ Скворцы - нет кого?______________

Журавли - нет кого?_____________ Аисты - нет кого?________________

Ласточки - нет кого?____________ Соловьи - нет кого?_______________

  1. Игра «Какая птица?» - образование слов со сложной основой.

* Подумай и скажи, какая птица, например «У аиста длинные ноги – длинноногий»

У журавля длинный клюв_____________________________________

У лебедя длинная шея________________________________________

У сороки длинный хвост______________________________________

У скворца короткий клюв_____________________________________

У цапли длинные крылья _____________________________________

  1. Игра «Как назвать детенышей?».   

* Назови детенышей птиц, например «Журавли – журавлята»

Грачи______________________ Гуси ______________________ Скворцы ______________________

Утки______________________  Кукушки____________________  Стрижи______________________

  1. Игра «Назови ласково» - образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме.

* Назови ласково, например «Дождь - дождик»

Солнце______________________ Лист______________________ Капля  ______________________                                             Облако______________________ Дерево______________________ Туча_______________________

  1. Игра «Подбери словечко» - подбор существительных к прилагательному.

* Подбери по 3 существительных к прилагательному.

Осенний – день,_______________________________________________________________________

Осенняя  -погода,______________________________________________________________________

Осеннее – небо, _______________________________________________________________________

Осенние – дожди,______________________________________________________________________

  1. Развитие логического мышления.

* Ответь на вопросы.

Чем похожи и чем отличаются птица и самолет?___________________________________________

_____________________________________________________________________________________

За забором 4 птичьих лапы. Сколько там птиц?_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Формирование элементарных математических представлений.

* Найди два одинаковых зонтика и раскрась их.

** Раскрась все круги зеленым цветом, треугольники – красным, квадраты – синим, овалы – желтым. Сосчитай сколько кругов, овалов, треугольников, квадратов.

___________________

___________________

___________________

___________________

  1. Развитие связной речи – составление рассказа по плану.

(Ув. родители записывайте рассказ со слов ребенка!)

*Послушай вопросы и составь рассказ о перелетной птице. Изображение птицы, о которой рассказываешь, нарисуй или приклей картинку в «окошке».

  1. Название птицы.
  2. Перелетная или не перелетная птица?
  3. Размер птицы. Из каких частей состоит.
  4. Чем покрыто тело птицы.
  5. Чем питается.
  6. Кто детеныши.
  7. Какую пользу приносит.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы.

Кто из птиц лучший певец?____________________________________________________ (Соловей)

Кто подбрасывает яйца в чужие гнезда?_________________________________________ (Кукушка)

У какой птицы красивая шея?__________________________________________________ (У лебедя)

Кто подражает пению других птиц?_____________________________________________ (Скворец)

Кто из птиц прилетает первый?____________________________________________________ (Грач)

У каких птиц длинные ноги, клювы и шеи?______________________ (У аиста, у журавля, у цапли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Рекомендации родителям по подготовки детей к школе в домашних условиях...

Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".

В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...

Консультация для родителей: «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»

В домашних условиях обучение можно проводить неторопясь, возвращаясь в любое время в материалу, который ребенок не сразу усвоил, пользуясь предметами, окружающими ребенка....

Методическое пособие для родителей «Нарушение осанки и плоскостопие. Профилактика в домашних условиях».

В настоящее время еще острее стала проблема воспитания здорового поколения. Сегодня, состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Из-за негативных для здоровья последствий научно-техническ...

Занимательная математика при подготовке детей к школе в домашних условиях.

Занимательная математика при подготовке детей к школе....

статья " Подготовка ребенка к школе в домашних условиях"

Материал будет полезен родителям дошколят, которые не посещают детский сад перед школой...

Методическая разработка (консультация для родителей) "Подготовка ребенка к школе в домашних условиях"

Данная публикация поможет родителям лучше  разобраться как готовить дошкольника к поступлению в первый класс....