Мастер-класс для педагогов «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
материал (старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс для педагогов
«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Совершенствовать педагогическое мастерство.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Обучить педагогов игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Оборудование: волшебные очки, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», платок, «Зоопаника», материал к игре «Кто я» , релаксационная музыка.
Ход работы:
- Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем начать работать, предлагаю снять мышечное напряжение, расслабиться и поиграть в игру «Волшебные очки»
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению между собой.
Инструкция: У меня есть волшебные очки, когда их надевают, сразу видят что – то хорошее в человеке. Педагоги говорят комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о семинаре. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно!»
Тема нашего мастер-класса «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром. Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. - Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.
Внимание - это способность человека сосредоточится на определенных объектах.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана.
Слайд с играми перечислить (найди отличия, лабиринт, корректурные пробы»)
- А сейчас предлагаю вам поиграть.
Игра «Волшебный платок»
Проведение игры на развитие внимания:
( 10 предметов посмотреть запомнить, накрыть назвать, 2) усложнить папоротку разложить запомнить назвать, 3) поменять местами, запомнить, назвать.)
Игра «Что изменилось? (без Плотка игрушки)
Словесная игра « Подбери пару к словам»
( Я говорю обобщающее слово- вы должны назвать одно, то что к нему относится). Например Овощи вы говорите – свекла, морковь …..
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Проведение игры на развитие восприятия:
Игра «» Чем похожи чем отличаются!»
(На развитие восприятия, мышления, речи)
Корова - Лось
Курица - Сова
Собака - Волк
Кабан – Свинья
Кролик – заяц и т.д
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
- Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Проведение игр на развитие памяти:
Игра «10 картинок» Волшебный платочек и т.д
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Игра «Что было сначала?» Педагог называет слово, а педагоги говорят, чем оно было раньше. Собака – щенок, кирпич, дом, книга, вилка, дерево и др.
Игра «Чёрный - белый»
Называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Например: Лиса – это хорошо. Почему? Например: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Лиса – это плохо. Почему? Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Сейчас я покажу белый домик, вы скажите что хорошо в весне, покажу чёрный домик, скажите что плохо и тоже почему.
Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта
- Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».
Проведение игр на развитие воображения:
«Сочиняем сказку сами»
Например: выберите героев которые будут в вашей сказке.
Затем выберите главного героя. И ведущий начинает первым со слов Жили были…., или Однажды…. и т.д. И после вы начинаете придумывать сюжет сами.
Для развития речи можно организовать игры: «Добавь слово», «Скажи наоборот», «У кого кто?», «Один - много», «Назови ласково», «Небылицы», «Составь предложение по картинкам». «Составь загадку».
Чтобы речь развивать, необходимо больше играть, поэтому приглашаю вас ещё немного поиграть.
Игра «Лови да бросай – цвета называй».
Инструкция: ведущий бросает мяч педагогу, называет прилагательное, обозначающее цвет, а педагог, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый - апельсин, морковь, заря
Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа
Зелёный - огурец, трава, лес
Голубой - небо, лёд, незабудки
Синий - колокольчик, море, небо
Фиолетовый - слива, сирень, сумерки
Закончить нашу встречу я хочу притчей.
Притча: "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
А ведь все действительно, уважаемые коллеги, все в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Рефлексия.
Что особенно запомнилось в занятии? Что пригодится в дальнейшей работе? Оказалась ли полезной данная информация?
Спасибо за участие! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного по...
Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "
Задачи мастер-класса:· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...
Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»
Игровой стретчинг -специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме....
Обучающий семинар для педагогов «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка для старших воспитателей, методистов для планирования обучающего семинара по теме "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста"...
Мастер – класс «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста» (РМО 2019г.)
Конспект мастер-класса "Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста", рекомендации педагогам, презентация для детей на тему "Задания лисы "...
Сценарий мастер – класса «Развивающие игры по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.
В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...