Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Маленькие умельцы»
рабочая программа
Рабочая программа
художественно-эстетической направленности
«Маленькие умельцы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukotvorchestvo-malenkie_umeltsy_-.docx | 107.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ
Протокол №_____от Детский сад №6 «Светлячок»
«__» _________20__ г. ______________Т.В.Шемец
Приказ№____от«__» ______2022 г.
Рабочая программа
художественно-эстетической направленности
«Маленькие умельцы»
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 год.
Составители:
Куриленко Зифина Раисовна,
Паршина Елена Владимировна.
г.Лесосибирск, 2022г.
Содержание.
I. Целевой раздел………………………………………………………………......
- Пояснительная записка……………………………………………...................
- Цель, и задачи Программы…………………………………………………....
- Принципы реализации Программы……………………………………….…..
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……..
- Целевые ориентиры освоения Программы……………………………………
- Содержательный раздел…………………………………………………………..
2.1. Описание образовательной деятельности Программы………………
2.2.Календарно-тематическое планирование…………………………
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….
- Организационный раздел…………………………………………………..
3.1.Формы, способы, методы реализации Программы…………………..
3.2.Мониторинг результатов освоения программы………………………..
3.3.Материально-техническое обеспечение Программы………………….
Список используемой литературы…………………………………………................
Приложения
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая программа«Маленькие умельцы»художественно-эстетической направленности для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»,в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Актуальность.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по продуктивной деятельности весьма актуальна, так как именно продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи. В дошкольном возрасте одним из наиболее доступных видов работы с детьми является работа с бросовым и природным материалом, которая несет много возможностей для обучения и развития малыша.
Для решения данной проблемы и была разработана Программа «Маленькие умельцы», позволяющаяне толькоразвить эстетические чувства, пополнить навыки и умения, необходимые детям, но и развить мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками, а занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить представления, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения Программы.
Работая с природными и бросовыми материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Данный материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – его всегда можно найти, он разнообразен, развивает детское воображение .Именно бросовый материал дает огромные возможности для осуществления фантазий.
Поделки из этого материала могут иметь разное назначение: для игр детей, украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Программа разработана на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа «Маленькие умельцы»дополняет основную образовательную программу ДОУ.
1.2 Цель, задачи Программы
Цель:Создание условий для развития сенсомоторики у детей среднего возраста через нетрадиционные способы работы с бросовым и природным материалом.
Задачи программы:
♦ формировать умения работать с разным материалом,
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования;
- способствовать развитию умений изображать предметы разными способами и из разных материалов;
♦ развивать художественный вкус, эстетическое восприятие;
♦ развивать воображение, фантазию, желание экспериментировать с разными материалами;
♦ развивать умение создавать коллективные работы.
♦ формировать умение оценивать созданные изображении;
♦ воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
♦воспитывать культуру деятельности, бережное отношение к результатам продуктивной деятельности, уважать труд других людей;
- формировать навыки сотрудничества.
Принципы реализации Программы
Содержание рабочей программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого являетсявсестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и развивающих целей и задач.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
В этот период у детей среднего возраста в игровойдеятельности появляются ролевые взаимодействия.Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона.Усложняется пошаговая техника выполнения работ.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой
и крупной моторики. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное запоминание. Развивается образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого: оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, дальнейшем развитии образа Я ребенка, его детализацией.
1.4.Целевые ориентиры освоения программы
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов
- знают некоторые приемы работы с природным материалом;
- видят необычное в обычных предметах;
- развит художественный вкус;
- знают виды природных материалов;
- создают композиции с изделиями, выполненными в технике моделирования, аппликации, панно и т. д. с помощью взрослого;
- овладеют навыками культуры труда;
- имеют навыки работы в команде.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности программы
В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Социально-коммуникативное: помочь ребенку открыть самого себя, показать, что мир существует нетолько вокруг, но и внутри каждого. Иэтот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых,обыденных вещах: соломке, цветочке, травинке, кусочке ткани...
Познавательное развитие: развитие познавательной деятельности, понимание причинно- следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества; развитие способностей сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие: развитие глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения,образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений вреализации творческих идей; формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению работ.
Физическое развитие: развитие общетрудовых и специальных умений и навыков работы с природным и бросовым материалами.
2.2Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
Название занятия | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Летнее настроение» | Научить детей работать с нитками и ножницами, выполнять работу аккуратно и с фантазией. | Вязальные нитки, картон, клей, ножницы, кусок ткани |
2-я неделя | «Осенний букет»(подготовка материалов) | Научить детей делать из природного материала мини деревья. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. | Гречка, горох, разноцветная фасоль |
3 -я неделя | «Осенний букет» | Научить детей делать из природного материала мини деревья. Развивать планирующую функцию сознания. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. | |
4-я неделя | Научить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться. | Нам потребуется белая, коричневая, оранжевая, черная и желтая цветная бумага, лист цветного картона, карандаш, ножницы, клей. |
Октябрь
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Рыбка» | Научить делать рыбку из диска.Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. | диск |
2-я неделя | «Овечка» | Научить видеть разные свойства предметов, фантазировать и использовать для своего творчества самые неожиданные материалы | ватные палочки |
3-я неделя | «Домик» | Воспитывать у детей любовь к работе с ножницами и клеем. Научить детей создавать поделку по чертежу. Закреплять навыки работы с бумагой. Работать аккуратно. | 2разноцветных квадратных листа бумаги 15х15см, |
4-я неделя | «Божья коровка» | Научить детей правильно оформлять поделку. Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать фантазию. | СD диск, клей, ножницы, цветной картон |
Ноябрь
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Яблоня» | Научить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать фантазию и аккуратность в работе. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. | белые салфетки гофрированная бумага жёлтого цвета восковые карандаши голубого и зелёного цвета клей, кисточки, салфетки |
2-я неделя | «Корзина» | Научить равномерно распределять различные виды макарон по форме, развивать аккуратность, четкость. | Макаронные изделия, ножницы, клей, цветная бумага. |
3-я неделя | «Летающая тарелка» | Воспитывать желание трудиться для общего дела. Формировать эстетические чувства, умение проявлять творчество при изготовлении игрушек. | 2 тарелки из-под лапши быстрого приготовления, баночка из-под сметаны, 6 шпажек, нитки, клей, помпоны. |
4-я неделя | «Объёмный цветок» | Воспитывать желание трудиться. Формировать эстетические чувства. Умение проявлять творчество при изготовлении цветка. | Цветная бумага, клей, ножницы |
Декабрь
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Дед Мороз и Снегурочка» (подготовка) | Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Научить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуры. | Ножницы, клей, ватман, цветная бумага и картон |
2-я неделя | «Дед Мороз и Снегурочка» | Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Научить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуры. | Ножницы, клей, ватман, цветная бумага и картон |
3-я неделя | «Зимушка –зима»(подготовка) | Научить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | Краски, салфетки, вата, гофрированная бумага, клей. |
4-я неделя | «Зимушка –зима» | Научить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, тем самым развивать мелкую моторику у детей. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | Краски, салфетки, вата, гофрированная бумага, клей. |
Январь
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Цветы в технике оригами» | Познакомить с новым видом техники изготовления цветов Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Формировать эстетический вкус. | цветная бумага, клей, ножницы |
2-я неделя | «Цветы в технике оригами» | Познакомить с новым видом техники изготовления цветов Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Формировать эстетический вкус. | цветная бумага, клей, ножницы |
Февраль
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | Валентинка | Научить детей применять простые предметы для выполнения поделки, Осуществлять замысел, привлекая полученныеранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности. | прищепка, деревянная палочка, киндер-яйцо, фисташка, двусторонний скотч, цветная бумага, пистолет с силиконовым стержнем. |
2-я неделя | «Галстук для пап» | Научить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. | двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей |
3-я неделя | Цветы из коктейльных трубочек | Научить развивать фантазию, выполнять работу аккуратно и красиво | двусторонняя цветная бумага, ножницы, клей и коктейльная трубочка. |
4-я неделя | «Цветы для мамы» | Научить работать с ножницами и салфетками, развивать зрительную память, воображение | Ножницы, клей, салфетки |
Март
Мероприятие | Цель | Материал | ||
1-я неделя | «Солнышко»(подготовка) | Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Научить работать аккуратно с клеем. Правильно прижимать нить по контуру. | деревянная шпажка или зубочистка, нитки для вязания, желтый, оранжевый или красный картон, | |
2-я неделя | «Солнышко» | Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Научить работать аккуратно с клеем. Правильно прижимать нить по контуру. | деревянная шпажка или зубочистка, нитки для вязания, желтый, оранжевый или красный картон, | |
3-я неделя | «Веер» (подготовка) | Научить работать с бросовым материалом. | Клей, диск, пластиковые ложки, бусы. | |
4-я неделя | «Веер» | Научить работать с бросовым материалом. | Клей, диск, пластиковые ложки, бусы. |
Апрель
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | «Композиция из круп оберег»(подготовка) | Вызвать интерес к аппликации. Показать варианты оформления изделий (посыпание манной крупой, приклеиванием кукурузы, гороха, гречки, риса). Развивать восприятие величины, формы, цвета и мелкую моторику. | Картон, клей, материал лён (кусок мешковины, горох, рис, гречка, кукуруза, монетки, макароны (разной формы). |
2-я неделя | «Композиция из круп оберег» | Вызвать интерес к аппликации. Показать варианты оформления изделий (посыпание манной крупой, приклеиванием кукурузы, гороха, гречки, риса). Развивать восприятие величины, формы, цвета и мелкую моторику. | Картон, клей, материал лён (кусок мешковины, горох, рис, гречка, кукуруза, монетки, макароны (разной формы). |
3-я неделя | «Пасхальное яйцо» | Развивать воображение, уметь работать по шаблону и по своему воображению | нитки для вязания, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и пластмассовое яйцо. |
4-я неделя | «Вазочка» | Развивать воображение, мелкую моторику рук | пустая пластиковая бутылка, шерстяная нить нескольких цветов, двусторонний скотч и бусинки. |
Май
Мероприятие | Задачи | Материал | |
1-я неделя | Освоение техники «Квиллинг» | Развивать глазомер, внимание, память, мышление, моторику, творчество; воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетику. | Бумага, зубочистка клей ПВА |
2-я неделя | «Мимоза» | Научить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу. | |
3-я неделя | «Первые листочки» | Научить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька. | |
4-я неделя | «Черепаха под пальмой» | Научить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник”. |
2.3.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Ознакомление дошкольников с изготовлением поделок из бросового и природного материала происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ согласно плану воспитателя, это могут быть такие формы: мастер-классы; информационные стенды в группе ДОУ; участие в тематических выставках; совместные проекты.
Цель: вовлечение родителей в совместный образовательный процесс и повышение их педагогической компетентности, в вопросахэстетического развития детей.
Мероприятия | срок | ответственные |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о творчестве из бросового и природного материала. | сентябрь | воспитатели |
Оформление информационного стенда «Игрушка своими руками». | В течение года | воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с творчеством из бросового и природного материала. | В течение года | воспитатели |
Тематические акции | В течение года | воспитатели |
Создание мини – выставок | В течение года | воспитатели |
III.Организационный раздел
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Длительность образовательной деятельности - 20 минут, проводится 1 раз в неделю.
Построение образовательного процесса по данной программе основывается на формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно(групповая или подгрупповая).
3.1.Формы, способы, методы реализации Программы.
Используются формы занятий:
-традиционные, интегрированные и практические занятия;
- проекты;
- наблюдения;
- исследовательская деятельность;
- художественное творчество;
- дидактические игры.
Методы для проведения занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
-объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
-репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
-частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
-исследовательский(самостоятельная творческая работа учащихся);
- групповой (организация работы в группах; -индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Структура занятий
- Вводная часть
- Основная часть
- Рефлексия
- Мониторинг результатов освоения программы
Мониторинг усвоение данной программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, которая проводится педагогическим воспитателями два раза в год (начале года, в конце года). Результаты мониторинга вносятся в таблицу(Приложение №1)
Способы фиксации результатов:
Оценка результативности усвоения детьми программы проводится два раза в год (декабрь, май), уровня сформированности художественно – эстетического развития детей. (Приложение 4).
3.3.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям: определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой; к материально-техническому обеспечению программы.
В МАДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Рабочая Программа обеспечена учебно-методическими рекомендациями, средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение:
- Пластилин
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- шишки, жёлуди.
- Семена растений
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Клей, краски
-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока и других природных материалов.
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Кисточки для клея и красок.
Дидактический материал:
Список используемой литературы:
- Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребёнка, 1959
- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989.
- Приказ Минобрнауки Росси от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях—Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 368 с.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 2006.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Щербакова И.В. План работы по изобразительной деятельности в средней группе. – Дошкольная педагогика/май, 2007.
- Календарное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности в средней логопедической группе для детей с ОНР. – Дошкольная педагогика, май 2008.
- Интернет ресурсы.
Приложение№1
Критерии качества освоения ребенком ручного труда:
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10.Использует в работе разные способы ручного труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
Мониторинг
Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Оценка результатов:
«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества» разработаны доктором педагогических наук профессором Т.С.Комаровой.
№ | ФИО / Анализ продукта и процесса деятельности | Форма | Строение предмета | Композиция | Цвет | Изобразительные навыки | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности | Творчество |
1 | Анохина Елизавета | ||||||||
2 | Ахметзянов Ильдар | ||||||||
3 | ГабидуллинДалиль | ||||||||
4 | Гилёва Валерия | ||||||||
5 | Гилязутдинова Альфия | ||||||||
6 | Горбенко Таисия | ||||||||
7 | Грызлов Арсений | ||||||||
8 | Грязнова Милана | ||||||||
9 | Девятловская Кира | ||||||||
10 | Дембицкая Мария | ||||||||
11 | Зайцева Анна | ||||||||
12 | Захаров Владислав | ||||||||
13 | Кожевникова Алиса | ||||||||
14 | Кондакова Ольга | ||||||||
15 | Ломовкина Екатерина | ||||||||
16 | Матвеева Марьяна | ||||||||
17 | Полищук Дмитрий | ||||||||
18 | Пугачева Кира | ||||||||
19 | Рубаненко Мария | ||||||||
20 | Рычкова Полина | ||||||||
21 | СамигуллинаСафия | ||||||||
22 | Светов Ярослав | ||||||||
23 | Франтисова Таисия | ||||||||
24 | Черников Тимофей | ||||||||
25 | Штандратюк Каролина |
Анализ продукта деятельности
1.Форма
3 балла - форма передана точно
2 балла – есть незначительные искажения
1 балл – искажения значительные, форма не удалась
2.Строение предмета
3 балла – части предмета расположены верно
2 балла – есть незначительные искажения
1 балл – части предмета расположены неверно
3.Композиция
3 балла – изображение расположено в середине и по всему листу
2 балла – на полосе листа
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер
4.Цвет
3 балла – передан реальный цвет предмета
2 балла – есть отсутствие от реальной окраски, преобладает несколько цветов и оттенков
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете
Анализ процесса деятельности
1.Изобразительные навыки
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия различными изобразительными материалами
2 балла – испытывает затруднения при действии с изобразительными материалами
1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно
2.Регуляция деятельности
3 балла – ребёнок заинтересован предложенным заданием
2 балла – ребёнок заинтересован процессом деятельности
1 балл – заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности
3.Уровень самостоятельности
3 балла – выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4.Творчество
3 балла – самостоятельность замысла, оригинальность изображения
2 балла – стремление к наиболее полному раскрытию замыслу
1 балл - не стремится к полному раскрытию замысла
Шкала уровней: 8-11 баллов низкий уровень
12-19 баллов средний уровень
20-24 балла высокий уровень
Приложение№2
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования.
Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Веселые брызги
Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона.
Отпечатки листьев…
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
...и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Штампы
Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.
Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.
Рисование по сырой (мокрой) бумаге
Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.
На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы.
Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».
Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.
Монотипия
Лист бумаги складывается пополам. На одну из них наносятся пятна краской (теплые или холодные), а вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные стороны и разворачивается. Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее).
Рисование свечой или восковыми мелками
Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.
Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!
Приложение№3
Консультация для родителей
«Использование нетрадиционных методов рисования»
“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее) .
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Маленькие умельцы".
Подготовить детей интеллектуально мыслить в нравственно –познавательной деятельности....
Развёрнутое перспективно – тематическое планирование кружка «Маленькие умельцы» (поделки из природного и бросового материала)
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача семейно...
Маленькие умельцы
План работы кружка для детей старшего дошкольного возраста...
Кружок «Маленькие умельцы»
Пояснительная запискаДошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для...
Итоговое занятие по кружку "Маленькие умельцы"
Итоговое занятие...
рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"
Виды техник по нетрадиционной технике рисования....
Рабочая программа по дополнительного образования «Маленькие умельцы» для детей 6-7 лет
Декоративно-прикладное творчество – это путь к всестороннему развитию ребенка. Творчество несет неоценимую пользу для формирования личности. Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-п...