Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятиеДанный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОО «Лицей» имени Героя Советского Союза Б.Н.Еряшева г.о Фрязино
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Оводкова Е.А.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников». Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов и опытов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
III. Основная часть
Дети обожают опыты с растениями и водой. И сегодня я хочу вам предложить цикл экспериментов на тему «Как растения пьют воду».
Цель: формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний.
Задачи:
- формировать представление детей о процессе движения воды внутри цветка;
- развивать любознательность;
- содействовать заботливому отношению к растениям.
Первый опыт поможет нам узнать зачем нужно поливать цветы.
Оборудование: бумажные цветы из цветной бумаги для принтера; емкость с водой.
Ход эксперимента:
Сюрпризный момент: прибежал грустный Зайчик. Он рассказал ребятам, что пригласил в гости своих друзей. Зайчик хотел украсить свой домик разноцветными цветами, сорвал их на полянке и положил в корзинку, а цветочки завяли.
- Ребята, почему завяли цветочки? (Потому что Зайчик забыл поставить их в воду). – Правильно, ребята, вода творит чудеса! Ведь даже бумажные цветы могут распускаться под ее воздействием. Давайте проведем опыт и увидим это своими глазами. Перед вами стоят крышечки с водой. Возьмите цветочки и осторожно положите их на воду. Наши бумажные цветы начинают пить воду. Теперь мы понаблюдаем и полюбуемся, как распускаются цветы. Так и настоящие цветы оживают и расцветают, когда их поливают водой.
Объяснение: когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают, и бумага увеличивается в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться. Бумага разной плотности впитывает воду с разной скоростью. Чем тоньше бумага, тем быстрее она впитает воду, а из-за этого цветок распустится быстрее.
Вывод: цветы нуждаются в постоянном поливе.
Второй опыт поможет наглядно увидеть, как растения пьют воду на примере бумажных цветов.
Оборудование:
Нам понадобятся: бумажное полотенце; вода; красители; емкость для воды (крышки);
Ход эксперимента:
Сюрпризный момент: маленькая пчелка принесла детям цветы, которые никто не поливал. Они завяли и потеряли свой цвет.
- Ребята, почему завяли цветы? (Потому что их не поливали). Правильно! Давайте, ребята опустим стебли цветов в подкрашенную воду и понаблюдаем, что произойдет.
(Помещаем стебли бумажных цветов в подкрашенную воду и наблюдаем).
- Ребята, посмотрите, вода устремилась вверх и окрасила бумажные цветы.
Объяснение: причиной этого процесса является капиллярное явление. Бумага смачивается водой, которая поднимается по пустотам между волокнами бумаги как по капиллярам. Так и вода поднимается по капиллярам (тоненьким трубочкам) растений к листьям, цветкам и плодам.
Вывод: вода движется по стеблям цветка вверх к бутонам и питает их.
Третий опыт поможет наглядно увидеть, как растения пьют воду на примере живых цветов.
Этот красивый и интересный опыт не оставит равнодушным ни одного малыша.
Сюрпризный момент: прилетела грустная пчелка и рассказала ребятам что, когда он собирала нектар на полянке, заметила белые цветочки. Они были сорванные и лежали на траве. Припекало солнышко и цветочкам было жарко, они поникли. Пчелка пожалела цветочки. Она собрала их в корзинку и принесла ребятам, чтобы они напоили их водой.
- Ребята, мы уже с вами знаем, что растения живые и они умеют пить воду. А как же они это делают? Ведь у них нет ротика. Хотите увидеть, как цветы пьют воду? (Да!). Тогда нужно приготовить разноцветную воду. Ребята, а как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Правильно, а теперь давай возьмем цветочки, которые принесла нам пчелка, поставим их в цветную воду и понаблюдаем, что же произойдет. А один цветок мы поставим в прозрачную воду, чтобы в конце нашего эксперимента сравнить цветы. Теперь надо дать нашим цветам немного времени, чтобы они напились цветной воды.
Через час смотрим, цветы поменяли цвет. Цветок, который стоял в прозрачной воде остался белым.
Объяснение: растение поглощает воду и растворенный в ней краситель. Растение имеет внутри тонкие трубочки-капилляры, по ним вода поднимается вверх и питает растение, цветная вода окрашивает цвет лепестков.
Вывод: цветы пьют воду.
IV. Заключительная часть
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Мастер – класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Создание лепбука»
Мастер – класс для родителей...
Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
«Мастер – класс «Кубики Б.П. Никитина» как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
АктуальностьСовременный мир ставит перед образованием не простые задачи. Педагогам приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли эти знания в новой жизни, как нужно корректировать соде...