Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №26»
Консультация для родителей
«Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
подготовила Козлова Лариса Александровна
Дошкольное детство – это период игры. Это подтверждают многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский в своих работах назвал её ведущим видом деятельности дошкольника.
Игра, по его мнению, оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.
Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчинятся установленным правилам игры. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость.
Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. « Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой ». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр детей. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир интересов ребёнка.
Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на знаниях ребёнка в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., заинтересованность этой «областью действительности», несомненно, найдёт отражение в играх.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником на основе впечатлений от различных его жизни: посещения цирка, поездки на юг или в деревню и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра- это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомлённость, проявляет активность и творчество. Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их отношения с ребёнком.
В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. С детьми можно играть в словесно-дидактические игры, даже когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.
Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его.
Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.
- Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.
- Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.
Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала.
Словесные дидактические игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.
Вот некоторые игры.
«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребёнок время года). Например:
- снег идёт …. (зимой)
- радуга на небе …. (летом)
- прилетают скворцы …. (весной) и т.д.
«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, планеты, апельсин и т.д.).
«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:
- ворона, голубь (сорока)
- солнце, облако (радуга)
- цветок, лист (корень) и т.д.
Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.
Литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет, сада.- 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1991.- 160с.
- О. Газина Играя, изучаем природу // Дошкольное Воспитание №7/1995- с.14
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....

Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...

Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Физическая культура - составная часть общего воспитания. Она тесным образом переплетается с экологией, так как от факторов внешней среды зависит здоровье людей. У детей формируется потребность вести з...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

Консультация «Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация«Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Игры на липучках как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В магазине можно найти много игрушек для детей. Это как куклы, машинки, настольные игры, а также и развивающие игры. Все они разные. Хочу Вам сказать, сто сейчас самые популярные это игры на липучках....