Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка

Триполева Олеся Сергеевна

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Верить в свои возможности,

никогда не опускать руки

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. Организация взаимодействия с семьей ДОУ

– работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

        Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

     Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

1.        Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2.        Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3.        Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

4. Неготовность родителей номротипичных детей принять в группу детей ребенка с ОВЗ.

   Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация в ДОУ модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

  1. Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
  2. Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
  3. Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.

Предполагаемый результат:

1.        Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.

2.        Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.

3.        Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и ДОУ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.

1 Этап – взаимопознание ( длится в течение месяца). Это этап диагностики

         Мы собираем  информацию об особенностях фукционирования семьи, выявляем ее скрытые ресурсы,  их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами (индивидуальными  диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты).  Благодаря этому этапу, мы выявляем проблемы, которые испытывают дети и родители.

2 Этап – взаимопонимание (до 1 месяца).

На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываем индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей (формы работы, методы, используемые технологии  и т.д.).

3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.

Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи

семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей,

восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей

членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;

На каждом этапе работе с родителями использовались следующие направления в работе

Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

Наглядно-информационные  - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте; выставки, буклеты)

Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры,  и проч.).

Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений.

Воспитанникам  и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.  А у родителей появилась ещё раз  возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.

4 этап –  анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Работа с родителями  проводится в течение  длительного времени, и дала следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

        Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Рекомендации психолога родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.

Понимание и принятие родителем  ребенка с особыми потребностями способствует раскрытию его потенциальных возможностей....

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...

Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...

Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....

Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...