Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями
статья на тему
В статье подобран материал, характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями, имеющими таких детей. А также всем, кто хочет понять, как сложно быть родителем особого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Появление в семье ребенка – самая большая радость в жизни. С детьми родители связывают самые светлые надежды, упования. Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на поставленный диагноз – ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося.
Термин «дети с особыми образовательными потребностями» призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Семья, имеющая ребёнка с особыми нуждами, намного реже является объектом исследования, и её проблемы исследованы в меньшей степени.
Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, В. В. Ткачевой, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, Н.Г. Корельской и т др.
Реабилитационная работа с семьей широко представлена на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные техники помощи. Практика педагогического образования представлена: Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г.Л. Лэндрет, М. Фаин и др.
В настоящее время семья ребёнка с психофизическими недостатками рассматривается, как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития ( С.Д. Забрамная, И. Ю.Левченко, Э. И. Леонгард, Е. М. Мастюкова и др).
Е. А. Полоухина подчеркивает, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья структурно деформирует семью. Это происходит вследствие постоянной психологической нагрузки, которую несут члены семьи больного ребенка. Социально – психологический климат в семьях менее благополучный по сравнению с обычными семьями. Взаимоотношения характеризуются более жесткой иерархичностью семейной организации; отношения между членами семьи можно охарактеризовать, как более напряженные и конфликтные [6 С. 143-148].
Н. Г. Корельская характеризует все семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития определенными признаками:
1. Родители испытывают нервно – психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность за будущее ребёнка (нарушение временной перспективы).
2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них разочарование, неудовлетворенность, горечь.
3. Семейные отношения нарушаются и искажаются .
4. Социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в её ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается [ 3,с. 39].
5. «особый психологический конфликт» (Ч. Шеффер, Л. Кэрри, 2000) возникает в семье, как результат. Столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Специалисты социальных служб определяют следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка инвалида (с особыми нуждами):
- Неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
- Незнание юридических и правовых норм;
- Нарушение социального статуса семьи;
- Жилищные и материальные проблемы;
- Полная или частичная изоляция ребёнка инвалида;
- Нарушение психологического климата в семье [7,С.34].
По ситуации восприятия ребенка инвалида в семье Н. Г. Корельская описывает следующие типы семей, которые имеют некоторые особенности:
- Фрустрация ряда потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;
- Длительное иногда хроническое состояние тревоги, отчаяния, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;
- Проблема в сохранении семьи: опасение, что муж оставит жену одну с ребёнком;
- Частые материальные трудности;
- Проблемы в продолжение карьеры и самоактуализации;
- Частые психотравмирующие ситуации, связанные со здоровьем ребенка, социальными проблемами и т.д.
- Полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;
- Изоляция от общества в целом.
Таким образом, трудности, с которыми сталкивается семья в случае рождения ребенка с особыми нуждами, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей.
Семьи, где растет ребенок с особыми потребностями, часто не выдерживают этого испытания. Отец из неё уходит, а жена полностью поглощена заботами о больном ребенке, у которого нет никакого будущего.
Такие семьи сталкиваются с рядом других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира.
Сложности в контакте с ребёнком, проблемы ухода и воспитания, невозможность самореализации - всё это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребёнка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве. Ситуация «особенного» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Стрессогенная ситуация ведет к нарушению сексуально – эротической функции. В связи с чем из–за боязни повторения ситуации родители отказываются от рождения второго ребёнка.
В состоянии родителей вызванном рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено 4 основных периода:
Первый период – состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает самооценка возникает чувство вины.
Второй период - переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других (чаще на медицинский персонал). Представления о состоянии ребенка далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается.
Третий период - депрессия, связанная с пониманием истиной картины заболевания. В наибольшей степени этому подвержены матери т. к практически постоянно находятся с ребенком. Клинические исследования показывают, наряду с депрессией у матерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления, со временем увеличивающееся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, у них отмечалась постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, слезливость и т. п.
Четвертый период характеризуются таким состоянием семьи, когда оба родителя постепенно примеряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться определенной программы воспитания ребенка [4, С. 162].
Таким образом, специалистам, работающим с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии, необходимо быть не только компетентными в педагогических, психологических вопросах развития, таких воспитанников, но и уделять особое внимание психологическому состоянию семьи. Зная характерные особенности и проблемы таких семей, специалист сможет грамотно построить диалог в общении с семьёй, и в дальнейшем оказать квалифицированную помощь ребенку и его семье.
Литература:
- Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
- Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
- Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
- Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Дети с особыми образовательными потребностями. Дети Индиго.
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Здоровая семья - здоровые дети. Обучение детей с особыми образовательными возможностями
С семьи начинается жизнь любого человека. Семья-это святое, ради неё мы идём на любые подвиги. В семье мы находим радость, спокойствие и гармонию, семья даёт нам силы жить и творить, радоваться каждом...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Данный материал будет полезен специалистам работающим с семьями детей с особыми образовательными. потребностями. В работе раскрыты такие воп...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...