Проект по патриотическому воспитанию "В гостях у русской народной сказки"
материал (младшая группа)
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по патриотическому образованию " В гостях у русской народной сказки" | 282.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 83 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«В гостях у русской народной сказки»
Тип проекта: познавательно - творческий
Вторая младшая группа №10
Срок реализации – 1 год
Авторы-составитель:
Богатова Е.Н., воспитатель первой квалификационная категория.
Саранск, 2023-2024 гг.
Информационная карта проекта
Полное название проекта | « В гостях у русской народной сказки» |
Цель проекта | Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. |
Тип проекта | По доминирующей в проекте деятельности: творческий. По содержанию: социально - педагогический. По времени проведения: долгосрочный |
Характеристика аудитории проекта | Данный проект ориентирован для детей второй младшей группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителей |
Сроки реализации проекта | 01.09.2023 – 30.05.2024г. |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, воспитатели, родители. |
Объект проекта | Познавательная, коммуникативная деятельность младших дошкольников. |
Предмет проекта | Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям. |
География проекта | МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида», г о Саранск |
Авторы-составители проекта | Богатова Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории;
|
Основная часть проекта
Актуальность: Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Постановка проблемы: Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Цель проекта: воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
- познакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, потешки, игры-забавы;
- закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
Развивающие:
- развивать речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.
- развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
- развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
-содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.
Воспитательные:
- воспитывать доброту, справедливость, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;
-воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через русские народные сказки, потешки, игры забавы;
- пробуждать интерес к сказкам;
- приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Методы и формы работы
Для успешной реализации данного проекта используем методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к патриотическому воспитанию.
Наглядный метод - наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер).
Метод демонстрации:
- рассматривание предметов
- показ образца
- показ способа действий
- демонстрация картин,
- иллюстраций
Словесные методы и приемы:
- объяснение
- рассказ воспитателя
- рассказывание по игрушкам и картинкам
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические и игровые методы и приемы:
- дидактические упражнения,
- совместное изготовление атрибутов
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- хороводные игры
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1.Расширить и творчески применить знания детей
о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.
2. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
Для родителей:
1.Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2.Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.
3. Самореализация.
Для педагогов:
1.Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
2.Пополнение предметно - развивающей среды группы.
3.Повышение уровня педагогического мастерства.
Этапы работы над проектом
План – график мероприятий
Месяц | Работа с детьми |
Сентябрь | 1 этап: Подготовительный (разработка проекта) - Определение проблемы и актуальности проекта; - Постановка цели и задач; - Определение форм и методов работы; - Сбор информации, литературы, дополнительных материалов; - Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - Внести в книжный центр русские народные сказки. - Создание дидактических игр по проекту. - Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Подвижные игры по сказкам». «Дыхательная гимнастика на основе сказок». - Подбор раскрасок по прочитанным сказкам |
Октябрь | 2 этап. Основной. - Рассматривание иллюстраций к сказкам. - Беседа о бережном обращении с книгами. - Чтение сказки «Курочка ряба». - Просмотр мультфильма «Курочка ряба». - Беседа по иллюстрации к сказке «Курочка Ряба» - Демонстрация действий персонажей сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра. - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» - Лепка «Яичко». - Раскрашивание сказочных персонажей. - Дыхательная гимнастика «Курочка» |
Ноябрь | - Чтение русской народной сказки «Колобок». - Просмотр мультфильма «Колобок». - Настольный театр к сказке «Колобок». - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». - Лепка «Колобок». - Заучивание потешек «Зайка серый наряжается», «Лисонька – лисичка». Знакомить с малыми фольклорными формами. - Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка» |
Декабрь | - Чтение русской народной сказки «Теремок». - Просмотр мультфильма «Теремок». - Демонстрация действий персонажей сказки «Теремок» с помощью настольного театра. - Подвижная игра «Мыши водят хоровод» - Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Развивать представление о том, что такое дружба - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». - Конструирование « Мы построим новый дом» Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено - Раскраски по сказке «Теремок» |
Январь | - Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». - Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят». - Дыхательная гимнастика «Волк» - Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его. - Хороводная игра «Ровным кругом». - Раскрашивание раскрасок по сказкам. |
Февраль | - Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». - Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка». - Беседа «Добро-зло в сказках». - Дидактическая игра: «Расскажи сказку по сюжетам» - Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. - Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку). - Дыхательная гимнастика «Петушок» - Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички» - Ознакомление с малыми фольклорными формами «Приди весна с радостью» (потешки о весне) - Беседа с детьми о своих мамах. Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага Аппликация «Красивое платье для мамы» Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг |
Март | - ООД по речевому развитию. Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя". - Беседа «Как Маша заблудилась в лесу». - Просмотр мультфильма «Три медведя». - Дидактическая игра «Собери сказку из частей». - Подвижная игра «У медведя во бору». - Дыхательная гимнастика «Три медведя» - Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя». - Лепка «Угощение для трёх медведей». - Потешка «Мишка – топтыжка» |
Апрель | - Чтение русской народной сказки «Репка». - Просмотр мультфильма «Репка». - Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Репка» - Дидактическая игра «Назови сказку» (по отрывку из текста) - Речевая игра «Кто за кем тянул репку». - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Репка» - Обрывная аппликация «Репка» - Раскраски по сказке «Репка» - Посадка репки «Огород на окне» |
Май | 3 этап Заключительный. - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». Развивать воображения детей. Развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям. |
Организация работы с родителями
Месяц | Работа с родителями |
Сентябрь | 1 этап. Подготовительный - Познакомить родителей с темой проекта - Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание» - Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» |
Октябрь | 2 этап. Основной. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество. - Привлечь родителей: к совместной работе с детьми и воспитателем. - Консультации в информационный уголок: «Воспитание сказкой». |
Ноябрь | - Консультации в информационный уголок: «Значение сказок в жизни ребенка» - Памятка для родителей «Основные правила семейного воспитания» |
Декабрь | - Консультация «Что такое сказкотерапия?». - Изготовление поделок «Мои любимые сказки». |
Январь | - Консультации для родителей, индивидуальные беседы: «Что и как читать ребенку дома» |
Февраль | - Консультации в информационный уголок: «С чего начинается Родина?» - Консультация для родителей на тему: «Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников» |
Март | - Консультации в информационный уголок: «Сказка, что она дает детям» -Памятка для родителей «Как научить ребенка беречь книгу» |
Апрель | - Информационная папка-передвижка: «Читайте вместе с нами» - Мастер-класс «лавка мастеров» для родителей |
Май | 3 этап Заключительный. - Выставка для детей и родителей «Книжки – малышки» |
Перспективный план работы проекта
« В гостях у русской народной сказки»
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | - Определение проблемы и актуальности проекта; - Постановка цели и задач; - Определение форм и методов работы; - Сбор информации, литературы, дополнительных материалов; - Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - Внести в книжный центр русские народные сказки. - Создание дидактических игр по проекту. - Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Подвижные игры по сказкам». «Дыхательная гимнастика на основе сказок». - Подбор раскрасок по прочитанным сказкам |
Октябрь | - Рассматривание иллюстраций к сказкам. - Беседа о бережном обращении с книгами. - Чтение сказки «Курочка ряба». - Просмотр мультфильма «Курочка ряба». - Беседа по иллюстрации к сказке «Курочка Ряба» - Демонстрация действий персонажей сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра. - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» - Лепка «Яичко». - Раскрашивание сказочных персонажей. - Дыхательная гимнастика «Курочка» |
Ноябрь | - Чтение русской народной сказки «Колобок». - Просмотр мультфильма «Колобок». - Настольный театр к сказке «Колобок». - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок». - Лепка «Колобок». - Заучивание потешек «Зайка серый наряжается», «Лисонька – лисичка». Знакомить с малыми фольклорными формами. - Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка» |
Декабрь | - Чтение русской народной сказки «Теремок». - Просмотр мультфильма «Теремок». - Демонстрация действий персонажей сказки «Теремок» с помощью настольного театра. - Подвижная игра «Мыши водят хоровод» - Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Развивать представление о том, что такое дружба - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». - Конструирование « Мы построим новый дом» Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено - Раскраски по сказке «Теремок» |
Январь | - Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». - Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят». - Дыхательная гимнастика «Волк» - Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. - Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его. - Хороводная игра «Ровным кругом». - Раскрашивание раскрасок по сказкам. |
Февраль | - Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». - Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка». - Беседа «Добро-зло в сказках». - Дидактическая игра: «Расскажи сказку по сюжетам» - Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. - Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку). - Дыхательная гимнастика «Петушок» - Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички» - Ознакомление с малыми фольклорными формами «Приди весна с радостью» (потешки о весне) - Беседа с детьми о своих мамах. Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага Аппликация «Красивое платье для мамы» Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг |
Март | - ООД по речевому развитию. Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя". - Беседа «Как Маша заблудилась в лесу». - Просмотр мультфильма «Три медведя». - Дидактическая игра «Собери сказку из частей». - Подвижная игра «У медведя во бору». - Дыхательная гимнастика «Три медведя» - Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя». - Лепка «Угощение для трёх медведей». - Потешка «Мишка – топтыжка» |
Апрель | - Чтение русской народной сказки «Репка». - Просмотр мультфильма «Репка». - Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Репка» - Дидактическая игра «Назови сказку» (по отрывку из текста) - Речевая игра «Кто за кем тянул репку». - Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Репка» - Обрывная аппликация «Репка» - Раскраски по сказке «Репка» - Посадка репки «Огород на окне» |
Май | - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». Развивать воображения детей. Развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям. |
Заключительная часть проекта
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям.
Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Программно – методическое обеспечение:
1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.
3) Триз
4) Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.
5) КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
6) И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
7) Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
8) Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.
9) Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
10) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
11) Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Тема: «В гостях у русской народной сказки»
Обогащение представлений об окружающей действительности с помощью художественного произведения (русской народной) сказки....
Проект "В гостях у русской народной сказки"
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости....
Проект «В гостях у русской народной сказки» во второй младшей группе.
Проект «В гостях у русской народной сказки» во второй младшей группе.Вид проекта: познавательно - продуктивный, игровой, творческий....
проект «В гостях у русской народной сказки»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:Познавательно-речевое развитие.1. Рассматривание лэпбука.2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.3. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок»...
Проект "В гости к русским народным сказкам"
Проект для детей средней группы, направленный на развитие речи детей...
Открытое занятие в группе раннего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию " В гостях у русской народной сказки " Репка" "
Что для детей раннего возраста - Родина? Ну конечно же семья! Именно семья в раннем возрасте является Родиной, то место, где ребенок чувствует себя любимым и любит, где он нужен и нуждается сам!...