Проект по патриотическому воспитанию "В гостях у русской народной сказки"
материал (младшая группа)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 83 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

20231101_085916

Проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«В гостях у русской народной сказки»

Тип проекта: познавательно - творческий

Вторая младшая группа №10

Срок реализации – 1 год

             

Авторы-составитель:

Богатова Е.Н., воспитатель первой квалификационная категория.

                                     

Саранск, 2023-2024 гг.

Информационная карта проекта

 Полное название    

 проекта

 « В гостях у русской народной сказки»

Цель проекта

Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Тип проекта

 По доминирующей в проекте деятельности:  

 творческий.

 По содержанию: социально - педагогический.

 По времени проведения: долгосрочный

  Характеристика  

  аудитории проекта

Данный проект ориентирован для детей  второй младшей группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителей

Сроки реализации проекта

01.09.2023 – 30.05.2024г.

Участники проекта

Дети второй младшей  группы, воспитатели, родители.

Объект проекта

 Познавательная, коммуникативная деятельность               младших дошкольников.

Предмет проекта

 Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям.

 География проекта

МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида», г о Саранск

Авторы-составители проекта

Богатова Елена Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории;

 

Основная часть проекта

Актуальность: Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве.  

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

        

Постановка проблемы:   Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Цель проекта: воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи проекта:

Образовательные:

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;

- познакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни,   потешки, игры-забавы;

- закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

Развивающие:

 - развивать речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

- развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так   и в жизни, умение делать нравственный выбор.

- развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

- развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

-содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Воспитательные:

- воспитывать доброту, справедливость, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким;

-воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через русские народные сказки, потешки, игры забавы;

- пробуждать интерес к сказкам;

- приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Методы и формы работы

       Для успешной реализации данного проекта используем методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к патриотическому воспитанию.

Наглядный метод - наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер).

Метод демонстрации:

 - рассматривание предметов

- показ образца

- показ способа действий

- демонстрация картин,

 - иллюстраций

Словесные методы и приемы:

- объяснение

- рассказ воспитателя

- рассказывание по игрушкам и картинкам

- чтение и рассказывание художественных произведений

- заучивание наизусть

- пересказ

- обобщающая беседа

- рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические и игровые методы и приемы:

- дидактические упражнения,

- совместное изготовление атрибутов

- дидактические игры

- игры-драматизации

- инсценировки

- хороводные игры

Ожидаемые  результаты:

Для детей:

    1.Расширить и творчески применить знания детей

о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.

    2. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

     Для родителей:

1.Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

     2.Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами.

     3. Самореализация.

Для педагогов:

     1.Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.

     2.Пополнение предметно - развивающей среды группы.

     3.Повышение уровня педагогического мастерства.

Этапы работы над проектом

План – график мероприятий

Месяц

Работа с детьми

Сентябрь

1 этап:

Подготовительный (разработка проекта)

  - Определение проблемы и актуальности проекта;

- Постановка цели и задач;

- Определение форм и методов работы;

- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;  

- Внести в книжный центр русские народные сказки.

- Создание дидактических игр по проекту.

- Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Подвижные игры по сказкам». «Дыхательная гимнастика на основе сказок».

- Подбор   раскрасок по прочитанным сказкам

Октябрь

2 этап. Основной.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Беседа о бережном обращении с книгами.

- Чтение сказки «Курочка ряба».

- Просмотр мультфильма «Курочка ряба».

- Беседа по иллюстрации к сказке «Курочка Ряба»

- Демонстрация действий персонажей сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра.

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

 - Лепка «Яичко».

 - Раскрашивание сказочных персонажей.

- Дыхательная гимнастика «Курочка»

Ноябрь

- Чтение русской народной сказки «Колобок».

- Просмотр мультфильма «Колобок».

- Настольный театр к сказке «Колобок».

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок».

- Лепка «Колобок».

- Заучивание потешек «Зайка серый наряжается», «Лисонька – лисичка». Знакомить с малыми фольклорными формами.

- Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка»

Декабрь

- Чтение русской народной сказки «Теремок».

- Просмотр мультфильма «Теремок».

- Демонстрация действий персонажей сказки «Теремок» с помощью настольного театра.

- Подвижная игра «Мыши водят хоровод» 

- Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Развивать представление о том, что такое дружба

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок».

- Конструирование « Мы построим новый дом» Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено

- Раскраски по сказке «Теремок»

Январь  

- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

- Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

- Дыхательная гимнастика «Волк»

- Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

- Хороводная игра «Ровным кругом».

- Раскрашивание раскрасок по сказкам.

Февраль

- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

- Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

- Беседа «Добро-зло в сказках».                                                - Дидактическая игра: «Расскажи сказку по сюжетам»         - Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.                             - Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку).                - Дыхательная гимнастика «Петушок»                                   - Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

- Ознакомление с малыми фольклорными формами «Приди весна с радостью» (потешки о весне)

- Беседа с детьми о своих мамах.  Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага

Аппликация «Красивое платье для мамы»

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг

Март

- ООД по речевому развитию. Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя".

- Беседа «Как Маша заблудилась в лесу».

- Просмотр мультфильма «Три медведя».

- Дидактическая игра «Собери сказку из частей».

- Подвижная игра «У медведя во бору».                                  

- Дыхательная гимнастика «Три медведя»

- Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».

- Лепка «Угощение для трёх медведей».

- Потешка «Мишка – топтыжка»

Апрель

- Чтение русской народной сказки «Репка».

- Просмотр мультфильма «Репка».

- Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Репка»

-  Дидактическая игра «Назови сказку» (по отрывку из текста)

 - Речевая игра «Кто за кем тянул репку».

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Репка»

- Обрывная аппликация «Репка»

- Раскраски по сказке «Репка»

- Посадка репки «Огород на окне»

Май

   3 этап Заключительный.

- Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». Развивать воображения детей. Развивать разговорную речь детей, действовать  согласно взятым на себя ролям.

Организация работы с родителями

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

1 этап.  Подготовительный

- Познакомить родителей с темой проекта

- Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание»

- Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка»

Октябрь

2 этап. Основной.

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

- Привлечь родителей: к совместной работе с детьми и воспитателем.

 - Консультации в информационный уголок: «Воспитание сказкой».

Ноябрь

  - Консультации в информационный уголок: «Значение сказок в жизни ребенка»

- Памятка для родителей «Основные правила семейного воспитания»

Декабрь

- Консультация «Что такое сказкотерапия?».

- Изготовление поделок «Мои любимые сказки».

Январь  

- Консультации для родителей, индивидуальные беседы:

 «Что и как читать ребенку дома»

Февраль

- Консультации в информационный уголок: «С чего начинается Родина?»

- Консультация для родителей на тему: «Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников»

Март

 - Консультации в информационный уголок: «Сказка, что она дает детям»

-Памятка для родителей «Как научить ребенка беречь книгу»

Апрель

- Информационная папка-передвижка: «Читайте вместе с нами»

- Мастер-класс «лавка мастеров» для родителей

Май

   3 этап Заключительный.

 - Выставка для детей и родителей «Книжки – малышки»

Перспективный план работы проекта

« В гостях у русской народной сказки»

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

  - Определение проблемы и актуальности проекта;

- Постановка цели и задач;

- Определение форм и методов работы;

- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- Работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;  

- Внести в книжный центр русские народные сказки.

- Создание дидактических игр по проекту.

- Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Подвижные игры по сказкам». «Дыхательная гимнастика на основе сказок».

- Подбор   раскрасок по прочитанным сказкам

Октябрь

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Беседа о бережном обращении с книгами.

- Чтение сказки «Курочка ряба».

- Просмотр мультфильма «Курочка ряба».

- Беседа по иллюстрации к сказке «Курочка Ряба»

- Демонстрация действий персонажей сказки «Курочка ряба» с помощью настольного театра.

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

 - Лепка «Яичко».

 - Раскрашивание сказочных персонажей.

- Дыхательная гимнастика «Курочка»

Ноябрь

- Чтение русской народной сказки «Колобок».

- Просмотр мультфильма «Колобок».

- Настольный театр к сказке «Колобок».

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Колобок».

- Лепка «Колобок».

- Заучивание потешек «Зайка серый наряжается», «Лисонька – лисичка». Знакомить с малыми фольклорными формами.

- Дыхательная гимнастика «Остудим Колобка»

Декабрь

- Чтение русской народной сказки «Теремок».

- Просмотр мультфильма «Теремок».

- Демонстрация действий персонажей сказки «Теремок» с помощью настольного театра.

- Подвижная игра «Мыши водят хоровод» 

- Беседы «Друзья», «С кем я дружу» Развивать представление о том, что такое дружба

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок».

- Конструирование « Мы построим новый дом» Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено

- Раскраски по сказке «Теремок»

Январь  

- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

- Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».

- Дыхательная гимнастика «Волк»

- Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

- Хороводная игра «Ровным кругом».

- Раскрашивание раскрасок по сказкам.

Февраль

- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

- Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка».

- Беседа «Добро-зло в сказках».                                                - Дидактическая игра: «Расскажи сказку по сюжетам»         - Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.                             - Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку).                - Дыхательная гимнастика «Петушок»                                   - Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Избушка для Лисички»

- Ознакомление с малыми фольклорными формами «Приди весна с радостью» (потешки о весне)

- Беседа с детьми о своих мамах.  Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага

Аппликация «Красивое платье для мамы»

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг

Март

- ООД по речевому развитию. Знакомство со сказкой Л. Н. Толстого "Три медведя".

- Беседа «Как Маша заблудилась в лесу».

- Просмотр мультфильма «Три медведя».

- Дидактическая игра «Собери сказку из частей».

- Подвижная игра «У медведя во бору».                                  

- Дыхательная гимнастика «Три медведя»

- Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».

- Лепка «Угощение для трёх медведей».

- Потешка «Мишка – топтыжка»

Апрель

- Чтение русской народной сказки «Репка».

- Просмотр мультфильма «Репка».

- Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи, дружелюбии по сказке «Репка»

-  Дидактическая игра «Назови сказку» (по отрывку из текста)

 - Речевая игра «Кто за кем тянул репку».

- Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Репка»

- Обрывная аппликация «Репка»

- Раскраски по сказке «Репка»

- Посадка репки «Огород на окне»

Май

- Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». 

Развивать воображения детей. Развивать разговорную речь детей, действовать  согласно взятым на себя ролям.

Заключительная часть проекта

             К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям. 

           Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Программно – методическое обеспечение:

1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2)  Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.

3)  Триз

4) Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая  младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

5) КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М.:  Мозаика-Синтез, 2012г.

6) И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

7)  Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

8) Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 20.

9)  Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

10) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.

11) Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: «В гостях у русской народной сказки»

Обогащение представлений об окружающей действительности с помощью художественного произведения (русской народной) сказки....

Проект "В гостях у русской народной сказки"

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости....

Проект «В гостях у русской народной сказки» во второй младшей группе.

Проект «В гостях у русской народной сказки»  во второй младшей группе.Вид проекта: познавательно - продуктивный, игровой, творческий....

проект «В гостях у русской народной сказки»

РАБОТА С ДЕТЬМИ:Познавательно-речевое развитие.1. Рассматривание лэпбука.2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.3. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок»...

Проект "В гости к русским народным сказкам"

Проект для детей средней группы, направленный на развитие речи детей...

Открытое занятие в группе раннего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию " В гостях у русской народной сказки " Репка" "

Что для детей раннего возраста - Родина? Ну конечно же семья! Именно семья  в раннем возрасте является Родиной, то место, где ребенок чувствует себя любимым и любит, где он нужен и нуждается сам!...