«Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников»
статья
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sredstv.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Балаганский детский сад №3
Районные педагогические чтения по теме
«Функциональная грамотность как «пятый элемент»
учебного процесса»
Тема конкурсной работы
«Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников»
С.А. Куприянова, воспитатель
МКДОУ Балаганский детский сад №3
п. Балаганск
2023 г.
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами [3].
Первоначальные экономические представление у детей дошкольного возраста формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога, педагог должен уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Формы и методы работы: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием [1].
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании[5].
С целью формирования первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста был разработан совместно с детьми дидактический материал (лепбук) «Финансовая грамотность». В данной игровом пособии включен ряд дидактических игр, которые формируют у детей финансовую культуру:
1. игра «Кто как работает» знакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами;
2. игра «Главные ценности»;
3. игра «Хочу и надо», цель игры познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять между «Хочу» и «Надо»;
4. игра «Размен», цель игры научить детей считать деньги, развивать умения различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами;
5. игра «Не все покупается», цель игры развитие предпосылок финансовой грамотности.
Играя в дидактические игры, дети моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям [4].
Наблюдая за играми детей, мы видим, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: «Аптека», «Мини - Банк», «Супермаркет», «Такси», «Салон красоты».
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Дети намного быстрее усваивают материал с помощью медиа ресурсов, нежели если педагог предлагает материалы в традиционной форме обучения [2].
Интерактивные формы обучения
Интерактивные технологии все более плотно входят в нашу жизнь. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. В дошкольных учреждениях активно используются интерактивное оборудование, что позволяет вывести обучение на новый уровень. Одним из успешных инновационных методов в работе с детьми дошкольного возраста занимает интерактивная доска [1].
Интерактивные игры по финансовой грамотности
В практической деятельности были использованы для детей интерактивные игры по финансовой грамотности используя программу игрового центра «Сова»:
1. игра «Учимся планировать семейный бюджет», цель игры знакомство с элементарными сведениями об экономики, расширение представлений как складывается семейный бюджет;
2. игра «Что можно купить в магазине», цель игры развитие у детей познавательной активности, интеллектуально - творческих способностей;
3. игра «Я предприниматель», при помощи игры дети закрепляют знания о многообразии профессий;
4. игра «Деньги, размен монет», с помощью которой дети учатся отличать деньги своей страны от денег других стран;
5. игра «Сказка о мудром Бобре», в игровой форме знакомит детей с основами финансовой грамотности и такими понятиями, как деньги, труд, вознаграждение;
6. игра «Товарный склад», цель игры учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания воспитанников о разновидности торговых объектов;
7. игра «Дорогой и дешевый», цель игры формирование знаний детей о видах товаров, их классификации;
8. игра «Путешествие по профессиям», цель игры формирование основ-финансово-экономической грамотности дошкольников в процессе знакомства с профессиями людей [5].
Благодаря практическим заданиям, представленным в большинстве игр, детки могут сделать множество новых и интересных открытий, столкнуться как с простыми задачами, так и с более сложными. Но при этом, в каждой игре они смогут найти правильное решение и приобрести свой собственный опыт в его поиске. Именно за счет этого у каждого ребенка появляется интерес к той или иной игре, формируются увлечения и полезные хобби. Благодаря интерактивным играм освоение финансовой грамотности детьми проходят в легкой форме, они стремятся узнать как можно больше нового и интересного.
Таким образом, используя и сочетая в работе различные методы и формы, закладывается фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что при формировании весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов [2].
Список использованной литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55;
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103;
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8;
4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы. -2010-№#1057;.3-6.;
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Ссылки на интернет – ресурсы:
1. сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
2. официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
3. сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством использования интерактивных игр во время проведения НОД
В статье рассматриваются использование интерактивных игр и их разработку для формирования финансовой грамотности у дошкольников. Также даются ссылки на сайты с уже разработанными интерактивными играми...
Выступление с презентацией "Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности"
Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ...
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"
Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"...
Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
«Современные формы, методы педагогические технологии для формирования финансовой грамотности у дошкольника»
laquo;Современные формы, методы педагогические технологии для формирования финансовой грамотности у дошкольника»...