«Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников»
статья

Светлана Анатольевна Куприянова

Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sredstv.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Балаганский детский сад №3

Районные педагогические чтения по теме

«Функциональная грамотность как «пятый элемент»

учебного процесса»

Тема конкурсной работы

«Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников»

С.А. Куприянова, воспитатель

МКДОУ Балаганский детский сад №3

п. Балаганск

2023 г.

Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами [3].

Первоначальные экономические представление у детей дошкольного возраста формируются, начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

В соответствии с профессиональным стандартом педагога, педагог должен уметь реализовывать современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Формы и методы работы: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием [1].

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании[5].

С целью формирования первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста был разработан совместно с детьми дидактический материал (лепбук) «Финансовая грамотность». В данной игровом пособии включен ряд дидактических игр, которые формируют у детей финансовую культуру:

1. игра «Кто как работает» знакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами;

2. игра «Главные ценности»;

3. игра «Хочу и надо», цель игры познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять между «Хочу» и «Надо»;

4. игра «Размен», цель игры научить детей считать деньги, развивать умения различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами;

5. игра «Не все покупается», цель игры развитие предпосылок финансовой грамотности.

Играя в дидактические игры, дети моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям [4].

Наблюдая за играми детей, мы видим, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: «Аптека», «Мини - Банк», «Супермаркет», «Такси», «Салон красоты».

Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Дети намного быстрее усваивают материал с помощью медиа ресурсов, нежели если педагог предлагает материалы в традиционной форме обучения [2].

Интерактивные формы обучения

Интерактивные технологии все более плотно входят в нашу жизнь. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. В дошкольных учреждениях активно используются интерактивное оборудование, что позволяет вывести обучение на новый уровень. Одним из успешных инновационных методов в работе с детьми дошкольного возраста занимает интерактивная доска [1].

Интерактивные игры по финансовой грамотности

В практической деятельности были использованы для детей интерактивные игры по финансовой грамотности используя программу игрового центра «Сова»:

1. игра «Учимся планировать семейный бюджет», цель игры знакомство с элементарными сведениями об экономики, расширение представлений как складывается семейный бюджет;

2. игра «Что можно купить в магазине», цель игры развитие у детей познавательной активности, интеллектуально - творческих способностей;

3. игра «Я предприниматель», при помощи игры дети закрепляют знания о многообразии профессий;

4. игра «Деньги, размен монет», с помощью которой дети учатся отличать деньги своей страны от денег других стран;

5. игра «Сказка о мудром Бобре», в игровой форме знакомит детей с основами финансовой грамотности и такими понятиями, как деньги, труд, вознаграждение;

6. игра «Товарный склад», цель игры учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания воспитанников о разновидности торговых объектов;

7. игра «Дорогой и дешевый», цель игры формирование знаний детей о видах товаров, их классификации;

8. игра «Путешествие по профессиям», цель игры формирование основ-финансово-экономической грамотности дошкольников в процессе знакомства с профессиями людей [5].

Благодаря практическим заданиям, представленным в большинстве игр, детки могут сделать множество новых и интересных открытий, столкнуться как с простыми задачами, так и с более сложными. Но при этом, в каждой игре они смогут найти правильное решение и приобрести свой собственный опыт в его поиске. Именно за счет этого у каждого ребенка появляется интерес к той или иной игре, формируются увлечения и полезные хобби. Благодаря интерактивным играм освоение финансовой грамотности детьми проходят в легкой форме, они стремятся узнать как можно больше нового и интересного.

Таким образом, используя и сочетая в работе различные методы и формы, закладывается фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что при формировании весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов [2].

Список использованной литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55;

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103;

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8;

4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы. -2010-№#1057;.3-6.;

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

Ссылки на интернет – ресурсы:

1. сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

;

2. официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

;

3. сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством использования интерактивных игр во время проведения НОД

В статье рассматриваются использование интерактивных игр и их разработку для формирования финансовой грамотности у дошкольников. Также даются ссылки на сайты с уже разработанными интерактивными играми...

Выступление с презентацией "Использование средств современных интерактивных технологий в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности"

Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...

Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.

                       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

«Современные формы, методы педагогические технологии для формирования финансовой грамотности у дошкольника»

laquo;Современные формы, методы педагогические технологии для формирования финансовой грамотности у дошкольника»...