Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством использования интерактивных игр во время проведения НОД
консультация по основам финансовой грамотности

Чаркина Людмила Михайловна

В статье рассматриваются использование интерактивных игр и их разработку для формирования финансовой грамотности у дошкольников. Также даются ссылки на сайты с уже разработанными интерактивными играми и для самостоятельной разработки игр педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы на тему:

«Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством использования интерактивных игр во время проведения НОД»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 40

«Веселинка»

Чаркина Л.М.

г. Губкин

2020г.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Современные дети с ролью денег в жизни знакомятся очень рано. Ведь каждый день они слышат разговоры о деньгах на улице, по телевизору, в школе, дома. Уже сейчас дети в малом возрасте начинают понимать, что деньги позволяют получить то, что им надо, и начинают самостоятельно распоряжаться ими.

Можно не боясь сказать, что дети и взрослые любят деньги одинаково. Ребенок растет и наблюдает за жизнью и со временем приходит к выводу, что очень многое можно получить за особенные бумажки, имя которым деньги. Следовательно, они начинают их заполучать.

Получив деньги, они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И возникает вопрос – понимают ли они ценность этих бумажек? Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Следовательно, можно сказать, что финансовая грамотность очень актуальная тема в наше время.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

В нашем дошкольном учреждении используют разнообразные методы и приемы формирования у детей финансовой грамотности. Такие как, организации детской деятельности через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды, квест-игры, интерактивные игры, игры-путешествия и т.д.

Для достижения любых образовательных результатов целесообразно использование образовательных технологий и активного, и интерактивного обучения. Активные или практические методы обучения направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения; взаимодействие между учениками и преподавателем, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:

 • создание комфортных условий для учащихся;

• обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;

• формирование профессиональной компетенции и мнения;

• преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.

 Одной из педагогических технологий интерактивного обучения, направленных на достижение результатов образования, является игровая технология в образовательном процессе.

Из выше перечисленных видов я бы хотела подробнее рассказать об использовании интерактивных компьютерных играх и показать наиболее интересные на мой взгляд разработки.

Интерактивная игра - это современный подход, это мультимедийные технологии и это интересно! Интерактивные игры и занятия становятся все более популярным инструментом для развития детей как дошкольного возраста.

Естественно, что интерактивные компьютерные игры не могут полностью заменить традиционных форм обучения дошкольников по финансовой грамотности. Но, как показывает практика, использовать их как дополнительную форму обучения очень даже эффективно! Педагоги могут использовать уже готовые разработанные интерактивные игры или же сами создать свои игры для обучения, закрепления уже полученных знаний или для командных соревнований по финансовой грамотности.

В старшей возрастной группе интерактивные игры можно использовать как обучающий материал при проведении ООД как в групповой форме, так и индивидуально. А с подготовительной к школе группы интерактивные игры могут быть использованы как командные, подгрупповые.

В настоящее время существует очень большое количество просветительских и образовательных ресурсов по финансовой грамотности. Значительная часть из них создана Минфином России в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Использование образовательных ресурсов всегда имеет определенные преимущества и ограничения. Для некоторых из них нужно создание специальных технических условий. Поэтому каждый педагог должен знать технические возможности своей образовательной организации, и исходя из этого подбирать образовательные ресурсы. Также важно понимать, что современным детям не очень интересно читать только бумажный вариант учебного пособия, и по возможности нужно стараться включать все современные образовательные ресурсы, особенно мобильные приложения, онлайн игры и анимированные презентации. Кроме того, педагог должен уделять большое внимание качеству используемых основных и вспомогательных образовательных ресурсов. Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, прошли экспертизу, не содержат прямой или скрытой рекламы, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации.

ООО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий, заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития.

Итак, давайте немного обсудим некоторые разработки игр.

Разработана бесплатная социальная онлайн игра «Финзнайка 6+» (URL: https://финзнайка.рф/site/abilities-kids#themes). Хотя игра и называется «Финзнайка 6+», но предназначена она в основном для учеников начальной школы. «Финзнайка 6+» освещает такие тематические блоки, как «Деньги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Бизнес». По каждой теме имеются различные типы заданий: - ребус: по картинкам необходимо догадаться, какое слово загадано; - кроссворд: необходимо ответить на поставленные вопросы и записать ответы в соответствующие клетки; - задание на сопоставление: установление соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий, ситуациями и их последствиями, ролями, их правами и обязанностями; - традиционные тесты и т.д. В игре «Финзнайка 6+» можно работать под присмотром Наставника: педагога, родителя, брата, бабушки и даже друга. Функция «Наставник» доступна на официальном сайте игры https://финзнайка.рф.  Следует отметить, что педагогическая ценность мобильного приложения «Финзнайка 6+» состоит также в том, что оно обеспечивает связь между формальным и неформальным обучением школьников, способствуя получению новых знаний. Играя, учащиеся легко осваивают и закрепляют базовые финансовые знания, учатся коммуницировать со сверстниками.

Следующее приложение «Монеткины» - бесплатный онлайн-сервис для школьников 2-8-х классов, обучающий основам ведения бюджета. Онлайн-сервис состоит из мобильного приложения и сайта https://монеткины.рф.  Вести бюджет можно как на телефоне, так и с помощью ноутбука или стационарного компьютера. Онлайн-сервис также предусматривает работу под присмотром Наставника: можно вести совместный бюджет и выполнять задания на понимание базовых основ ведения бюджета.

Мобильные приложения - это достаточно новый педагогический инструмент, который уже набирает популярность среди учащихся и педагогов благодаря своим возможностям, обеспечивать интерактивные форматы обучения финансовой грамотности. Главная задача педагогов методически обоснованно включать мобильные приложения в образовательный процесс.

Нами при работе с детьми старшего дошкольного возраста была использована разработка Всероссийского образовательного портала СОВА. (https://systemekb.ru). Каждая игра здесь была разработана под определенный возраст, с учетом тех знаний и навыков, которыми уже обладают детки той или иной возрастной категории. Заходя в раздел каждой игры, вы можете ознакомиться с ее содержанием, узнать на что направлена данная игра, кто ее разработал, а также рекомендуемый возраст детей, для которых она создавалась.

Всероссийский образовательный портал СОВА предлагает огромный список интерактивных игр на любой вкус, созданных педагогами детских садов различной направленности и учителями начальных школ.

Игры для интерактивной доски позволяют деткам:

узнавать много новой полезной информации;

развиваться в разнообразных направлениях;

отрабатывать сразу несколько навыков (работа с интерактивным оборудованием, оттачивание непосредственно знаний по выбранной теме, умение работать в команде);

налаживать коммуникацию в группе.

Сегодня купить интерактивные игры не составляет никакого труда - масса компаний предлагают данный продукт. Но насколько эффективно данные занятия показывают себя в образовательном процессе – это вопрос. Практически все интерактивные игры, занятия и уроки выполнены, как простейшие флеш-игры. И дети, сыграв в них всего пару раз, запоминают сюжет и наизусть выучивают все ответы к заданиям. Тем самым занятие теряет свой образовательный посыл, а детям становится не интересно. Второй вопрос – это само наполнение таких интерактивных уроков. Как правило, компании разработчики сами придумывают задания не всегда соблюдая существующие образовательные стандарты, а иной раз вообще игнорируя их. На портале СОВА все игры, занятия и уроки созданы практикующими педагогами и методистами в строгом соответствии с ФГОС. Ко всем интерактивным играм прописаны уникальные методики и рекомендации по использованию данного контента в образовательном процессе детей дошкольного или школьного возраста. Все игры, созданные воспитателями в интерактивном редакторе СОВА, имеют возможность редактирования. То есть, при необходимости, есть возможность изменить игру под собственные нужды. При помощи редактора, очень легко поменять задание уже готовой интерактивной игры. Или используя огромную базу интегрированных в редактор изображений создать собственную интерактивную игру.

Данные игры использовались как вспомогательный обучающий материал, а также при индивидуальной работе с детьми.

Также на сайте Финансовая культура (https://fincult.info/game/) есть разработанная готовая компьютерная игра Тайна потерянной копилки - это веб-игра для детей от 6 лет, но будет интересна также подросткам и взрослым. Цель игры — рассказать ребёнку, как грамотно обращаться с деньгами, планировать и копить на свои цели, а также избегать рисков. Чтобы дети лучше понимали тему и были вовлечены в неё, обучение проходит в формате захватывающей игры: ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна.. В данной игре дети, выполняя задания и проходя квесты, учатся правильно копить и тратить деньги, узнают как избегать мошенников и сохранять свои накопления в безопасности, учатся приумножать свои накопления.

В подготовительной к школе группе мы используем уже разработанные нами игры в простой программе Microsoft Power Point. Здесь игру можно провести в виде командных соревнований между двумя группами ДОУ или поделив группу на 2 подгруппы. С помощью подобных игр закрепляются и углубляются знания детей по финансовой грамотности. Дети учатся работать слаженно, дружно, обдумывать свои ответы.

 Использование интерактивных игр при формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста имеет свои плюсы и минусы. Поэтому они должны нести лишь дополнительную роль в обучении дошкольников. Интерактивные игры разнообразят процесс обучения и вовлекут детей в мир финансов. А для педагогов появилась уникальная возможность разработать свои игры для более углубленного изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности  через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством дидактических игр

Использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических к...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредствомигровой деятельности...