Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Зыкина Елена Юрьевна

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_zykina_e.yu_.docx166.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Мильковского

Муниципального района

Тема: Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной

системы посредством игровой деятельности

(из опыта работы) 

https://biz-terr.ru/wp-content/uploads/2020/01/176625-1536x902.jpg

             

            Составитель:

Зыкина Елена Юрьевна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Тополёк»

               

Камчатский край, с. Мильково 2022г.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности

Задача взрослых -

«постепенно открывать детям глаза на

маленькие вещи, чтобы они

не оставались слепыми в больших».

Я.А.Коменский.

Введение

Современный мир диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы стать успешным, необходимо быть финансово грамотным. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке, веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно.

Актуальность

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Современный ребенок уже в раннем возрасте включается в экономическую жизнь семьи: сталкивается с многочисленной рекламой, деньгами, ходит с родителями в магазин, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне, ребенок попадет в мир, наполненный экономическими понятиями и процессами. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, организованность, самостоятельность. Сформировать разумные экономические потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. И, конечно же, детский сад может помочь детям удовлетворить их любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Новизна опыта состоит в использовании игровой деятельности способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.                 

Из опыта работы

Впервые об экономическом воспитании в дошкольном периоде заговорил родоначальник научной педагогики - Ян Амос Коменский. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», с  помощью управления домашним хозяйством. Так же проанализировав работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и исследователей в области дошкольного образования, а именно: Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, что еще раз доказывает, о необходимости обучения финансовой грамотности именно с дошкольного возраста. И тогда встаёт вопрос: «Какими средствами педагогического воздействия формировать основы финансовой грамотности у дошкольников?» Ответ очевиден. Незаменимым средством в данном процессе является игровая деятельность. Значит нужно создать для ребенка такие условия, чтобы он сам захотел играть, при этом способствовать обеспечению положительной динамики роста финансовой  грамотности воспитанников, через использование модульной системы посредством игровой деятельности. Это и определяет  цель  моего опыта работы.

Для достижения цели в своей работе по данной теме, состоящей из модулей (блоков): «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту», разработала план по самообразованию на тему: «Формирование финансовой грамотности у дошкольников» (Приложение №1). В рамках работы по самообразованию проводила консультации и мастер-класс «Деньги любят счет» с педагогами детского сада (Приложение №2). 

Составила перспективное планирование по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей младшего, а затем и среднего дошкольного возраста (Приложение №3).

Свою работу я продолжила с того, что провела анкетирование среди родителей своих воспитанников. Результаты анкетирования показали, что родители недостаточно компетентны в этом вопросе и нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. (Приложение №4).

 Для определения уровня финансовой грамотности у детей, мною было проведено предварительное диагностическое исследование результаты, которого показали низкий уровень финансовой грамотности у детей. (Приложение №5).

На протяжении  работы по данной теме у меня возникло много вопросов, которые я смогла решить, приняв участие в вебинаре на тему: «Развитие финансовой грамотности для детей ДОУ», а также пройдя курсы повышения квалификации «Финансовая грамотность дошкольников». (Приложение№6).

 В своей работе я опиралась на следующие принципы:

  • от простого к сложному;
  • принцип наглядности;
  • принцип индивидуализации

Согласно программе «Финансовая грамотность», разработанной на базе МКДОУ «Детский сад «Тополёк», учитывая возрастные и психологические особенности детей, для реализации работы по данной теме использовала различные формы и методы обучения: это чтение художественной литературы, беседа, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, а также практические упражнения и т.д.

Начала работу по теме с детьми  младшей группы давая самые простые понятия о финансовой грамотности. Так, например, для ознакомления детей с понятием «Труд» и видах труда - домашний и профессиональный, в своей работе с малышами применяла такие беседы: «Что такое труд?», «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник» и чтение сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко»; «Муха-Цокотуха.

Играя в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Строители», «Больница». Малыши уже пользуются экономическими понятиями -  покупают, работают, получают деньги.  Эти  ситуации  условные,  «как  будто»,  но  в  них  дети  закрепляют  и  уточняют  многие  житейские  мудрости,  проигрывают  роли  членов  семьи и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно-ролевой игре «Семья», малыши, принимая на себя игровую роль (мама, папа), подражая взрослым обучаются ведению домашнего хозяйства (мама-гладит, стирает, готовит и т. д; папа-ремонтирует мебель, чинит кран и т.п.), ходят на работу и зарабатывают деньги, тем самым проявляют уважение к членам семьи и их труду. В игре «Магазин» дети принимали на себя такие роли- профессии, как продавец, водитель, грузчик. Игра «Строители» помогла расширить знания об особенностях труда строителей и пополнить словарный запас такими понятиями как, каменщик, плотник, крановщик (Приложение№7).

Используя такие беседы: «Что такое деньги?», «Для чего нужны деньги?», «Откуда берутся деньги?» и дидактические игры: «Собери монетку», «Разложи монетки по копилкам», а также чтение сказки «Про кошелек», знакомила  детей   c понятием деньги, кошелек, покупки, воспитывала бережное отношение к деньгам (Приложение №8). Ребята самостоятельно изготовили из бросового материала кошелек и копилку. После обсуждения с детьми «Что может реклама» и чтения сказки «Как старик корову продавал», участвуя в  инсценировке этой сказки, ребята закрепили «Волшебные правила для покупателя и продавца», понятия: обмен, подарок, реклама. Для закрепления пройденного материала, я провела занятие: «Идем на День рождения к кукле» (Приложение №9).

В средней группе задачи по финансовой грамотности усложняются, дети, составляя рассказ «Кем работают мои родители»  рассуждали на тему: «Кем я хочу стать». Для ребят мною были проведены экскурсии в аптеку и в магазин (продуктовый, продовольственный) (Приложение №10). Ребята участвовали в фотоколлаже: «Какие бывают профессии», после чего лучшие работы были отправлены на конкурс (Приложение№11). Так же  проводила викторины: «Угадай профессию» и «Что создается трудом».  В сюжетно ролевых играх «Супермаркет» дети закрепляют новые профессии: продавец-консультант, менеджер, а в игре «Строительная компания» - новую профессию-архитектор (Приложение №12). Просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги» и презентации «Деньги других стран» мы решили создать деньги нашей группы. Во время проведения виртуальной экскурсии «Рынок-ярмарка», дидактической игры «Купи другу подарок», дети упражнялись в умении создавать рекламу нужному товару.

Для формирования представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения, я использовала такие методы,  как: рассматривания иллюстраций и беседы и «Почему тратить деньги нужно бережно», «На что тратятся деньги?», разбор проблемных ситуаций «Хочу и надо». Для формирования полезных навыков и привычек в быту, я использовала беседы «Правила бережливости и экономии», «Почему нужно быть бережливым».

Такие словесные игры как: «Что мне нужно», рассуждения детей «Что необходимо человеку», «Что нельзя купить за деньги» помогают детям выбрать среди разнообразия потребностей человека жизненно-важные и соотнести потребности с возможностями (воздух, вода, солнце, пища одежда, дружба, любовь и т.д.)

В рамках взаимодействия с Мильковской библиотечной системой, я организовала акцию «Юные финансисты». Ребятам была интересна и близка уже эта тема, поэтому они с удовольствием приняли участие. Ребята закрепили полученные знания по финансовой грамотности при помощи знакомых сказок. Так, например, после просмотра презентации: «Колобок пошел гулять», ребята помогали Колобку совершать разумные покупки, а при помощи переделанной сказки «Три медведя» закрепляли понятие о том, что предметы необходимо беречь. В игре - ситуации: «Учусь экономить», закрепляли навыки экономии. (Приложение№13). В целях закрепления таких понятий, как деньги, хранение, товар, провела развлечение «Школа шпионов» (Приложение №14).

Полученные знания ребята смогли показать, принимая участие во Всероссийских конкурах и олимпиадах: «Все профессии важны», «Декоративно-прикладное искусство», «Время знаний», «Декоративно-прикладное творчество»  (Приложение №15). 

Если следовать Федеральному государственному образовательному стандарту, то работа педагога с родителями  должна строиться на принципе открытости и тесном сотрудничестве. Для  активизации родителей стараюсь использовать разные формы и методы. Провела родительское собрание в форме мастер-класса на тему: «Финансовая грамотность начинается с семьи» и организовала семинар - практикум, в виде деловой игры: «Азбука финансов». А также родители приняли участие в акции: «Каждый при деле», где могли показать, как их дети помогают маме, папе (Приложение №16). Разработала и красочно оформила для родителей консультации, буклеты: «Деньги и дошкольники», «Что нужно знать ребёнку о деньгах», «Стоит ли поощрять детей деньгами» и т.п. (Приложение №17).

Родители поддержали меня в выбранной мною теме и приняли активное участие в наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире зависит и от правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды. Для обогащения впечатлений детей способствует созданный в группе центр финансовой грамотности. Центр содержит различные дидактические игры: «Что нужно человеку для жизни?», «Какой товар лишний», «Где что купить?», которые позволяют закрепить детьми полученные ранее знания. Атрибуты для сюжетно/ролевых игр «Магазин», «Рекламное агентство» и другие, создают наиболее благоприятные условия для формирования экономического знаний. Настольные игры «Модный магазин», «Маленькая хозяюшка» и т.д. Альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда и т.д., лепбук содержит в себе различные экономические термины, различные задачи и ребусы. В уголке живет хозяин центра Гномик - Экономик. Он на протяжении двух лет учувствует во всех мероприятиях по финансовой грамотности (Приложение №18). 

Для определения эффективности работы с детьми, была проведена диагностика знаний, умений и навыков по обучению финансовой грамотности, результаты которой свидетельствуют о положительной динамике роста показателей. Что подтверждает эффективность использования модульной системы через игровую деятельность. (Приложение №5)

Вывод: Я уверена, что выбранный мною метод модульной системы через игровую деятельность приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление и позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.  Поэтому я решила продолжить работу по данной теме  с детьми старшего дошкольного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Формирование предпосылок финансовой грамотности»

описан опыт работы по финансовому просвещению дошкольников...

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Че...