Конспект занятия " Зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кравчук Нина Николаевна

Занятие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou_detskiy_sad.docx679.14 КБ

Предварительный просмотр:

                    МКДОУ детский  сад №5 « Ромашка»                

                                                     Тема: «Зима»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-03/1678162043_gas-kvas-com-p-krasivii-zimnii-risunok-dlya-detskogo-sada-17.jpg

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка

Коррекционно-образовательные цели: расширять активный и пассивный словарь по данной теме; упражнять в подборе прилагательных, глаголов; закреплять навыки согласования прилагательных и причастий с существительными; закреплять навыки словообразования; совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений; развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие цели: развивать речевое дыхание, умение координировать речь с движением; тренировать мелкую моторику; совершенствовать зрительно-моторную координацию; способствовать профилактике оптической дисграфии; развивать зрительное восприятие.

Воспитательные цели: воспитывать стремление к активной деятельности, интерес к занятию; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.

 Оборудование: снежинки с именами детей, бумажные снежинки для проведения зрительной и дыхательной гимнастики, корзинки, «снежный» ком, рамка для картины, картина «Зимний пейзаж», индивидуальные подносы с манной крупой, мультимедийная доска, предметные картинки, картинки для подбора слов-действий, запись фрагмента музыкального произведения «Размышления» Ж. Массне.

                                                               Ход занятия

I.                   Оргмомент

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Руку тоже быстро дай,

Будем с вами мы играть,

Всем здоровья желать!

 

Логопед: Я принесла с собой вам волшебные подарки.

(Из сундучка достает снежинки с именами детей)

Как тебя зовут? 

Дети: Меня зовут Саша….https://tse3.mm.bing.net/th?id=OIP._ddA__emT5w6uZx_PLpvlwHaHa&pid=15.1

Логопед: (прицепляет снежинку с именем).

- Эти чудесные снежинки с вашими именами помогут вам быть на занятии самыми внимательными, умными и сообразительными. Ну и, конечно, не забудем о том, что отвечать будем полным предложением, чётко и красиво!

 

II. Основная часть

 

1. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, что такое зима? Какие ее приметы вы знаете?

Дети: Зима - это холодное время года. В это время выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга)…

2.  Упражнение под музыку  Играем в  снежинки» (Упражнение на развитие направленного выдоха)

3Логопед: Показывает полотно, покрытое снежинками. Посмотрите, сколько снежинок подарила нам зима. Давайте подуем на них холодным ветерком, чтобы они не растаяли. Помните, что дуть нужно, не поднимая плеч и не раздувая щек.

Логопед читает стихотворение:

Ледяные мотыльки, белые снежинки

Невесомы и легки, будто бы пушинки

И летают день и ночь, устали не знают

Серебристою каймой, землю укрывают.

Дети: дуют на снежинки, следуя инструкции.

Логопед: Вместе с нашими снежинками мы переместились в зимний лес.

Давайте вдохнём морозный воздух зимнего леса. (Дети вдыхают воздух, ощущая запах ароматического масла хвои).

- Чем пахнет в зимнем лесу? Глубокий вдох.

Дети: В зимнем лесу пахнет хвоей, свежестью, морозом.

Логопед: Давайте сядем на пеньки.

(Дети проходят и садятся каждый на свой стул, оформленный в виде пенька. Перед детьми стоит мольберт с картиной, накрытый полотном.)

4. Игра « Соберём  картину»

Логопед: Я принесла вам очень красивую зимнюю картину. Но она не обычная а разрезная  картинка. И вы должны ее   собрать и рассказать, что у вас получилось.

https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2023-07/1689011837_vsegda-pomnim-com-p-zima-dlya-detei-v-detskom-s-foto-56.jpg

5 . Игра «Найди зимнюю картинку». (Упражнение на подбор существительных по заданной теме).

Логопед: Как можно назвать слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»?

Дети: Слова-предметы.

Логопед: У меня в руках – корзина с картинками. Достаньте только зимние предметные картинки и поместите их на нашу будущую картину.

Дети: по очереди подходят к корзинке, выбирая из нее только зимние предметные картинки, называют их и прикрепляют к полотну.

Логопед: Ребята, посмотрите! Наша картинка начинает оживать. Какой цвет зимой главный?

Дети: Зимой главный цвет – белый.

Логопед: Правильно!

6. Игра «Подбери признаки» (Упражнение на согласование прилагательных с существительными).

Логопед: Да, вокруг всё белым-бело! Повсюду, и тут и там лежит белый снег. Он запорошил все вокруг. Каким все стало?

Дети: Все вокруг стало белым.

Логопед: На какой вопрос отвечает слово белый?

Дети: На вопрос «какой?»

Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопрос «какой?»

Дети: Это слова-признаки.

Логопед: На какие еще вопросы отвечают слова-признаки?

Дети: На вопросы «какая?», «какое?», «какие?».

Логопед: Давайте назовем, что на картине стало белым? Отвечаем словосочетанием: например, белые ветви.

Дети: по очереди отвечают: белая крыша (белые дома, белые кусты, белый забор)…

7. Игра «Яркие краски зимнего леса» 

Логопед: Какие другие краски можно увидеть в зимнем лесу? Встретится ли нам что-нибудь, например, красного цвета?

Дети: Красные грозди рябины, красная грудка у снегиря.

Логопед: Что мы можем встретить в лесу жёлтого цвета?

Дети: Желтое солнце, желтую грудку у синички…

Логопед: А кто (или что) имеет другие цвета? Ответьте словосочетанием.

Дети: Голубое небо, коричневые стволы деревьев, оранжевая лиса, серый волк….

Логопед: А если посмотреть на искрящиеся под лучами солнца снежинки, то какого цвета они будут?

Дети: Разноцветные снежинки.

Логопед: Сколько, оказывается, красок в белом зимнем лесу!

 Какой день изображен на нашей картине?

Дети: солнечный день, морозный день, погожий день, ясный день, светлый день, яркий день.

7. Игра «Придумай слова-признаки от слов-действий» (Упражнение на образование причастий, отглагольных прилагательных и согласование их с существительными).

Логопед: Вот какой снежный ком нам подарила волшебница Зима. Я буду бросать его каждому по очереди, а вы мне его возвращайте и на мои вопросы словосочетанием отвечайте. Снег на солнышке искрится, значит, он какой? 

Дети: Снег искрящийся.

Логопед: Снег сверкает…

Дети: снег сверкающий…

Логопед: снег рассыпается  

Дети: снег рассыпчатый…

Логопед: снег хрустит…

Дети: снег хрустящий…

7. Гимнастика для глаз

Логопед: Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)

Лучики кристаллики (влево-вправо)

Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)

Снежные фонарики (влево-вправо)

Спрятались снежинки, белые пушинки

А мы веки опускаем, наши глазки отдыхают.

(закрыть глаза)

Дети выполняют упражнения по инструкции логопеда.

8. Игра «Подбери действия» (Упражнение по подбору глаголов к именам существительным).

Логопед: Какая же зима без веселья и зимних забав! В моей корзинке – маленькие подсказки. (Детям предлагаются силуэтные изображения предметов для игр.) Выберите только те картинки, на которых изображены предметы для зимних развлечений.

Дети: По очереди достают картинки из корзинки. – У меня санки.

Логопед: Что можно делать на санках?

Дети: На санках можно ехать, катиться, спускаться, мчаться…

Логопед: На лыжах?

Дети: Ехать, кататься, бежать…

Логопед: Как одним словом можно назвать слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?»

Дети: Это слова-действия.

9. Игра «Что мы видим на картине?» (Работа над составлением предложений).

Логопед: Посмотрите, какая зимняя картина у нас получилась! Придумайте красивые зимние предложения по нашей картине.

Дети: - Зимой всюду земля покрыта белым снегом.

- Деревья запорошила метель.

- Солнце светит, но не греет.

(Каждый составляет свое предложение, затем 2 человека представляют рассказ полностью).

III.             Заключительная часть

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зиме…. Расколдовывали картину…

Логопед: Что понравилось на занятии больше всего?

Ответы детей

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным.

 

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие "Зима"

для воспитателей....

Конспект занятие "Зима в музыке разных композиторов" для старшей группы

Старшая группа.Доминантно – тематическое занятие: «Зима в музыке разных композиторов»...

конспект занятия "Зима в лесу"

Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...