Конспект занятия " Зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №5 « Ромашка»
Тема: «Зима»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка
Коррекционно-образовательные цели: расширять активный и пассивный словарь по данной теме; упражнять в подборе прилагательных, глаголов; закреплять навыки согласования прилагательных и причастий с существительными; закреплять навыки словообразования; совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений; развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие цели: развивать речевое дыхание, умение координировать речь с движением; тренировать мелкую моторику; совершенствовать зрительно-моторную координацию; способствовать профилактике оптической дисграфии; развивать зрительное восприятие.
Воспитательные цели: воспитывать стремление к активной деятельности, интерес к занятию; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.
Оборудование: снежинки с именами детей, бумажные снежинки для проведения зрительной и дыхательной гимнастики, корзинки, «снежный» ком, рамка для картины, картина «Зимний пейзаж», индивидуальные подносы с манной крупой, мультимедийная доска, предметные картинки, картинки для подбора слов-действий, запись фрагмента музыкального произведения «Размышления» Ж. Массне.
Ход занятия
I. Оргмомент
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Руку тоже быстро дай,
Будем с вами мы играть,
Всем здоровья желать!
Логопед: Я принесла с собой вам волшебные подарки.
(Из сундучка достает снежинки с именами детей)
Как тебя зовут?
Дети: Меня зовут Саша….
Логопед: (прицепляет снежинку с именем).
- Эти чудесные снежинки с вашими именами помогут вам быть на занятии самыми внимательными, умными и сообразительными. Ну и, конечно, не забудем о том, что отвечать будем полным предложением, чётко и красиво!
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Логопед: Ребята, что такое зима? Какие ее приметы вы знаете?
Дети: Зима - это холодное время года. В это время выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга)…
2. Упражнение под музыку Играем в снежинки» (Упражнение на развитие направленного выдоха)
3Логопед: Показывает полотно, покрытое снежинками. Посмотрите, сколько снежинок подарила нам зима. Давайте подуем на них холодным ветерком, чтобы они не растаяли. Помните, что дуть нужно, не поднимая плеч и не раздувая щек.
Логопед читает стихотворение:
Ледяные мотыльки, белые снежинки
Невесомы и легки, будто бы пушинки
И летают день и ночь, устали не знают
Серебристою каймой, землю укрывают.
Дети: дуют на снежинки, следуя инструкции.
Логопед: Вместе с нашими снежинками мы переместились в зимний лес.
Давайте вдохнём морозный воздух зимнего леса. (Дети вдыхают воздух, ощущая запах ароматического масла хвои).
- Чем пахнет в зимнем лесу? Глубокий вдох.
Дети: В зимнем лесу пахнет хвоей, свежестью, морозом.
Логопед: Давайте сядем на пеньки.
(Дети проходят и садятся каждый на свой стул, оформленный в виде пенька. Перед детьми стоит мольберт с картиной, накрытый полотном.)
4. Игра « Соберём картину»
Логопед: Я принесла вам очень красивую зимнюю картину. Но она не обычная а разрезная картинка. И вы должны ее собрать и рассказать, что у вас получилось.
5 . Игра «Найди зимнюю картинку». (Упражнение на подбор существительных по заданной теме).
Логопед: Как можно назвать слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?»?
Дети: Слова-предметы.
Логопед: У меня в руках – корзина с картинками. Достаньте только зимние предметные картинки и поместите их на нашу будущую картину.
Дети: по очереди подходят к корзинке, выбирая из нее только зимние предметные картинки, называют их и прикрепляют к полотну.
Логопед: Ребята, посмотрите! Наша картинка начинает оживать. Какой цвет зимой главный?
Дети: Зимой главный цвет – белый.
Логопед: Правильно!
6. Игра «Подбери признаки» (Упражнение на согласование прилагательных с существительными).
Логопед: Да, вокруг всё белым-бело! Повсюду, и тут и там лежит белый снег. Он запорошил все вокруг. Каким все стало?
Дети: Все вокруг стало белым.
Логопед: На какой вопрос отвечает слово белый?
Дети: На вопрос «какой?»
Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопрос «какой?»
Дети: Это слова-признаки.
Логопед: На какие еще вопросы отвечают слова-признаки?
Дети: На вопросы «какая?», «какое?», «какие?».
Логопед: Давайте назовем, что на картине стало белым? Отвечаем словосочетанием: например, белые ветви.
Дети: по очереди отвечают: белая крыша (белые дома, белые кусты, белый забор)…
7. Игра «Яркие краски зимнего леса»
Логопед: Какие другие краски можно увидеть в зимнем лесу? Встретится ли нам что-нибудь, например, красного цвета?
Дети: Красные грозди рябины, красная грудка у снегиря.
Логопед: Что мы можем встретить в лесу жёлтого цвета?
Дети: Желтое солнце, желтую грудку у синички…
Логопед: А кто (или что) имеет другие цвета? Ответьте словосочетанием.
Дети: Голубое небо, коричневые стволы деревьев, оранжевая лиса, серый волк….
Логопед: А если посмотреть на искрящиеся под лучами солнца снежинки, то какого цвета они будут?
Дети: Разноцветные снежинки.
Логопед: Сколько, оказывается, красок в белом зимнем лесу!
Какой день изображен на нашей картине?
Дети: солнечный день, морозный день, погожий день, ясный день, светлый день, яркий день.
7. Игра «Придумай слова-признаки от слов-действий» (Упражнение на образование причастий, отглагольных прилагательных и согласование их с существительными).
Логопед: Вот какой снежный ком нам подарила волшебница Зима. Я буду бросать его каждому по очереди, а вы мне его возвращайте и на мои вопросы словосочетанием отвечайте. Снег на солнышке искрится, значит, он какой?
Дети: Снег искрящийся.
Логопед: Снег сверкает…
Дети: снег сверкающий…
Логопед: снег рассыпается
Дети: снег рассыпчатый…
Логопед: снег хрустит…
Дети: снег хрустящий…
7. Гимнастика для глаз
Логопед: Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Лучики кристаллики (влево-вправо)
Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Снежные фонарики (влево-вправо)
Спрятались снежинки, белые пушинки
А мы веки опускаем, наши глазки отдыхают.
(закрыть глаза)
Дети выполняют упражнения по инструкции логопеда.
8. Игра «Подбери действия» (Упражнение по подбору глаголов к именам существительным).
Логопед: Какая же зима без веселья и зимних забав! В моей корзинке – маленькие подсказки. (Детям предлагаются силуэтные изображения предметов для игр.) Выберите только те картинки, на которых изображены предметы для зимних развлечений.
Дети: По очереди достают картинки из корзинки. – У меня санки.
Логопед: Что можно делать на санках?
Дети: На санках можно ехать, катиться, спускаться, мчаться…
Логопед: На лыжах?
Дети: Ехать, кататься, бежать…
Логопед: Как одним словом можно назвать слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?»
Дети: Это слова-действия.
9. Игра «Что мы видим на картине?» (Работа над составлением предложений).
Логопед: Посмотрите, какая зимняя картина у нас получилась! Придумайте красивые зимние предложения по нашей картине.
Дети: - Зимой всюду земля покрыта белым снегом.
- Деревья запорошила метель.
- Солнце светит, но не греет.
(Каждый составляет свое предложение, затем 2 человека представляют рассказ полностью).
III. Заключительная часть
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зиме…. Расколдовывали картину…
Логопед: Что понравилось на занятии больше всего?
Ответы детей
Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-занятие "Зима"
для воспитателей....
Конспект занятие "Зима в музыке разных композиторов" для старшей группы
Старшая группа.Доминантно – тематическое занятие: «Зима в музыке разных композиторов»...
конспект занятия "Зима в лесу"
Учить составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.Развивать связную монологическую речь.Закреплять знания детей о сезонных изменениях зим...
Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"
Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...