Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Бумажная фантазия»
рабочая программа
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы занятий мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_bumazhnaya_fantaziya.docx | 64.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» с. Новобелокатай
«детский сад «Светлячок» с. Новобелокатай»
муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности
«Бумажная фантазия»
на 2019-2022 учебный год
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: дети от 4 - 7 лет
Автор составитель:
Носкова Елена Сергеевна
Педагог-психолог
Первой квалификационной категории
2021 год
Пояснительная записка
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».
А.В. Запорожец
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы занятий мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому развитию.
- Уставом и нормативными документами ДОУ;
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 года № 28
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
Целесообразность создания программы:
- Предложение родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
- Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Практическая значимость:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Цель программы:
Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи первого года обучения:
- Формировать интерес к бумагопластике.
- Практически знакомить со свойствами бумаги.
- Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
- Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
- Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи третьего года обучения:
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
- Формировать относительную устойчивость замысла.
- Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
- Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
- Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Организация занятий кружка:
Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 3 года обучения.Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью: для детей 4-5 лет (20мин.), для детей 5-6 лет (25 мин.), для детей 6-7 лет (30 мин.). По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Формы и методы контроля:
- Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.
- Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
- Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.
Ожидаемый результат обучения детей является развитие:
- Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
- Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
- Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
- Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
- Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Календарно-тематический план 1-го года обучения
месяц | неделя | Тема занятия
| Цель |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Знакомство с бумагой | Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары. |
2 | Пирамидка | Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
3 | Портрет солнышка (с элементами аппликации) | Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты; располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. | |
ОКТЯБРЬ | 1 | На яблоне поспели яблоки | Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. |
2 | Гусеница (с элементами аппликации) | Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей. | |
3 | Осень в гости к нампришла (с элементами рисования) | Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу). | |
4 | Ягодки рябины | Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. | |
НОЯБРЬ
| 1 | Воздушные шарики | Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой). |
2 | Улитка (с элементами рисования) | Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. | |
3 | Мышка | Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять деталями изображение. | |
4 | Снег идет (с элементами аппликации) | Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Снеговик | Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков. |
2 | Маленькая елочка | Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. | |
3 | Новогодняя открытка | Композиционное решение - цветом, формой. Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики. Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного решения. | |
4 | Бусы на елочку(коллективная работа) | Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета. | |
ЯНВАРЬ
| 1 | Елочка нарядная в гости к нам пришла | Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм. |
2 | Вот зима кругом бело | Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике. | |
3 | Зайчик | Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Дополнять деталями изображение. | |
4 | Бусы в подарок | Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук, | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Валентинка | Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги, учить детей делать валентинки. Воспитывать интерес к ручному труду. |
2 | Кораблик (с элементами рисования) | Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать точность и координацию движений. | |
3 | Самолеты | Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции. | |
4 | Светофор | Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. | |
МАРТ | 1 | Цветок в вазе (с элементами аппликации) | Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. |
2 | Мимоза | Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги. | |
3 | Подснежник (с элементами рисования) | Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать приемов и способов бумажной пластики в изображении цветов. | |
4 | Рыбки в аквариуме(коллективная работа) | Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать коллективно. | |
АПРЕЛЬ | 1 | Ландыши | Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Создавать образы путем соединения простых геометрических форм. |
2 | Цып, цып, цыплятки желтые ребятки(коллективная работа) | Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. | |
3 | Жил был ежик | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
4 | Ледоход | Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). | |
МАЙ | 1 | Радуга-дуга (с элементами аппликации) | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 | Божья коровка | Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента — дорисовывания. | |
3 | Бабочка | Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала. | |
4 | Одуванчики(коллективная работа) | Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик. Использование элемента — дорисовывания. | |
ИЮНЬ | 1 | Муравейник | Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
2 | Стрекоза | Совершенствовать навыки работы с | |
бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выразительные средства изобразительного материала. | |||
3 | Ягоды | Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять композиции. Развивать точность и координацию движений. | |
4 | Ромашки на лужайке(коллективная работа) | Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. |
Календарно-тематический план 2-го года обучения
Месяц | неделя | Тема занятия
| Цель |
СЕНТЯБРЬ | 1 | «Листопад» | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 | «Корзина» | Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. | |
3 | «Чудо-дерево» | Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. | |
4 | «Яблоки в вазе» | Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. | |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Жучки и паучки» (с элементами рисования)
| Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
2 | «Ладошка – осьминожка»
| Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
3 | «Лодочки под солнцем» (с элементами рисования)
| Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. | |
| 4 | «Полосатый коврик» (с элементами аппликации) | Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
НОЯБРЬ
| 1 | «Рыбки играют» (с элементами рисования)
| Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
2 | «Украсим рукавичку» (с элементами аппликации)
| Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. | |
3 | «Бусы на ёлку»
| Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. | |
4 | «Наша ёлочка» (с элементами аппликации) | Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | «Снеговичок» (с элементами аппликации)
| Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. |
2 | «Весёлый поезд»
| Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
3 | «Парусник» (с элементами рисования)
| Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобразительного материала. | |
4 | «Ракета»
| Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. | |
ЯНВАРЬ
| 1 | «Красивые салфетки»
| Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
3 | «Сосульки на крыше» (с элементами рисования)
| Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план. | |
4 | «Космический коллаж» (коллективная работа) | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | «Снегири» (коллективная работа с элементами рисования) | Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. |
2 | Поздравительная открытка для папы | Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. | |
3 | «Валентинка» | Продолжать знакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Воспитывать интерес к ручному труду. | |
4 | «Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования) | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | |
МАРТ | 1 | «Открытка для бабушки» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Гиацинты» | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. | |
3 | «Красивый букет» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
4 | «Часы» | Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной поверхности. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Кактус» | Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
2 | «Веточка вербы» (с элементами рисования) | Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов. Развивать чувство композиции. | |
3 | «Пасхальное яйцо» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умение восхищаться природными формами и красками. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. | |
4 | «Сорока-белобока» (с элементами рисования) | Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали , загибать углы. Дорисовывать глаза, клюв и т. д. до завершения образа. | |
МАЙ | 1 | Панно «Ландыши» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
2 | «Тучи по небу бежали»(коллективная композиция с элементами рисования)
| Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию. | |
3 | «Кошка» (с элементами аппликации) | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
4 | «Бабочка красавица»
| Расширить представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. | |
ИЮНЬ | 1 | «Подарок другу» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Веточка сирени» (с элементами аппликации) | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. | |
3 | «Веер» | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. | |
4 | «Подсолнухи»(коллективная работа) | Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. |
Календарно-тематический план 3-го года обучения
Месяц | неделя | Тема занятия | Цель |
СЕНТЯБРЬ | 1 | «Солнышко из тарелочки» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
2 | «Осень золотая» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
3 | «Кисть винограда на тарелочке» | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. | |
4 | «Цыпленок из тарелочки» | Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. | |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Корзина с цветами» | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. |
| 2 | «Еж» | Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. |
3 | «Рыбка из тарелочки» | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | |
4 | «Утка» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
НОЯБРЬ
| 1 | «Овечка из тарелочки» | Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. |
2 | «Пингвин» | Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. | |
3 | «Лев из тарелочки» | Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. | |
4 | «Снеговик из тарелочек» | Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Продолжать умение вырезать круги из квадратов, путем сложения его пополам. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | «Елочка из ладошек» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Елочная игрушка» | Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. | |
3 | «Рождественский венок» | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. | |
4 | «Змея из тарелочки» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
ЯНВАРЬ
| 1 | «Новогодняя маска» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Снежинка» | Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. | |
3 | «Заяц из тарелочки» | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | |
4 | «Зимние узоры» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | «Валентинка» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Рамка для фото из тарелочки | Познакомить детей с одним из видов работы сбумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук; учить читать рисунок. | |
3 | «Открытка к 23 февраля» | Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. | |
4 | «Медведь из тарелочки» | Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу. | |
МАРТ | 1 | «Розы на диске» | Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. |
2 | «Ромашки из ватных дисков» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | |
3 | «Украсим вазу» | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. | |
4 | «Дракончик из тарелочки» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Пасхальный сувенир» | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Подснежники» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | |
3 | «Пудель» | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. | |
4 | «Черепашка из тарелочки» | Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. | |
МАЙ | 1 | «Курочки из тарелочки» | Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. |
2 | «Цыплята» | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. | |
3 | «Цветы в горшочке» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | |
4 | «Золотая рыбка» | Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. | |
ИЮНЬ | 1 | Подарок другу | Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. |
2 | «Дерево – топиарии» | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | |
3 | «Насекомые» | Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. | |
4 | «Подсолнух» (бумага+крупа) | Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
Таблица 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность. | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность. | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Таблица 2
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной художественной техники бумагопластика
№ | Ф.И.ребенка | Творческая активность | Новизна, оригинальность | Сенсорные способности (чувство цвета, | Композиция | Общая Ручная умелость | Самостоятель ность | Баллы |
формы) |
Заключение
Делая заключение к данной программе важно напомнить, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла, а работа с бумагой трудоёмкая, хотя не требует специальной подготовки.
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. -64 с.: цв.вкл.
2. Гризик Т.Г. Умелые пальчики. Пособие для детей 3-7 лет. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.;
3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Интернет-ресурсы.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. 3-е изд.,перераб. И дополн. – М.:ТЦ Сфера , 2015. – 240с. – (Программы ДОУ)
6. Лыкова И.А. Цветные ладошки парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. Формирование эстетического отношения к миру. – М.: Издательский дом «Цветной мир», Москва 2014.-143 с.;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно- эстетической направленности «Юный актер»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебная пуговка» для детей 5-6 лет
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) старшей группы «Родничок» «Волшебные узоры» на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"756","style":"float: left;","width":"794"}}]]...