Долгосрочный проект образовательного туризма в детском саду «Путешествие по родной Бурятии»
проект (средняя группа)
В настоящее время реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_turizm_v_dou.docx | 57.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №95 «РЯБИНУШКА»
Г.УЛАН-УДЭ (2 КОРПУС)
Долгосрочный проект образовательного туризма в детском саду
«Путешествие по родной Бурятии»
Разработала : Басаева Светлана Александровна,
Воспитатель 1 категории
Участники проекта: воспитатель,
педагог – психолог,
музыкальный руководитель,
сотрудники детского сада,
дети и родители группы №4
Г.Улан – Удэ
2024 год
Долгосрочный проект по образовательному туризму «Родная Бурятия – моя малая родина!»
Средняя группа 4-5 лет
Паспорт проекта
Автор проекта: Басаева Светлана Александровна воспитатель 1 категории
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад №95» «Рябинушка», корпус2 г. Улан-Удэ
Сроки реализации проекта: 1 сентября 2023г. – 31 мая 2024г.
Характеристика проекта: долгосрочный, исследовательско-творческий.
Участники: дошкольники 4-5 лет (средняя группа), родители, воспитатель, работники ДОУ, экскурсоводы.
Проблема: Туристическо-краеведческая деятельность дошкольников недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования, недостачно знаний о достопримечательностях родного края.
Актуальность.
В настоящее время реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.
Региональный компонент в образовательном процессе ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием - Россия
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.
Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.
Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.
Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.
В отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинским, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.
Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?
А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.
Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.
Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.
Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.
Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Цели проекта для детей: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования. Расширение кругозора ,знаний о достопримечательностях родного края.
Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
- Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями
г. Улан-Удэ и Республики Бурятия, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Забайкалья.
- Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий».
- Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с разными видами туризма.
- Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города Улан-Удэ, научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.
- Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;
- Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
Принципы детского туризма.
Методы:
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах)
Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;
Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы:
Формы работы:
Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала
Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий-«туристская полоса»)
Ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.),
Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.
Интегрированные занятия со специалистами : педагог-психолог, учитель Бурятского языка, музыкальный руководитель.
Этапы работы:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Формулирует проблему (цель). | Вхождение в проблему. |
II этап | Планирование совместной деятельности, | Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием продукта проекта. |
III этап | Подготовка к презентации. Презентация. | Подготовка продукта деятельности к презентации. |
Планируемые результаты:
- Сформированы знания о детском туризме;
- Знают представителей растений и животных Республики Бурятия. Реки, озеро Байкал, заповедники Бурятии.
- Сформированы умения необходимые в туристическом походе. ( Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).
- Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.
- Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.
- Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения за пределами ДОУ и участие в мероприятиях экологической,культурной и развлекательной направленности.
- Обогощён словарный запас. Более развиты коммуникативные навыки.
- Ознакомлены с историей города и его достопримечательностями.
- Ознакомлены с культурой, традициями, праздниками и бытом Бурятского народа.
Продукт проекта:
- Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т.д.
- Энциклопедия маленького туриста.
- Фотоальбом: «Мы-туристы»
- Презентация о проекте.
Пути реализации проекта:
1 Блок – «Мой детский сад»
2 Блок – «Мой город Улан-Удэ»
3 Блок – «Природа родного края»
4 Блок – «Мы туристы»
Маршрутный лист – Блок № 1
Путешествие по экологической тропе
1)Экскурсии по детскому саду.
2)Беседы, встречи с работниками детского сада.
Диагностическое задание: «Что я знаю о детском саде»
Рассматривание альбомов «Детский сад»
Маршрутный лист – Блок № 2
1)Рассматривание альбомов,открыток, фотографий, слайдов «Мой город Улан-Удэ»
2)Экскурсии по значимым местам города Улан-Удэ
3)Беседы с экскурсоводами и другими интересными людьми.
4)Творческая мастерская
5)Диагностическое задание: «Что я знаю о городе Улан-Удэ»
Маршрутный лист – Блок № 3
1)Туристические походы на природу (Страусиная ферма, Этнографический музей)
2)Ознакомление с растительным и животным миром Забайкалья
3)Беседы, чтение художественной литературы писателей и поэтов Бурятии, просмотр презентаций.
4)Экологические акции (уборка и высадка цветов на своём участке, территории детского сада)
Маршрутный лист – Блок № 4
1)Просмотр презентаций, чтение, беседы
2)Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте, компасу
3)Творческая мастерская (изготовление поделок, аппликаций на тему «Культура Бурятского народа, одежда,еда,жильё»
4)Диагностическое задание: «Что мы знаем о туризме»
Перспективный план
Блок | Мероприятия | цель |
Сентябрь | ||
Диагностика (1-2 неделя) | ||
Мой детский сад | Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. | Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде. |
Мой город Улан-Удэ | Мой замечательный город (презентация) | Расширять представления детей о спортивной жизни города(стадионы),культурной(театры и парки) |
Природа родного края | «Осень в родном городе» - пленер | Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине. |
Мы - туристы | Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме» | Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности. |
Октябрь | ||
Мой детский сад | Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. | - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья, |
Мой город Улан-Удэ | Экскурсия к школе №63 | - Познакомить детей с учебным заведением, правилами поведения, распорядком пребывания детей в школе. |
Природа родного края | Видео презентация «Река Уда» | - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Уда. |
Мы - туристы | Совместная деятельность: «Кто такие туристы. Туризм и его разновидности. Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале. Экскурсия на «Страусиную ферму» с пикником и спортивными играми. | -Познакомить с туризмом, видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания. -Познакомить детей с экзотическими и домашними животными. Их среде обитания, питании,правильном уходе за ними. |
Ноябрь | ||
Мой детский сад | Экскурсия в горницу. «Русская народная зона» в детском саду. | Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти. |
Мой город Улан-Удэ | Видео презентация картин художников Бурятиии.История,беседы и обсуждения. | Познакомить детей с художественным музеем Бурятии имени Ц.С.Сампилова. Воспитывать у детей любовь к своему родному краю, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом Бурятского народа и гордость за свой народ. |
Природа родного края | «Кто живет в лесах Бурятии»- виртуальная экскурсия по лесам | Закреплять знания детей об обитателях лесов Бурятии. |
Мы - туристы | Беседа: «Туристское снаряжение» Рассматривание предметов туристского снаряжения. Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения. | Познакомить с туристским снаряжением. Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения. |
Декабрь | ||
Мой детский сад | Экскурсия в медицинский блок. Встреча с медсестрой. | Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой); показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи |
Мой город Улан-Удэ | Экскурсия в Государственный Драматический театр имени Бестужева. Просмотр спектакля «Двенадцать месяцев» | Знакомство с театром,музеем театра,ботаническим садом.Обсуждение декораций и проекций,созданных с помощью нейросетей в стиле рашн-фолк-фэнтези. Прослушивание лирической музыки известного в Бурятии композитора Виктора Усовича. |
Природа родного края | Д/и «Растения нашего леса» составление альбома | Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Бурятии, в т.ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности. |
Мы - туристы | Беседы на тему: «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение», «Знакомство с туристскими знаками» | Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге. |
Январь | ||
Мой детский сад | Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая. Изготовление кормушек для птиц «Птичья гостиная». | - в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время. -закрепить изготовленные кормушки, ежедневно пополнять их кормом. |
Мой город Улан-Удэ | Знакомство с картой – схемой «Наш – город» | Познакомить с картой города Улан-Удэ. Провести с детьми развлечение «Колядки». |
Природа родного края | Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. | - Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме; |
Мы - туристы | Ориентирование в пространстве, знакомство с планом. | Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с); познакомить с планом, учить составлять план. |
Февраль | ||
Мой детский сад | Проведение национального праздника «Сагаалган».Познакомить с культурой,традициями и легендами Бурят. | Продолжать знакомить с культурой и традициями Бурятского народа.Заучивание песен, стихов, благопожеланий на бурятском языке.Исполнение народного танца «Ёхор».Прослушивание гимна Бурятии. 1. Воспитывать патриотизм. |
Мой город Улан-Удэ | Интегрированное занятие педагога – психолога и воспитателя с детьми 4-5 лет «Прогулка по любимому городу Улан-Удэ».Видео путешествие по священным местам города Улан-Удэ. | Достопримечательности и зоны отдыха.Культура, религия, легенды народа. |
Природа родного края | «Дорогая моя Бурятия» Заочное путешествие по заповедникам родного края. | Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями заповедников Бурятии и их обитателями. Ввести понятие «Красная книга» Учить детей быть экскурсоводами. |
Мы - туристы | Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» | Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру. |
Март | ||
Мой детский сад | Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля. | Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак), женская (сарафан, передник, косынка) |
Мой город Улан-Удэ | 2 марта-Экскурсия в самый большой лофт города «Хижина чудес». Игровая программа, которая объединила два праздника 23 февраля и 8 марта. | Программа, которая сплотит мальчиков и девочек для достижения цели – завоевание приза. Поможет выяснить, кто круче и креативнее – суровые защитники или хрупкие леди?! |
Природа родного края | Экскурсия вокруг территории детского сада. Деревья нашего края. | Закреплять и расширять знания детей о деревьях нашего края. |
Мы - туристы | Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход» | - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход» |
Апрель | ||
Мой детский сад | «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду | Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. |
Мой город Улан-Удэ | «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов | Организовать выставку семейных проектов, продолжать знакомить детей с историей города. |
Природа родного края | Экскурсия – иппотерапия. «В гости к лошадям» экскурсия на ипподром. | Ипподром – это место где можно провести время весело, интересно и полезно. Здесь можно обучиться правилам обращения с лошадьми и освоить навыки верховой езды. |
Мы - туристы | Видео экскурсия «Байкал просыпается». | Продолжать знакомить детей с природными явлениями родного края. Ледоход на озере Байкал. |
Май | ||
Мой детский сад | Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. | Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике. |
Мой город Улан-Удэ | Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья. Посещение «Уголка живой природы» (зоопарк) | Познакомить детей с бытом, жилищами и традициями, музейными комплексами. Закрепить знания о диких и домашних животных. |
Природа родного края | «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес». | Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края. Закреплять понятия «природный» и «рукотворный» мир. |
Мы - туристы | Туристический слет, совместно с родителями. Совместный выезд на пикник. | Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Перспективный план – работа с родителями.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное». |
Октябрь | Помощь в создании видео презинтации река Уда. |
Ноябрь | Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др. |
Декабрь | Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.» |
Январь | Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки) |
Февраль | Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах. |
Март | Участие в фольклорном празднике «Масленица» |
Апрель | Участие в акции «Зеленые ладошки земли» |
Май | Совместный с детьми туристический слет. Выезд на пикник. Подведение итогов. |
Перспективный план – работа с педагогами.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Круглый стол: «Разработка и обсуждение проекта по туристско-краеведческой деятельности в доу» |
Октябрь | Сбор фото и видео информации о реке Уда. |
Ноябрь | Организации «уголка туриста» в группе туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др. |
Декабрь | Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Январь | Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки) |
Февраль | Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах. |
Март | Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица» |
Апрель | Организация акции «Зеленые ладошки земли» |
Май | Организация туристического слета. Фото и видео отчёт о проделанной работе по проекту. |
Словарь терминов
Деятельность – Занятие, труд.
Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.
Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.
Маршрут – Путь следования.
Перекус – Наскоро закусить.
Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.
Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.
Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.
Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.
Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.
Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка».
Список используемой литературы
- Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.
- Витушкина Н.А. Туризм и краеведение в детском саду / Н.А.Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С.71-79
- Коротковских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л.Н.Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С.71-79
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 304 с.:ил.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб: «Детство-Пресс», 2001. – 400с, ил.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект "Адаптация детей к детскому саду"
Как помочь ребенку и родителям перенести период адаптации к детскому саду....
Визитная карточка проекта по туризму в детском саду
Визитная карточка проекта по туризму в детском саду...
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ »
В дошкольном образовании педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подг...
Педагогический долгосрочный проект для всех групп детского сада « Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях »
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознаннодействовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам ов...
Долгосрочный проект «Одаренный ребенок в детском саду»
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выя...
Долгосрочный проект в средней группе детского сада "Весёлая лаборатория"
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов игровой деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь.Цель: обогащение о...
Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»
Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...