НОД по Познавательно-исследовательской деятельности "пузырьки спасатели"
план-конспект занятия

Е. Мельникова
НОД для проведения занятий в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzyrki_spasateli.odt21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20» города Иваново

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе «Мультяшки»

«Пузырьки спасатели»

Воспитатель Мельникова Е. А.

г.Иваново 2023г.

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе «Мультяшки»

«Пузырьки спасатели».

Цель:

раскрыть понятие «воздух», узнать его свойства. Дать представление о том, что воздух занимает место, ветер – это движение воздуха.

Задачи:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать речь, интерес к экспериментальной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материал и оборудование:

Таз с водой, 4 пустых стакана, трубочки коктейльные (на каждого ребенка), полиэтиленовые пакеты (на каждого ребенка), нарукавник для плавания, минеральная газированная вода, мелкие кусочки пластилина, бумажные салфетки (на каждого ребенка), бумажные кораблики (на каждого ребенка), веер (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром;

-предварительные беседы про воздух;

- изготовление вееров, бумажных корабликов.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть. 2 мин.

Приветствие

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность.

-Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

Мотивация. Целеполагание.

Цель: создание игровой мотивации; формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: включиться в игровую ситуацию, приготовиться к выполнению заданий.

Воспитатель:

-Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

-Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе.

Это очень трудная задача-узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

-Воздух-одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает воздух?

-Тогда, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными-исследователями.

Ребята а кто знает, какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории?

-Правильно. В лаборатории мы ведем себя тихо, никто никому не мешает. У каждого свое рабочее место и нельзя перебегать или пересаживаться на другое место. Каждый инструмент нужно положить на свое место, где взял.

И самое главное в лаборатории нужно соблюдать чистоту и аккуратность.

-Воздух!

-Да хотим узнать свойства воздуха.

-Нельзя толкаться.

-Нельзя шуметь.

-Нельзя мешать друг другу.

Этап 2. Основная часть НОД (15 минут)

Эксперименты

Цель:

Расширение знаний и представлений о воздухе

Цель:

Выполнять задания

Воспитатель:

-Теперь мы с вами готовы. Давайте приступим к нашим исследованиям.

-Давайте проведем эксперименты, и раскроем все свойства воздуха.

Опыт № 1 «Существование воздуха».

Ребята, сейчас мы увидим своими глазами существование воздуха. Смотрите у нас тут таз с водой и пустой стакан.

Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в таз. Стакан нужно держать ровно.

Что получается? Попадает вода в стакан?

А как думаете почему?

-А теперь немного наклоним стакан на бок.

Что появляется в воде?

Но ведь вы сами видели, что стакан пуст.

Откуда они взялись?

В стакане был воздух. Мы его не видим, но он есть. Он занимает место в стакане из-за этого вода не может попасть в стакан, там все занято воздухом. Но когда мы тихонечко наклоняем стакан воздух выходит из стакана-место освобождается и это место занимает вода, она затекает в стакан.

Мы говорили о том, что воздух есть везде.

Как вы думаете, внутри человека есть воздух?

Сейчас мы это проверим.

Подойдите ко мне. Я каждому дам по трубочке. И мы по очереди подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Ребята очень аккуратно. Нужно дуть не сильно, только слегка. И ни в коем случае нельзя вдыхать в себя. Только выдыхаем.

Смотрим. Что происходит?

Да ребята, внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.

А как в нас попадает воздух?

Все люди дышат через нос.

Ребята, покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.

Проводится дыхательная гимнастика.

«Пузырьки». Воспитанники вдыхают воздух через нос, а после надувают щёчки (словно пузырьки) и делают выдох.

Воспитатель:

Опыт № 2 «Поиск воздуха»

Возьмите каждый по полиэтиленовому пакету. Что в нем?

Воспитатель:

Давайте сложим в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Смотрите какой он толстый. Он стал похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему?

Воспитатель:

Воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель:

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Ребята вы ходили с родителями на речку? Купались? Я думаю, что все купались с надувными нарукавниками и жилетами, играли с игрушками для купания. Так вот, внутри игрушек для купания, жилетах для плавания, нарукавниках-воздух. Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.

Давайте надуем нарукавник и попробуем его “утопить” в тазу.

Почему он не тонет?

Воспитатель:

Да, воздух легче воды, и поэтому его как бы выталкивает наверх.

Ну вот ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, этот предмет может утонуть.

Воспитатель:

Опыт № 4 «Пузырьки – спасатели»

Давайте посмотрим, а имеет ли воздух силу.

Берем стакан, наливает в стакан газированную минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина размером с рисовые зернышки.

Дети почему пластилин падает на дно?

Что происходит на дне?

Почему пластилин всплывает и снова падает?

Воспитатель:

В газированной воде есть пузырьки воздуха, они облепляют пластилин поднимая его наверх. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ну вот мы и увидели, что воздух имеет силу.

Воспитатель:

Опыт № 5 «Ветерок»

Ребята а как думаете если воздух будет двигаться что будет?

Когда воздух движется, получается ветерок.

Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетку двумя пальчиками и поднести ко рту. Дышим ровно, спокойно.

Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра.

Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Подуйте на свои салфетки посильней.

А если будем дуть сильно-сильно что будет?

Воспитатель:

Опыт № 8 «Кораблики»

А как думаете воздух может передвигать предметы?

Воспитатель:

Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики.

Что получается?

Кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, двигает кораблики, и они плывут. Воздух может передвигать предметы.

А как еще можно создать ветер?

Попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? А если нашими веерами помахать над корабликами, что будет?

Мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблики плавают.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?

Подойдем поближе к двери и понюхаем. Чем это пахнет? Верно, это наши повара нам готовят обед.

Воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Если мы откроем форточку, к нам поступит поток свежего воздуха. На свежем воздухе и дышится легко. В этом мы с вами убедимся во время прогулки.

-Нет вода не попадает в стакан.

Ответы детей.

-В воде появляются пузырьки.

Ответы детей.

Ответы детей.

-В воде появляются пузырьки.

-В пакете пусто.

-Он пустой.

-В нем нет воздуха.

-В нем находится воздух.

-Он тяжелее воды, поэтому тонет.

-Пузырьки воздуха поднимают пластилин наверх.

-Пузырьки лопаются и пластилин снова тонет.

Предположения детей.

Дети выполняют.

-Мы дышим.

-Да.

Предположения детей.

-Да.

-Кораблики двигаются.

-В лицо дует ветерок.

Предположения детей.

Физкультминутка.

Цель: Смена деятельности, снятие статического напряжения.

Цель: выполнить действия в соответствии с текстом.

Ребята вставайте в круг. Сейчас мы посмотрим кто все знает про воздух. Я буду вам кидать мяч, а вы мне говорить каким бывает воздух.

Воздух-свежий, воздух-морозный.

Дети выполняют движения в зависимости от слов воспитателя.

Этап 3. Заключительная часть 3 минуты.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Ну вот ребята, сегодня мы много нового узнали про воздух. Но самое главное-без воздуха человек не сможет жить. Мы живем пока дышим. Поэтому мы должны беречь нашу природу, заботиться о чистоте планеты. Воздух выделяют деревья и благодаря им мы получаем чистый воздух. Но если мы будем мусорить, загрязнять леса и поля, то деревья погибнут и у нас не будет кислорода. Начиная с детства беречь природу вы делаете добро не только себе, но и мамам с папами и всем вашим близким и друзьям. Не забывайте про это сами берегите и за другими следите что бы берегли, а не загрязняли нашу планету Земля.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»

         Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»...

Познавательно – исследовательский проект «Зеленые спасатели – комнатные растения»

Познавательно – исследовательский проект«Зеленые спасатели – комнатные растения»подготовительная к школе группа...

Познавательно-исследовательская деятельность (математика) "Спасатели Дюймовочки"

В занятии дети становятся спасателями , которые должны спасти героев сказки: "Дюймовочка". Помочь героям вернуться в свою сказку преодолев задания, котырые для них приготовили герои сказки, закалдован...

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Светлячок» спешат на помощь»

Развивать речь и фантазию детей, Учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблемы, проявляя инициативность и находчивость....

Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"

В  занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»

Познавательно-исследовательское занятие в старшей группе «Спасатели «Росинки» спешат на помощь»...