"Развитие патриотического воспитания при помощи волонтерского движения в детском саду"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Дубравушка» г. Грязи
План работы по самообразованию по теме:
«Развитие патриотического воспитания при помощи волонтерского движения в детском саду»
Подготовила:
Воспитатель
1 квалификационной категории
МБДОУ д/с №10 «Дубравушка» г. Грязи
Ларичева Елена Сергеевна
г. Грязи 2023-2024г.
Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
- ответственности;
- милосердия;
- самостоятельности;
- умение общаться с разными социальными группами людей;
- личностный позитивизм.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Цель: Создание в детском саду волонтерского движения, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи:
- Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
- Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
- Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
- Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Задачи (в работе с родителями):
- Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
- Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
- Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
- Ожидаемые результаты
- Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
- Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
- Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
- Создание условий:
- Методические условия
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации работы с дошкольниками по волонтерскому движению;
- повышение уровня психолого – педагогической подготовки педагогов;
- обобщение и распространение педагогического опыта по волонтерскому движению.
- Материально- технические ресурсы проекта
- наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.
План работы по самообразованию
Тема | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь «Кто такие волонтеры?» | Беседы: «Кто такие волонтеры?», «Где живет доброта?», «Наши добрые дела». | Анкетирование (приложение 1). Консультации: «Волонтерское движение в детском саду», «Волонтеры: история и современность». |
Октябрь «Первые добрые дела» | Экскурсия в группу раннего возраста. «Подарим игрушки, сделанные своими руками из гипса». Общение на тему: «Что значит быть добрым?», «Добрые поступки, какие они?». | |
Ноябрь «Тепло сердец» | Дидактическая игра: «Добрые слова малышам» Театрализованное представление для малышей по сказке «Теремок». Подарки «Игрушки из соленого теста сделанные своими руками» | Раскрашивание игрушек из соленого теста |
Декабрь «День волонтера» | Чтение художественной литературы: Венгерская народная сказка- «Два жадных медвежонка», В.А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев – «Цветик-семицветик». | |
Январь «Братья наши меньшие» | Беседа «Животные-наши меньшие друзья» «Чем, мы можем помочь животным». Участие в акции «Покормите птиц зимой» | |
Февраль «Наши солдаты» | Общение на тему «Защитники Отечества». «День добрых дел» (посещение малышей детского сада), помочь малышам одеться после дневного сна. | |
Март Мамин праздник, мамин день | Общение на тему: «Почему весной отмечаем мамин праздник». Беседа –рассуждение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Выставка рисунков: «Дорогою добра». Акция «Подари улыбку маме». Неделя «Доброй книжки». Акция «Читающая семья». | Изготовление книжки малышки «Добрая книжка» |
Апрель День Земли | Виртуальная экскурсия «Путешествие вокруг планеты Земля». Беседы: «Что значит, беречь нашу планету?» Акция «Чистый сад, чистый город, чистая планета». | |
Май «Наша Победа, наша Память». | Выставка рисунков «Победный май!». Акция «Этот день мы приближали как могли». | Участие в возложении цветов к памятнику, в шествии «Бессмертный полк». |
Список литературы:
1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
опыт работы о волонтерском отряде нашего детского сада...
Становление волонтерского движения в детском саду
Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Одной из форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников является волонтерское движени...
План по самообразованию «Волонтерское движение в детском саду»
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Стремительные изменения происхо...
Программа проекта «Волонтерское движение в детском саду» на 2019- 2020гг.
Творческой группой разработан план...
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...
«Волонтерское движение в детском саду, как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников»
Волонтерская деятельность - это активные формы общения, взаимопомощи и самопомощи, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности. В результате своего труда ребенок получает не мат...
Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»
5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...