Программа развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_kommunikativnyh_sposobnostey.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития коммуникативных способностей
старших дошкольников
Подготовила: педагог- психолог
Цветкова Е.Д
Пояснительная записка
В настоящее время, в дошкольных образовательных учреждениях, развитие коммуникативной сферы не является целенаправленным.
В то же время именно становление вполне определенных форм общения со сверстниками в контексте с взрослыми, является необходимой предпосылкой готовности к школе.
Успешное развитие коммуникативных способностей означает готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.
Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у старших дошкольников коммуникативных способностей, как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его дальнейшего обучения в школе, поэтому необходимо их развивать.
Развивающая программа состоит из серии специально организованных развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития коммуникативных способностей детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность и последовательность подачи материала;
- разнообразность форм деятельности;
- чередование спокойных и подвижных игр.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников.
Задачи программы:
- способствовать развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников;
- развивать интерес к совместной деятельности;
- содействовать конструктивному разрешению конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками;
- развивать стремление соотносить свои желания с желаниями сверстников;
- развивать динамическую сторону общения: легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;
- способствовать повышению своей значимости в детской группе;
- развивать позитивное самоощущение, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия.
Ожидаемый результат после проведения развивающей программы:
- развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников;
- повышение активности в общении со сверстниками - участие в коллективных делах, способность принимать и оказывать помощь;
- снижение конфликтности в общении.
Структура программы
Все занятия структурированы так, чтобы дошкольники почувствовали себя нужными. Для этого нужно обеспечить получение детьми не только удовольствие от занятий, но и ощущение собственной значимости и принадлежности к группе.
Ритуал приветствия
Цель: создание благоприятной атмосферы на предстоящее занятие, отвлечение от других проблем, переживаний.
Психологические упражнения в игровой форме.
Способствуют развитию динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, а также повышение своей значимости при межличностном общении. Развитие способности сопереживать и сочувствовать сверстникам. Улучшение эмоционального состояния и уверенности в себе, бесконфликтному взаимодействию
Релаксация
Для стабилизации психоэмоционального состояния. Регулирует процессы возбуждения и торможения у детей, что способствует формированию произвольного поведения.
Ритуал прощания
Цель - «переключение» детей с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде.
II. Тематический план
№ занятия | Содержание | Продолжительность | Цель занятия |
1 | 1.Ритуал приветствия Упражнение «Доброе утро» 2.Упражнение «Раздувайся пузырь» 3 Игра «Любимое –нелюбимое» 4Упражнение «Где я буду играть» 5. Релаксация 6.Ритуал прощания | 2 мин 5мин 10мин 8мин 4мин 1мин | развитие интереса к совместной деятельности |
2 | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Разноцветный букет» 3Игра «Горячая картошка» 4.Игра-задание «Гнев» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания | 2 мин 5мин 8мин 10мин 4мин 1мин | содействие разрешению конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками, развивать стремление соотносить свои желания с желаниями сверстников |
3 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Камень, ножницы, бумага» 3.Игра «Рисуем по очереди» 4.Игра «Займи стул» 5.Релаксация Упражнение «Мороженое» 6.Ритуал прощания | 2 мин 14мин 12мин 8мин 3мин 1мин | развитие легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению |
4 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «На что похоже мое настроение» 3.Игра «Приклеенная нога» 4.Релаксация «Спящий котенок» 5.Ритуал прощания | 2 мин 10мин 10мин 8мин 3мин 1мин | способствование повышению своей значимости в детской группе |
5 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Небоскрёб» 3.Игра «Ты капуста» 4. «Свободный танец» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания | 2 мин 15мин 3мин 5мин 2мин 1мин | умение бесконфликтно отстаивать свою позицию, работать в команде |
6 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра: Стоп, кулак!» 3.Упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» 4.Игра «Кто сильнее любит» 5..Релаксация 6.Ритуал прощания | 2 мин 6мин 6мин 8мин 2мин 1мин | улучшение общения со сверстниками |
7 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра Танец шляпы 3.Игра «Кто потерялся?» 4.Релаксация «Холодно-жарко» 5.Ритуал прощания | 2 мин 12мин 13мин 2мин 1мин | развитие сотрудничества в группе сверстников |
8 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Принцесса, воин и дракон» 3.Игра «Почта» 4.Игра «Похвалилки» 5.Ритуал прощания | 2 мин 12мин 13мин 5мин 5мин 1мин | развитие умений соотносить свои желания стремления с интересами других детей |
9 | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Иностранцы» 3.Игра-обсуждение «Дом с колокольчиком 4.Релаксация 5.Ритуал прощания | 2 мин 12мин 12мин 2мин 1мин | развитие невербальной и перцептивной стороны общения |
10 | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение « Шалтай-Болтай» 3.Упражнение «Сложи картинку» 4.Игра «Паровозик» 5.Релаксация «Черепашки» 6. Ритуал прощания | 2 мин 4мин 7мин 14мин 2мин 1мин | повышение своей значимости в группе сверстников, проявление инициативы |
11 | 1.Ритуал приветствия 2 Упражнение "Оё- ёй!". 3. Игра «Гномики» 4. Игра «Тропинка» 5. Игра «Живые куклы 6. Ритуал прощания | 2мин 3мин 7мин 8мин 9мин 1мин | принятие и оказание помощи в группе сверстников |
III. Практические занятия.
Занятие №1
Цель: развитие интереса к совместной деятельности
- Ритуал приветствия
Цель: формирование настроя на работу, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Упражнение «Доброе утро»
Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа и поют при этом слова: «Доброе утро» (или «Добрый день»), обращаясь к нему по имени.
2. Упражнение «Раздувайся пузырь»
Цель: развитие у детей способности к сотрудничеству, согласовывая свои действия в соответствии с правилами, эмоциональная разгрузка.
Ход игры:
Дети стоят в кругу очень тесно - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: психологу необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия.
- Игра «Любимое - нелюбимое»
Цель: развитие у детей способности к сотрудничеству, объединение группы.
Материалы: резиновый мяч
Дети сидят в круге на ковре. Ведущий подкатывает каждому по очереди мяч и называет занятия, животных, продукты питания, погоду и т. п., предварительно задав тему. Например: «что я люблю есть», или «мои любимые животные», или «я очень люблю, когда». Участники должны с радостью поймать мяч или, наоборот, оттолкнуть его, выразив несогласие, неудовольствие. (Обычно дети веселятся, игра доставляет им большое удовольствие, особенно, если ведущий периодически подлавливает их, называя что-нибудь, по настоящему неприятное.) Игра объединяет группу, снимает напряжение.
4. Упражнение «Где я буду играть»
Цель развитие инициативы, побуждение к сотрудничеству в группе, умения слушать сверстника
Материалы: Бубен с тарелочками для каждого участника, аудиозапись танцевальной музыки.
Описание:
Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном. Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и т.д.
Спокойная, мелодичная музыка способствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами
5.Релаксация
«Шишки»
Представьте себе, что вы - медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и опускают свои лапки вдоль тела лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2-3 раза).
6.Ритуал прощания
«До свидания»
Дети встают в круг и соединяют свои правые руки в центре, кладя их друг на друга ладошками вниз. На счет три они ритмично покачивают руки и произносят хором по слогам: «До сви-да-ни-я!»
Занятие №2
Цель: содействие разрешению конфликтных ситуаций при взаимодействии со сверстниками, развивать стремление соотносить свои желания с желаниями сверстников;
1. Ритуал приветствия (см .занятие №1)
2. Упражнение «Разноцветный букет»
Цель: взаимодействие детей друг с другом, получая от этого положительные эмоции
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов
- Игра «Горячая картошка»
Цель: понимание того, что иногда неудача бывает неизбежна и что с ней надо уметь справиться.
Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде.
Материалы: одна картофелина.
Инструкция детям: «Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она -особенная. Вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Ими будет один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет, кричит «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 20-30секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторону, пока ребенок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!»
4. Игра-задание «Гнев»
Цель: освоение адекватных, приемлемых способов реагирования в конфликтных ситуациях, выражения гнева.
История «Как Ваня и Катя башню строили»
Ведущий рассказывает историю: мальчик Ваня и девочка Катя жили рядом и часто вместе гуляли во дворе. Как-то раз Ваня предложил Кате построить высокую башню. Катя согласилась, и стали они строить башню из песка, веток и камешков. Высокая получилась башня, но Ване очень хотелось, чтобы башня была еще выше. Но вот беда - не было вокруг уже ни песка, ни веточек, ни камешков. Тогда Ваня предложил Кате посторожить башню, а сам отправился к ближайшим кустам за строительными материалами. Пока мальчик собирал их, налетел сильный ветер и поломал башню. Это произошло так быстро, что Катя только и успела руками всплеснуть. Приходит Ваня с охапкой веток и видит - нет башни. Он очень рассердился. Ветки бросил на землю и как закричит на Катю: «Ты что наделала, зачем башню сломала, я больше с тобой никогда играть не буду». И даже на Катю кулаком замахнулся. Катя заплакала, лицо руками закрыла и убежала. Остался Ваня один с разрушенной башней и кучей веточек. Только ничего ему строить уже не хотелось: одному играть было неинтересно.
Беседа
Ведущий спрашивает детей, какие чувства испытал Ваня, когда увидел разрушенную башню и в конце, когда Катя ушла; почему Ваня остался один; хорошо ли он поступил, когда накричал на Катю и замахнулся на нее. Затем выясняет, что дети обычно делают, когда сердятся. ведущий рассказывает детям о том, как важно выражать свой гнев, и о том, как можно сделать это приемлемым способом. Например: используя слова «это мне не нравится, я сержусь»; рассказывая о том, что сердит, своим друзьям; быстро бегая или прыгая на спортивной площадке; побив подушку; покричав очень громко или смять листок бумаги.
5.Ритуал прощания (см. занятие№1)
Занятие №3
Цель: развитие легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2.Игра «Камень, ножницы, бумага»
Цель: развитие легкости вступления в контакт, предвидение действия других.
Ход игры: предварительно разбившись на пары, участники одновременно показывают один из знаков, стараясь предвидеть действия других и победить.
Условия: бумага «покрывает камень», ножницы «режут бумагу», камень «тупит ножницы». Обозначения: «камень» - кулак; «бумага» - рука ладонью вниз; «ножницы» - два пальца.
3. Игра «Рисуем по очереди»
Цель: инициативность, готовность к общению.
Материалы: листы бумаги и фломастеры.
Дети делятся на подгруппы.
Им выдается лист бумаги и фломастер. Дети рисуют по очереди, сменяясь по команде ведущего. Каждый из них рисует в течение 20-60 секунд. Их задача - нарисовать общую картинку. Затем участники по очереди говорят о своих впечатлениях.
4.Игра «Займи стул»
Цель: умение уступать в соревновательных делах, договариваться.
В середине зала по кругу расставляются стулья.
Стульев ставится на один меньше, чем участников.
Дети двигаются по внешнему кругу под музыку. Когда музыка замолкает, каждый должен занять стул. Кто не успел занять стул выбывает из игры.
5.Релаксация
Упражнение «Мороженое»
Инструкция:
Вы - мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела.
6.Ритуал прощания (см. занятие№1)
Занятие №4
Цель: способствование повышению своей значимости в детской группе.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2.Игра «На что похоже мое настроение».
Цель: стремление понять другого, осознавать особенности других детей.
Материалы: мяч, аудиозапись музыки.
Ход игры:
Дети передают друг другу мяч под музыку. Когда музыка замолкает, тот, у кого оказался мяч, отвечает на вопрос ведущего: «На что похоже твое настроение?» Причем ведущий каждый раз предлагает новые сравнения: «На какой цвет, предмет, растение, животное, героя мультфильма похоже твое настроение?»
3.Игра «Приклеенная нога».
Цель: повышение уверенности при исполнении лидирующей роли. Развитие сотрудничества в группе.
Материалы: Небольшие разноцветные лоскуты, каждый размером приблизительно 20 см, по одному для каждого участника аудиозапись музыкальных фрагментов разных стилей.
Ход игры:
Каждый участник выбирает себе лоскут и место для него на полу. Поставив на лоскут одну ногу, участник как бы приклеивает ее к полу. Звучит музыка, и все танцуют в свободной манере, не отрывая, однако, от пола «приклеенную» ногу. Ведущий наблюдает за танцующими и предлагает кому-то из них станцевать для всей группы, чтобы группа подражала его манере. Игра продолжается, и участники представляют разные танцы.
4.Релаксация
«Спящий котенок»
Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
5.Ритуал прощания (см. занятие №1)
Занятие № 5
Цель: умение бесконфликтно отстаивать свою позицию, работать в команде
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2. Игра «Небоскрёб»
Цель: развитие умения договариваться, спокойно отстаивая свое мнение.
Материал: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Ход игры:
Дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии:
Взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению - это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу - от развала.
3. Игра «Ты капуста»
Цель: регуляция гнева у детей.
Материалы: резиновый мяч.
Ход игры:
Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, каждый раз называя партнера каким-нибудь овощем или любым пищевым продуктом (обязательно съедобным).Игра снижает значимость ситуаций, когда другие дразнятся, превращает «дразнилки» в веселое и безопасное занятие.
4. «Свободный танец»
Цель: развитие сотрудничества.
Материалы: аудиозаписи музыки.
Ход занятия:
Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.
Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять
5.Релаксация (см. задание №3)
6.Ритуал прощания.
Упражнение « Веселое прощание».
Дети встают в круг и по команде ведущего подпрыгивают, одновременно поднимая вверх руки, и громко и весело кричат «Хэй».
Занятие № 6
Цель: умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2.Игра: «Стоп, кулак!».
Цель развитие у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Ход игры:
Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
3.Упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: уменьшение обидчивости у детей.
Ход игры:
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
4.Игра «Кто сильнее любит»
Цель: улучшение общения со сверстниками.
Ход игры:
Выбирается ребенок - водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
5.Релаксация
Упражнение «Бабочка»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
6.Ритуал прощания
Упражнение « Веселое прощание».
Дети встают в круг и по команде ведущего подпрыгивают, одновременно поднимая вверх руки, и громко и весело кричат «Хэй».
Занятие № 7
Цель: развитие сотрудничества в группе сверстников.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2. Игра «Танец шляпы»
Цель: развитие умения осознавать себя в группе Развитие сотрудничества проявления заботы в группе сверстников.
Материалы: Шляпа. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.
Ход игры:
Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение - с тем чтобы все остальные его повторили.
Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа. Темп музыки может влиять на скорость передачи.
3.Игра «Кто потерялся?»
Цель: осознание особенностей других детей.
Материалы: веревочка или скакалка.
Ход игры:
Дети с помощью считалки или по желанию выбирают водящего - «детектива». Остальные участники садятся на стулья в один ряд. «Детектив» встает за «барьер» - веревочку напротив детей так, чтобы хорошо их видеть. Ведущий объявляет о том, что потерялся ребенок. Перечисляет приметы конкретного участника игры (например: голубые глаза, светлые волосы, у него есть дома собака, он очень любит рисовать и т.д.). «Детектив» должен угадать, о ком идет речь, и назвать его по имени. Если «детектив» угадал, он и названный им участник игры бегут наперегонки, стараясь первыми прикоснуться к «волшебной» стене. Затем тот, кто играл роль «потерявшегося» ребенка, становится «детективом» и игра повторяется
4.Релаксация
«Холодно-жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но, вот снова подул холодный ветер (повторить 2-3 раза).
5.Ритуал прощания (см. занятие 6).
Занятие №8
Цель: развитие умений соотносить свои желания стремления с интересами других детей.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1).
2.Игра «Принцесса, воин и дракон»
Цель: умение договариваться между собой
Ход игры:
Игроки делятся на две команды. Ведущий показывает им три роли, которым соответствуют определенные действия: «принцесса» -берется за подол воображаемого платья и делает реверанс, «воин» - поднимает вверх руку с воображаемым мечом, а «дракон» - «показывает когти» (полусогнутые руки с напряженно выставленными пальцами поставлены перед грудью) и рычит. Дети вместе с ведущим повторяют эти движения. Участники каждой из команд договариваются, кем они будут. По сигналу ведущего команды, стоящие напротив друг друга, одновременно показывают «свою роль», стараясь предвидеть действия других и победить. Условия: «принцесса» побеждает «воина» (т. к. он ее любит), «воин» побеждает «дракона», «дракон» побеждает «принцессу». Ведущий должен помогать участникам команд договариваться.
Игра может повторяться 4-5 раз.
3. Игра «Почта»
Цель: развитие интереса к другому, умения объединяться.
Ход игры:
Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий нажатием руки соседа справа или слева «отправляет письмо» кому-то из участников, проговаривая при этом: «Отправляю письмо Пете (называет имя адресата)». Игрок, почувствовавший пожатие, передает его следующему участнику и т. д., пока адресат не «получит письмо». Почувствовав пожатие руки, адресат должен сказать: «Письмо получил». Затем он отправляет письмо любому другому участнику.
4. Игра «Похвалилки»
Цель: создание позитивных эмоциональных установок в общении.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Дети сидят на ковре в круге вместе с ведущим. Он подкатывает мяч любому из детей и говорит: «Мне нравится, когда ты улыбаешься» (или «твои голубые глаза», «твоя новая рубашка», или «что ты умеешь помогать друзьям» и т.д.). Ребенок, получивший мяч, подкатывает его тому, кому хочет, и тоже хвалит его за какие-либо реальные качества
5.Ритуал прощания (см. занятие 6).
Занятие №9
Цель: развитие невербальной и перцептивной стороны общения.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1).
2.Игра «Иностранцы»
Цель: развитие невербальных средств общения.
Ведущий предлагает детям представить, что они иностранцы, гости из разных стран и разговаривают каждый на своем языке. Он демонстрирует участникам «тарабарский язык» (любой набор звуков). Игроки тренируются. Каждый из них рассказывает о себе на своем «языке». Затем «иностранные гости» приглашаются в «магазин». Они должны на своем «языке» и с помощью жестов объяснить «продавцу», что им нужно. В роли «продавца» может выступать ведущий или все дети по очереди
3. Игра-обсуждение «Дом с колокольчиком»
Цель: развитие умения чувствовать настроение окружающих, мотивы их поведения.
Материалы: колокольчик.
Ход игры:
Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
-Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После прочтения стихотворения обсудите его с детьми и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте детям следующие вопросы:
Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-Яга?
Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
Можно предложить детям, инсценировать данное стихотворение.
4.Релаксация (см занятие №1).
5.Ритуал прощания (см. занятие №1).
Занятие № 10
Цель: повышение своей значимости в группе сверстников, проявление инициативы.
1.Ритуал приветствия (см.занятие №1)
2. Упражнение « Шалтай-Болтай»
Цель: снятие напряжения.
Ход игры: Дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы.
3.Упражнение «Сложи картинку»
Цель: развитие у детей умение сотрудничать, соотносить свои желания с интересами других детей.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота . Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.
4.Игра «Паровозик»
Цель: принятие функции организатора взаимодействия.
Ход игры:
Все дети выстраиваются в шеренгу друг за другом и кладут руки на плечи стоящему впереди, или берутся за одну веревочку. Первый ребенок - «паровозик». Он ведет весь «состав». Под веселую музыку дети двигаются по залу. Через короткие промежутки времени они меняются местами - первый участник становится последним.
5. Релаксация
«Черепашки»
Дети ложатся на коврики на спину. Они - «черепашки». Ведущий говорит слова и проделывает упражнение вместе с детьми:
1. «Черепашки любят греться, подставляя солнышку свой живот»: дети расслабленно лежат, представляя, как живот становиться теплым.
2. «Когда появляются тучи, черепашки забираются в свой домик»: дети делают вдох и сжимаются, подтягивая колени и голову к животу и обхватывая колени руками, они напрягают мышцы и задерживают дыхание.
3. «Солнце выходит вновь»: участники выдыхают и возвращаются в исходное положение.
6. Ритуал прощания (см. занятие №1).
Занятие № 11
Цель: принятие и оказание помощи в группе сверстников.
1.Ритуал приветствия (см. занятие №1)
2.Упражнение «Оё- ёй!».
Цель: умение действовать сообща, договариваться
Ход игры:
Всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников - 8 человек (вместе с ведущим), то и номеров тоже должно быть 8 (с 1 до 8). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких-либо номера (из тех, что задействованы в игре). Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать "Оё-ёй!", хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.
3. Игра «Гномики»
Цель: развитие сочувствия детей и желания помочь.
Материалы: колокольчики по числу участников, один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Ход игры:
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»
Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность сверстника и одобрение взрослого.
4. Игра «Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Материалы: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Ход игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» - дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» - все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке - как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
5 Игра «Живые куклы»
Цель: оказание помощи другим и заботы о них.
Ход игры: Дети разбиваются на пары (с помощью считалки). После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните: когда вы были совсем маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой в его куклу - куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить ее, погулять с ней, но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующий раз каждая пара может поменяться ролями.
6.Ритуал прощания (см. занятие №1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников
Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности
Консультация доклад для педагогов дошкольников...
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Коммуникативные спо...
Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»
Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...
Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...
Презентация педагогического проекта "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством социо-игровой технологии"
Презентация содержит: паспорт проекта и фотоотчет по его реализации....