Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики
материал
Какая музыка может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 16.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Аликовский детский сад №1 Салкус»
Аликовского муниципального округа Чувашской Республики
Доклад на тему:
«Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики».
Музыкальный руководитель: Иванова Елена Юрьевна
Аликово 2023
"Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса".
Альберт Эйнштейн
Какая музыка может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Но связь между музыкой и математикой существует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения.
Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.
Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей - способности к овладению языком и речью. Музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям: количество и счет, величина, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию представлений.
Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами , которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе музыкального и художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему «интеллектуальному багажу».
В-пятых, проведения музыкально-математических занятий дает возможность проведения музыкальных «физкультминуток», которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
Для развития математических способностей в помощь педагогам предлагается использование с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и тела, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу. Например:
Игра с матрешками.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости?. (Кукла Матрешка)
- Давайте их сосчитаем. Сколько всего матрешек?(4) Развивать навыки счета предметов от 1 до 5.
- Все матрешки одинаковые? Навык определения размера (больше, меньше).
Использование устного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки, сказки.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлении как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему.
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Использование на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма(«Птички и птенчики», ), способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Веселый круг»). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества («Веселый счет»).
Игра «Угадай инструмент»
Музыкальный руководитель открывает коробку, сообщает про инструмент и просит отгадать их по звучанию.
- На какую фигуру похож барабан? (круг)- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, а также музыкальные инструменты данной формы..
- Как можно играть на барабане? (Громко и тихо). Просим , чтобы кто-то из детей сыграл громко и тихо.
- А сейчас на чем играю? (На бубне)
- Бубен какой формы? (Круглой).
Что можно делать под звучание бубна? (Маршировать, делать зарядку). Сколько бубнов вы видите?(Один, порядковый счет).
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Музыка поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.
И сейчас предлагаю музыкальную игру – танец «Вперед 4 шага». Игра «Назови соседей».
Закрепление счета в пределах 10, уметь выделять предыдущие о последующие числа.
Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается, ребенок называет своих соседей.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница: «Музыка есть таинственная души; она вычисляет, сама того не сознавая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики.
Мастер-класс: Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики....
Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"
Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...
Формирование речевых способностей дошкольников средствами интеграции образовательных областей
Для успешного освоения программы обучения в школе выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и строить небольшой рассказ на определенную тем...
Формирование математических способностей детей среднего дошкольного возраста средствами познавательного терренкура.
Cоздаем условия для формирования у детей элементарных математических навыков через общение с окружающим миром....
Педагогическая мастерская «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии В.В.Воскобовича»
Педагогическая мастерская - это технология обучения, в ходе которого познание нового происходит через творчество. Основой деятельности Местерской является творчество каждого, при этом восхождени...
Перспективный план по самообразованию «Формирование математических способностей как средство социализации детей с ОВЗ»
Перспективный план составлен по теме: "Формипрование математических способностей как средство социализации детей с ОВЗ"....