Познавательно-исследовательская деятельность для дошкольников
опыты и эксперименты (средняя группа)

Хрычева Наталия Петровна

 

«Гололёд»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, осознавать, самовыражаться. Ребёнок исследует не только мир вокруг, но и возможности собственного тела: шагает шире, идёт задом наперёд, подпрыгивает, перепрыгивает, забирается повыше.

Поэтому, когда ребёнок встречает гололёд, он не видит в нём опасности, если, конечно у него нет печального опыта. Дети радуются гололёду. Пробуют быть ловкими и ощущают трепет риска. Если падение не причиняет ребёнку боль, то он встаёт и снова с удовольствием скользит. Риск необходим в развитии ребёнка, но он должен быть осознанным.

Обезопасить детей от неприятных последствий зимних прогулок могут простые правила. Дети их знают, но не соблюдают, так как игра в «непоскользнись» доставляет им удовольствие. Возникла идея придумать эти правила вместе с детьми, сделать их риск осознанным, через исследование скользкой поверхности.

Цель деятельности: создание условий для безопасной познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Создать условия для формирования у детей познавательного интереса;

• Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений;

• Развивать у детей интерес к практическому исследованию;

• Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций;

• Учить объяснять наблюдаемое.

Предполагаемый результат: Дети самостоятельно сформулируют для себя правила безопасного поведения при гололёде.

Во время прогулки воспитатель читает детям стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова:

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается,

Почему ж никто не радуется?

А вы знаете, что такое гололедица?

У нас есть гололёд?

Ребята, автор стихотворения говорит, что никто не радуется, а вы радуетесь гололёду? Вам нравится скользить? Вам всегда весело на льду? Что может случиться на льду?

Что же нам делать? Нам весело скользить, но больно падать!

Давайте подумает везде ли гололёду место. Мама торопится по заледеневшей тропинке на работу, что может случится? Значит ледяные тропинки это хорошо или плохо?

Давайте найдём у нас на участке этого маминого врага. И исследуем его!

Смотрите какой лёд хитрый он от нас спрятался под снег. Давайте мы его расчистим варежками.

Давайте ненадолго снимем варежку и потрогаем лёд, какой он на ощупь?

Почему мама может упасть на такой поверхности?

Давайте одной ножкой встанем на снег, а другой ногой поскользим по льду. У кого как скользит? У кого легко, а у кого не очень. Давайте сделаем отпечатки своих следов на снегу и рассмотрим их. Давайте варежкой проведём по поверхности подошвы. Что вы чувствуете?

Как думаете, какая подошва должна быть у мамы, чтобы она не поскользнулась на льду?

Ребята, когда весело на льду? (каток, горка)

А что не весело? (падать)

А когда-нибудь может быть так, что ты упал, но тебе весело? (когда не больно)

Значит чему нам нужно научиться? (падать не больно)

Ребята, как думаете вот тот снег твёрдый как лёд? (мягкий)

Давайте потренируемся падать на него, ведь он мягкий как подушка.

Дети пробуют падать. Затем обсуждаем впечатления, было ли весело, скользко, больно. Как падать на лёд, чтобы не было больно? Больнее падать когда высоко или когда низко? Что сделать, чтобы стать ниже? Если вы будете падать вперёд лицом, что может произойти? А если спиной назад? А если на бок? Как лучше падать?

Давайте потренируемся падать боком на снег.

Как вам кажется нужно толкаться? Ты помогаешь так другу тренироваться?

Что мы с вами знает уже про гололёд?

Теперь я думаю мы готовы к тому, чтобы выйти на лёд! Помните, какие правила нужно соблюдать, что-бы было весело и не больно. Дети скользят на маленьком кусочке гололёда. Пробуют переходить его разными способами. Беседуют и делают выводы.

Наш маленький кусочек гололёда как мини каток. Гололёд на катке это плохо или хорошо? А на горке?

А где гололёд мешает?

Давайте сделаем дорожку для наших мам безопасной. Мы обезвредим гололёд. У меня есть разные средства, они спрятаны в этих мешочках. Давайте объединимся в три группы и каждая группа возьмёт по одному мешочку и посыплет кусочек дорожки тем, что в мешке (снег, песок, пшено).

Посыпаем и проверяем скольжение. Ребята, как думаете, а чем ещё можно посыпать дорожку?

Ребята, о чём мы можем рассказать маме, чтобы она не падала на льду?

Правила:

Подошва на обуви должна быть не ровной, а шершавой, лучше с шипами.

Идти нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву.

Не толкаться идти осторожно.

Если поскользнулся присядь, чтобы падать было ниже.

Старайся падать на бок.

Лёд присыпанный песком не скользит.

Надо быть внимательным лёд может прятаться под снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....