«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
рабочая программа
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «__» августа 2022 г. Протокол № 1 | Утверждаю: МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» __________ О.М. Полушкина Приказ № ______от ________г. |
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Автор-составитель:
Маслобойникова А.Г.
воспитатель
Смоленск
2022г.
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Актуальность работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи: то есть общее недоразвите речи всех уровней, дизартрию, ринолалию, алаллию, заикание.
Данные факты обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольных учреждениях. Известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.Необходима разработка и внедрение в практику дошкольных организации эффективной модели взаимодействия с семьей (родителями) с целью ее активного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях.
Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно-педагогическом просвещении и консультировании.
Семья — первая ступень овладения ребенком родным языком — средством и источником эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье. В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 18, п. 1). Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. От реализации возложенной ответственности зависит дальнейшее благоприятное или неблагоприятное развитие ребенка.
Среди негативных факторов воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка, в том числе на речевое развитие можно назвать следующие (причины речевых нарушений социального характера):
- Эмоциональная депривация.
- Недостаточность речевого окружения в раннем детстве (0-1 год).
- Отсутствие эмоционально-положительного общения.
- Отсутствие живого общения, преобладание общения с помощью технических средств коммуникации.
- «Дефектное» речевое окружение или «неправильная» речь окружающих ребенка взрослых.
- Двуязычие в семье.
- Психические травмы.
- Тип семейного воспитания, приводящий к появлению отклонений в поведении детей – как реакция на родителей по отношению к их «особому» ребенку (гипоопека, безразличие, гиперопека, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, др.)
Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.
Особенности семьи ребенка с ТНР:
- Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
- Семья живет в состоянии хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс, который нередко приводит к изоляции семьи от общества, деформированию отношений в семье (растерянность, неспособность принять адекватных действий по преодолению; желание скрыть от всех свои проблемы, уменьшение контактов с окружающими, пассивность, неверие в успех). Неадекватной стратегий может быть избегание поиска решения проблем, надежда, что все пройдет само собой.
- Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие же речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают как правило с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
- Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на сотрудников образовательных учреждений.
- Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
- Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).
- Низкая способность родителей грамотно, осознанно и основательно выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.
Особенности взаимодействия педагога с родителями детей с ТНР (на основе исследования Вакуленко Л.С. кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной психологии и логопедии, Мурманский государственный педагогический университет).
❑ Понимание термина «психолого-педагогическое сопровождение семьи» | Только 48 % респондентов сформулировали определение, остальные вопрос проигнорировали |
❑ «Являются ли для Вас родители равноправными партнерами в плане логопедической помощи детям?» | 62% - «не всегда» 36% - «да, являются» 2% - не дали ответа |
❑ «Какие проблемы у Вас возникают при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи?» | 50% - проигнорировали вопрос 42% - констатировали наличие трудностей 8% - затруднений нет Типичные проблемы: 30% - низкая мотивация родителей (общая пассивность, чрезмерная занятость, отсутствие принятия проблем ребенка, отказ от сотрудничества) 6% - организационными затруднениями («Трудности в подборе конкретного лаконичного материала», «Не всегда получается реализовать указанные мероприятия в конкретные сроки») 2% - недостаточностью психолого-педагогических знаний родителей («Не всегда родители правильно воспринимают информацию педагога»). 8% - Отсутствие проблем («Проблемы не возникают, так как психолого-педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов в рамках «Школы эффективного родителя»). |
❑Формы работы с родителями, эффективные по мнению логопедов | Названы традиционные формы работы 96% - устные консультации 90% - родительские собрания 84% - беседы и информационные стенды 60% - открытые занятия Малая часть опрошенных отметила «ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка», «консультации для небольшой группы родителей», «показ и проигрывание заданий, игр по автоматизации звуков» |
❑Формы работы с родителями, эффективные по мнению родителей | 67% - тетрадь для домашних занятий 57% - устные консультации 50% - беседа 40% - родительское собрание 36% - информационный стенд 28% - открытое занятие |
❑ «Активность родителей в качестве полноправных партнеров логопеда возможно стимулировать» | 20% - «открытость» коррекционно-развивающего процесса («Проводить совместные занятия; приглашать на индивидуальные занятия; консультировать (давать информацию в полном объеме на доступном языке)»; 4% - финансовая ответственность родителей («Ввести оплату за посещение логопедической группы, учитывающую степень тяжести речевого нарушения у ребенка»); 2% - предупреждение о негативных последствиях в дальнейшем («Чаще напоминать родителям о проблемах, которые могут возникнуть у ребенка в дальнейшей жизни»; 2% - используя профессионализм логопеда как мотивирующий фактор («Само стимулирование родителей выражается в результативности работы, в видимом результате.Для родителей это – наилучшая стимуляция») 16% дали недифференцированные ответы |
❑ «Какие мероприятия для родителей/ семей воспитанников Вы организуете совместно членами педагогического коллектива?» | 80% - взаимосвязь с воспитателями (с которыми проводятся родительские собрания, консультации и открытые занятия) 44% - с музыкальным руководителем 40% - с педагогом-психологом 24% - инструктором по физическому воспитанию |
❑Обязательные документы | 90% - «План работы на учебный год» 86% - по своей инициативе разрабатывают также перспективный план взаимодействия с родителями |
Таким образом, проведенное анкетирование показало, что многие практикующие логопеды недостаточно мотивированы, ищут причину возникающих проблем в условиях семейного воспитания, упуская аспект критического анализа собственной профессиональной деятельности, смутно представляют себе направления работы с семьей, испытывают затруднения при организации этой работы. Есть качественные различия в ответах логопедов, работающих в ДОУ и реабилитационных центрах, поскольку в последних специалисты имеют возможность регулярно лично общаться с родителями воспитанников, оперативно разрешать возникающие проблемы во взаимодействии, что затруднительно при стандартном графике работы логопеда детского сада.
Основные положения «Программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, на основе организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи.
Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей. При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер советов сопровождающего (ответственность за решение); систематичность проведения работы; целевое ее планирование; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия.
Объектом сопровождения выступает семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста с ТНР.
Предметом – система мероприятий, направленная на создание специальных условий успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения.
Участники процесса сопровождения семьи детей с ТНР: логопед, психолог, воспитатель, медицинские специалисты, другие (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, инструктор ЛФК, др.).
Взаимодействие логопеда с родителями является наиболее важной составляющей в связи с профилем основного нарушения. Поэтому перечень основных программных мероприятий реализуется во взаимодействии логопед – семья. Ведущим специалистом, курирующим реализацию программы, является логопед.
Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.
Задачи:
- Оказание профессиональной педагогической поддержки родителям.
- Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
- Оказание помощи родителям в создании дома необходимой для ребенка коррекционно-развивающей среды.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Развитие родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющим речевое нарушение.
- Формирование инструментальной компетентности (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях
- Налаживание партнерских отношений и укрепление взаимосвязи между родителями и специалистами образовательного учреждения.
Этапы (основное содержание):
1. Подготовительный этап:
- Соорганизация деятельности, согласование задач и форм совместной работы педагогов, логопеда, психолога, воспитателя, других специалистов.
- Знакомство с родителями,представление коррекционно-развивающих и образовательных возможностей,презентация программы в ее базовой части, обсуждение вариантов и выбор мероприятий вариативной части.
2. Основной этап: реализация коррекционной работы и вовлечение родителей в эту деятельность путем осуществления программных мероприятий в индивидуальной, коллективной, наглядно-информационной форме, в базовой и вариативной части.
3. Заключительный этап: анализ эффективности проведенной работы, обсуждение результатов, отбор наиболее эффективных форм работы, составление примерной программы на следующий год.
Программные мероприятия основного этап по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР, учителем-логопедом:
Базовая часть.
Индивидуальные | Коллективные | Наглядно-информационные |
Индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование для сбора анамнестических данных | Родительские собрания | Оформление информационного уголка для родителей, папок-передвижек, стендов |
«Шоковая анкета» (примеры вопросов:«Какие причины мешают мне заниматься собственным ребёнком», «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому») | Университет/школа для родителей, семинары (форма псих-лог-пед просвещения; программа формируется педагогом; формы занятий: лекции, беседы, семинары) | Организация библиотеки/картотеки книг, игр, упражнений для родителей |
«Логофакс» (коробка для складывания записок с вопросами, предложениями, прочее) | Круглые столы, вечера вопросов и ответов, встречи-вечера (по группам проблемных вопросов отвечают логопед, психолог, мед.работники, воспитатель, другие специалисты) | |
Консультации (очные, заочные; проблемные, тематические). | Открытые занятия | |
Еженедельные задания (тетрадь домашних заданий, рекомендации родителям по проведению домашних занятий, компьютерные игры) | Практикумы, тренинги, педагогические мастерские (выработка умений и навыков у родителей) | |
Просмотр индивидуальной тетради детей | Ролевые игры (форма деятельности по закреплению сформированности педагогических умений у родителей) | |
Семейная гостинная(логопед-родитель-ребенок) | ||
Логопедические утренники и праздники |
Вариативная часть.
Индивидуальные | Коллективные | Наглядно-информационные |
Создание сети консультативных пунктов (где родители могут получать психолого-медико-педагогическую помощь) | Родительский лекторий (форма псих-лог-пед просвещения, раскрывающая сущность проблемы, помогающая выработать единые подходы к решению проблемы) | Оформление индивидуальных шпаргалок, буклетов, памяток для родителей по специфичным вопросам |
Интернет-общение Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах детей; разного рода извещения) | Родительские конференции (раз в год; форма псих-лог-пед просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей; основа – сообщения родителей, воспитывающих детей с ТНР, о своем опыте семейного воспитания). | Индивидуальный видео-журнал ребенка (запись речи ребенка в начале года, середине, в конце; индивидуальные достижения) |
Индивидуальные практикумы | Семейные клубы | Ежемесячные листовки для каждого родителя о достижениях ребенка |
Посещение семьи | Школа молодой семьи | Фотосессии, фотоотчеты работы с родителями и детьми |
Дни открытых дверей | Видеотека (видео, презентации занятий, консультаций, практикумов) | |
Выпуск газет для родителей и детей | ||
Страничка логопеда на сайте ДОУ | ||
Выставка литературы, мини-библиотеки |
Заключение:
В реализации программы рассчитывается получить следующие результаты:
- Решение одной из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
- Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
- Создание единого речевого пространства развития ребенка.
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Координация двух социальных институтов – семьи и детского сада в вопросах развития ребенка способствует оздоровлению и укреплению семьи, расширяет границы образовательного пространства. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
План работы при сопровождении ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Данный план представляет собой мини-программу для ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Разработка удобна тем, что представлена в виде таблицы, где прописаны основные напр...
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возрас...
Образовательная программа детско-родительского клуба «Речецветик» по сопровождению семей с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы: Осуществление комплексного коррекционного сопровождения семей воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через организацию деятельн...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет
Помощь учителям-логопедам...
Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 3 до 7 лет...