Моя педагогическая находка
занимательные факты

Жумансареева Акмарал Куанышевна

Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов.

 

Над этой проблемой работали многие педагоги и психологи, врачи. А.А.Ухтомский – русский и советский физиолог, признавая огромную роль зрения в пространственной ориентировке, подчеркивал: «ориентировка в пространстве есть дело комплексного рецептора, который направлен на метрическое восприятие форм в трех измерениях и представляет собой координированное сочетание одновременных зрительных и мышечных рецепторов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_nahodka.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий.

Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов.

 

Над этой проблемой работали многие педагоги и психологи, врачи. А.А.Ухтомский – русский и советский физиолог, признавая огромную роль зрения в пространственной ориентировке, подчеркивал: «ориентировка в пространстве есть дело комплексного рецептора, который направлен на метрическое восприятие форм в трех измерениях и представляет собой координированное сочетание одновременных зрительных и мышечных рецепторов».

Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в подготовке детей дошкольного возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, психологи как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.

Все мы знаем, что мозг человека состоит из левого и правого полушарий, каждое из них отвечает за разные функции: левое - это логика, анализ, математика, речь; правое – это умение планировать, образное мышление, креативность. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты.

Если связь между полушариями слаба, то ребенок испытывает дизориентацию в пространстве, возникают сложности с обучением, с восприятием зрительной информации.

Вот поэтому, важно, уже в первый год жизни развивать все основные структуры детского организма, благодаря которым младенец воспринимает мир. Кроха очень нуждается во впечатлениях.

Первая игрушка – погремушка, благодаря которой развивается воображение, зрение, слух, мелкая моторика и координация движений. Ребенок следит за ней, поворачивает голову туда, откуда исходит звук. Ну, и , наконец,  это эмоциональная помощь при стрессе

Вторым важным этапом по ориентированию в пространстве первого года жизни является ползание, которое улучшает физическую форму крохи и дает ему ощущение собственного тела в пространстве. Влияет на чувство координации равновесия, на формирование двигательных способностей и мышечной памяти, на сенсорное и когнитивное восприятие окружающего мира, на мелкую и крупную моторику, а значит, и на освоение речи, языка и письма.

 

По мере взрослении ребенка, развивать оба полушария головного мозга, помогают нейроигры, которые сейчас особенно актуальны, в век компьютерных технологий. Нам, порой, достаточно нажать кнопку и готовый материал появляется на экране.

      Игра в дошкольном детстве - основной вид деятельности, это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего. И пространственные представления находят здесь отражение (величина, форма, месторасположение, движения). Они тесно связаны с познавательными предпосылками к ОД. Через развитие пространственных представлений, у детей формируется умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, умение представлять информацию в виде схем, умение на основе анализа делать выводы и т.д.

Ориентировка в пространстве имеет  значение, для всех сторон деятельности человека. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментом, который объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности:

      • Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

• Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.

• Развивается логика, мышление, воображение.

• Формируются навыки ориентировки на улице.

• Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

• Способствует развитию игровой, физической, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.

• Развивает кругозор и др.

     

  Задачи работы во второй младшей группе

Учить ориентироваться на своем теле (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя : впереди-сзади (позади, вверху-внизу, справа (направо)-слева (налево). Различать правую и левую руки. На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх«Купание куклы»«Укладывание куклы спать»«Одевание куклы». Так, воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо (спину, ноги, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова, ноги и т. д. 

Задачи работы в средней группе        

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями : далеко-близко (дом стоит далеко, а березка растет близко). У детей пятого года жизни продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер («Узнай, где что спрятано»«Что изменилось?»). Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры «Путешествие»«Куда пойдешь, то и найдешь»«Дойди до флажка»«Найди игрушку по описанию»

Задачи работы в старшей группе.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве : что или кто расположен  слева, а кто или что справа,  за, между, рядом, с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди- машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху- внизу, в середине, в углу).

Эффективны также упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов. С этой целью проводятся такие игры и игровые задания, как«Куда пойдешь – то и найдешь»«Дойди до флажка»«Найди флажок»«Улица и пешеход»«Прятки», настольные и словесные дидактические игры на определение направления движения«Парные картинки»«Наоборот»«Назови, что изменилось»«Подбери нужное слово»«Выбери правильный ответ» и т. д.

Упражнения в ориентировке на листе бумаги воспитатель связывает с развитием у детей умения создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры, например, предлагает выявить в линейном расположении фигур закономерность в их чередовании и продолжить ее.

Задачи работы в подготовительной группе

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за. Между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

У ребенка развивают и закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок – указателей движения, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное положение.

Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры и упражнения, например, «Я – пешеход»«Что нужно помнить при переходе улицы?»«Как нужно обходить транспорт?»«Выбери правильный ответ»«Правильно ли поступил Незнайка?» и др.

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради, планшете и т. п.).

Например, предлагают положить четыре цветочка у верхнего края листа и столько же листочков у нижнего края; сказать, есть ли фигуры с левой, а затем с правой стороны листа и какие; рассказать, что где лежит. Далее используются более сложные варианты заданий, в которых увеличивается количество фигур, меняется их расположение и т. п. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, на плоскости, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений элементов. Рекомендуется также проводить игры«Кто запомнит и расскажет?»«Что изменилось?»«Чем отличаются?»«Парные карточки»«Путешествие по лабиринту»«Опиши путь сказочного героя» и др.

Список использованной литературы:

  1. М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.
  2. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.
  3. З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.
  4. А.С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.
  5. А.А. Смоленцева “Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.
  6. Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.
  7. Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.
  8. В.В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.
  9. А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.
  10. Л.А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...