Главные вкладки
Самообразование и профессиональное развитие
материал
Самообразование и профессиональное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования на 2022-2023 гг. | 19.7 КБ |
Программа кружка "Сказки учат доброте" | 2.24 МБ |
План самообразования на 2023-2024 гг. | 20.58 КБ |
Картотека потешек | 662.8 КБ |
Проект "Ладушки" | 565.07 КБ |
План самообразования на 2024-2025 уч.год | 23.85 КБ |
Кружок "Традиции и культура русского народа" | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию Нимаш К.В.
Формулировка темы: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»
Перспективный план профессионального развития
на 2022-2023 учебный год
Цель: способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности ребёнка посредством приобщения к народной национальной культуре через устное народное творчество, фольклор.
Разделы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. Методическая работа | Изучение методической литературы:
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/В.В. Малова. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. -351 с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений). | В течение года | Изучение опыта работы других педагогов Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции |
Консультация для педагогов ДОО: Роль фольклора в духовно – нравственном воспитании дошкольника» | Ноябрь | ||
Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете | Май | Отчёт | |
2. Работа с детьми | Разработка и реализация проекта «Ладушки» | Октябрь-май | Презентация проекта |
Создание картотеки «Потешки» | Октябрь | Картотека | |
Создание фонотеки колыбельных песен | Ноябрь | Картотека | |
3. Работа с родителями | Семинар-практикум «Включение фольклора в повседневную жизнь» | Конспект мероприятия | |
Консультации: - «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»; - «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»; - «Потешки в помощь маме». | Декабрь Февраль Апрель | Конспекты консультаций | |
Практические советы родителям «Фольклор в развитии речи детей» | Март | Памятка | |
Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки». | Январь | Памятка | |
4. Предметно-развивающая среда | Оформление мини-музея «Путешествие в прошлое» | В течение года В течение года | Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды группы |
Библиотека народного фольклора. | |||
Изготовление различных видов театров | |||
Оформление уголка ряженья с русскими национальными костюмами. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективный план профессионального развития Нимаш К.В.
на 2023-2024 учебный год
Формулировка темы: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы»
Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания младших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.
Разделы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. Методическая работа | Изучение методической литературы:
| В течение года | Изучение методической литературы и опыта работы других педагогов Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции |
Разработка и реализация программы дополнительного образования «Сказки учат доброте» | Сентябрь | Программа дополнительного образования «Сказки учат доброте» | |
Консультация для педагогов ДОО: «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью» | Март | Конспект консультации | |
Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете | Май | Отчёт | |
2. Работа с детьми | Разработка и реализация проектов «Моя семья», «Родина моя – посёлок Светлый», «День Государственного флага Российской Федерации» | Октябрь Декабрь Июнь | Презентация проектов |
Создание картотеки дидактический игр по нравственно-патриотическому воспитанию | Ноябрь | Картотека | |
3. Работа с родителями | Оформление стенда «Права ребенка» | Ноябрь | Стенд «Права ребёнка» |
Консультации: - «Нравственное воспитание младших дошкольников в семье»; - «Роль отца в воспитании детей»; - «Генеалогическое древо»; | Апрель Февраль Март | Конспекты консультаций | |
Конкурс рисунков «Генеалогическое древо моей семьи»; | Март | Выставка совместных работ | |
Совместное развлечение ко дню Семьи | Май | Фотоотчёт | |
Участие в акции «Окна Победы», «Голубь мира» | Май | Фотоотчёт | |
4. Предметно-развивающая среда | Оформление центра патриотического воспитания | Октябрь | Центр патриотического воспитания |
Оформление мини-музея «Русская изба», «Русская матрёшка» | В течение года | Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды группы | |
Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм | |||
Создание фотоальбомов «Моя семья», «Моя малая Родина» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективный план профессионального развития
Нимаш Ксении Вячеславовны
на 2024-2025 учебный год
Формулировка темы: «Культура и традиции русского народа
как средство реализации ФОП ДО»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно-исторических традициях русского народа.
Разделы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
Изучение научно-методической литературы | Изучение методической литературы:
| В течение года | Изучение методической литературы и опыта работы других педагогов Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции |
Консультация для педагогов ДОО: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры» | Апрель | Конспект консультации | |
Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете | Май | Отчёт | |
2. Работа с детьми | Разработка и реализация проекта «Русская народная культура» | Октябрь-Апрель | Презентация проекта |
Создание картотеки русских народных игр | Декабрь | Картотека | |
Презентации: - «Русская матрешка. Кто она?; - «История русского наряда»; - «Музыкальные инструменты на Руси» | Ноябрь, Январь, Март | Презентация | |
Реализация проекта «Огород на окне»: посадка семян различных культурных растений в огороде на окне; наблюдение за всходами и развитием растений. | Март - Май | Проект «Огород на окне» | |
3. Работа с родителями | Анкетирование для родителей «Семейные традиции» | Октябрь | Анкеты родителей |
Консультации: - «Семейные народные праздники»; - «Истоки русской народной культуры»; - «Воспитание маленького патриота»; - «Влияние русских народных сказок на воспитание детей» | Октябрь, Декабрь, Март | Конспекты консультаций | |
Оформление папки-передвижки: - «История русского наряда»; - «Веселые народные праздники»; - «Народные и семейные традиции»; - «Народный фольклор в воспитании и развитии ребенка» | Октябрь-Май | Папки-передвижки | |
Привлечение родителей к изготовлению поделок | Октябрь, Декабрь, Апрель | Выставки поделок «Осенняя ярмарка», «Новогодняя открытка», «Радостная Пасха» и др. | |
Привлечение родителей к участию в выставке рисунков «Русский сарафан» | Ноябрь | Выставка рисунков «Русский сарафан» | |
Фотовыставка на тему «Масленичные гулянья в нашей семье» | Февраль-март | Фотовыставка | |
4. Предметно-развивающая среда | Изготовление макетов «Русская Изба», «Широкая Масленица» | В течение года | Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды группы |
Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дополнение мини-музея «Матрешечка» | |||
Создание фотовыставки «Русские традиции» | Апрель | Фотовыставка |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.»
структурное подразделение «Детский сад Ветерок»
Программа кружковой работы
«Культура и традиции русского народа
как средство реализации ФОП ДО»
в средней группе «Радуга»
Воспитатель: К.В. Нимаш
2024-2025 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Культура и традиции русского народа как средство реализации ФОП ДО» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа является программой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям народа, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному.
Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа построена на нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Актуальность. Проблема развития нравственно-патриотического воспитания в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, народное творчество и искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой, бытом и фольклором русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;
- развивать интерес, любознательность к предметам старины;
- обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;
- формировать уважение к историческому прошлому.
- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;
- развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их
возрастных и психологических особенностей;
- формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть
благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным;
- воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года;
Деятельность кружка:
Организуется во второй или половине дня
Форма проведения:
• беседы;
• занятия на основе метода интеграции;
• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки в мини-музее «Русская изба» предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• дидактические игры;
• работа с различными художественными материалами;
• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• использование народных игр, в том числе хороводов.
Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.
Работа с родителями.
Используются разнообразные формы работы:
- индивидуальные консультации по русской народной культуре;
- беседы;
- выпуск папок-передвижек по народному творчеству.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Тематический план работы кружка
Сентябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
2. | «Чудесный мешочек» | Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
3. | «Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка. |
4. | «Бычок -черный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца». |
Октябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
2. | «Гуси-лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». |
3. | «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари». |
4. | «Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). |
2. | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». |
3. | «Петушок–золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». |
4. | «Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных. |
Декабрь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». |
2. | «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок». |
3. | «Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей». |
4. | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядок. |
Январь
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». |
2. | «Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». |
3. | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. |
4. | «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». |
Февраль
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки». |
2. | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. |
3. | «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». |
4. | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». |
Март
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «При солнышке- тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песенок о маме. |
2. | «Крошечка-Хаврошечка» | Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка». |
3. | «Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. |
4. | «Пришла весна!» | Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна». |
Апрель
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором–дразнилками, скороговорками. |
2. | «Небылица–небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
3. | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки. |
4. | «Чудесный мешочек» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. |
Май
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Времена года» | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
2. | «Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. |
3. | «Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» |
4. | «Посиделки» | Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах. |
Литература:
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б.; ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.
2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б.: ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.
3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.
4. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование и профессиональное развитие
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного нес...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования педагога на различных этапах его жизненного пути. Современная конце...
Самообразование и профессиональное развитие
Самообразование и профессиональное развитие...
Самообразование и профессиональное развитие
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...
Самообразование и профессиональное развитие
Системность профессионального развития...
Самообразование и профессиональное развитие
изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...