Самообразование и профессиональное развитие
материал

Нимаш Ксения Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию Нимаш К.В.

Формулировка темы: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»

Перспективный план профессионального развития

на 2022-2023 учебный год

Цель: способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности ребёнка посредством приобщения к народной национальной культуре через устное народное творчество, фольклор.

Разделы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. Методическая работа

Изучение методической литературы:

  • Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008.
  • Малова В.В. Конспекты занятий

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры/В.В. Малова. -М.:

Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. -351 с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

В течение года

Изучение опыта работы других педагогов

Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции

Консультация для педагогов ДОО:

Роль фольклора в духовно – нравственном воспитании дошкольника»

Ноябрь

Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете

Май

Отчёт

2. Работа с детьми

Разработка и реализация проекта «Ладушки»

Октябрь-май

Презентация проекта

Создание картотеки «Потешки»

Октябрь

Картотека

Создание фонотеки колыбельных песен

Ноябрь

Картотека

3. Работа с родителями

Семинар-практикум

«Включение фольклора в повседневную жизнь»

Конспект мероприятия

Консультации:

- «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»;

- «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;

- «Потешки в помощь маме».

Декабрь

Февраль

Апрель

Конспекты консультаций

Практические советы родителям

«Фольклор в развитии речи детей»

Март

Памятка

Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».    

Январь

Памятка

4. Предметно-развивающая среда

Оформление мини-музея «Путешествие в прошлое»

В течение года

В течение года

Совершенствование

предметно-пространственной

развивающей среды группы

Библиотека народного фольклора.

Изготовление различных видов театров

Оформление уголка ряженья с русскими национальными костюмами.  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план профессионального развития Нимаш К.В.

на 2023-2024 учебный год

Формулировка темы: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы»

Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания младших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.

Разделы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. Методическая работа

Изучение методической литературы:

  • Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования, 2023 г.;
  • Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий, 2020 г.;
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010

В течение

года

Изучение методической литературы и опыта работы других педагогов

Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции

Разработка и реализация программы дополнительного образования «Сказки учат доброте»

Сентябрь

Программа дополнительного образования «Сказки учат доброте»

Консультация для педагогов ДОО:

«Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью»

Март

Конспект

консультации

Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете

Май

Отчёт

2. Работа

с детьми

Разработка и реализация проектов «Моя семья», «Родина моя – посёлок Светлый», «День Государственного флага Российской Федерации»

Октябрь

Декабрь

Июнь

Презентация проектов

Создание картотеки дидактический игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Ноябрь

Картотека

3. Работа с родителями

Оформление стенда «Права ребенка»

Ноябрь

Стенд «Права ребёнка»

Консультации:

- «Нравственное воспитание младших дошкольников в семье»;

- «Роль отца в воспитании детей»;

- «Генеалогическое древо»;

Апрель

Февраль

Март

Конспекты консультаций

Конкурс рисунков «Генеалогическое древо моей семьи»;

Март

Выставка совместных работ

Совместное развлечение ко дню Семьи

Май

Фотоотчёт

Участие в акции «Окна Победы», «Голубь мира»  

Май

Фотоотчёт

4. Предметно-развивающая среда

Оформление центра патриотического воспитания

Октябрь

Центр патриотического воспитания

Оформление мини-музея «Русская изба», «Русская матрёшка»

В течение года

Совершенствование

предметно-пространственной

развивающей среды группы

Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Создание фотоальбомов «Моя семья», «Моя малая Родина»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план профессионального развития

Нимаш Ксении Вячеславовны

на 2024-2025 учебный год

Формулировка темы: «Культура и традиции русского народа

как средство реализации ФОП ДО»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно-исторических традициях русского народа.

Разделы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

  1. Методическая работа

Изучение научно-методической литературы

Изучение методической литературы:

  • Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования, 2023 г.;
  • Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 352 с.
  • Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015
  • Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -Санкт-Петербург, 1999.
  • Соломенникова О. А. «Радость творчества».-М. :Мозаика-синтез,2008г

В течение

года

Изучение методической литературы и опыта работы других педагогов

Повышение педагогического уровня и профессиональной компетенции

Консультация для педагогов ДОО:

«Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Апрель

Конспект

консультации

Выступление с отчётом на итоговом педагогическом совете

Май

Отчёт

2. Работа

с детьми

Разработка и реализация проекта «Русская народная культура»

Октябрь-Апрель

Презентация проекта

Создание картотеки русских народных игр

Декабрь

Картотека

Презентации:

- «Русская матрешка. Кто она?;

- «История русского наряда»;

- «Музыкальные инструменты на Руси»

Ноябрь,

Январь,

Март

Презентация

Реализация проекта «Огород на окне»: посадка семян различных культурных растений в огороде на окне; наблюдение за всходами и развитием растений.

Март - Май

Проект «Огород на окне»

3. Работа с родителями

Анкетирование для родителей «Семейные традиции»

Октябрь

Анкеты родителей

Консультации:

- «Семейные народные праздники»;

- «Истоки русской народной культуры»;

- «Воспитание маленького патриота»;

- «Влияние русских народных сказок на воспитание детей»

Октябрь,

Декабрь,

Март

Конспекты консультаций

Оформление папки-передвижки:

- «История русского наряда»;

- «Веселые народные праздники»;

- «Народные и семейные традиции»;

- «Народный фольклор в воспитании и развитии ребенка»

Октябрь-Май

Папки-передвижки

Привлечение родителей к изготовлению поделок

Октябрь,

Декабрь, Апрель

Выставки поделок «Осенняя ярмарка», «Новогодняя открытка», «Радостная Пасха» и др.

Привлечение родителей к участию в выставке рисунков «Русский сарафан»

Ноябрь

Выставка рисунков «Русский сарафан»

Фотовыставка на тему «Масленичные гулянья в нашей семье»

Февраль-март

Фотовыставка

4. Предметно-развивающая среда

Изготовление макетов «Русская Изба», «Широкая Масленица»

В течение года

Совершенствование

предметно-пространственной

развивающей среды группы

Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дополнение мини-музея «Матрешечка»

Создание фотовыставки «Русские традиции»

Апрель

Фотовыставка



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светловская СОШ имени Солёнова Б.А.»

структурное подразделение «Детский сад Ветерок»

Программа кружковой работы

«Культура и традиции русского народа

как средство реализации ФОП ДО»

в средней группе «Радуга»

                                         

                                                       Воспитатель: К.В. Нимаш                                                          

2024-2025 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Культура и традиции русского народа как средство реализации ФОП ДО» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.  

В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная   рабочая программа является программой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям народа, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному.

Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа построена на нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом   русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.  Воспитывать   интерес к народной   культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным   играм и промыслами.

Актуальность. Проблема развития нравственно-патриотического воспитания в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, народное творчество и искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель: познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой, бытом и фольклором русского народа.

Задачи: 

- познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;

- развивать интерес, любознательность к предметам старины;

- обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;

- формировать уважение к историческому прошлому.

- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;

- развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их

возрастных и психологических особенностей;

- формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть

благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным;

- воспитывать любовь к русской природе, развивать наблюдательность, умение видеть ее красоту во все времена года;

Деятельность кружка:

Организуется во второй или половине дня

Форма проведения:

• беседы;

• занятия на основе метода интеграции;

• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• выставки в мини-музее «Русская изба» предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• дидактические игры;

• работа с различными художественными материалами;

• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• использование народных игр, в том числе хороводов.

Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  - индивидуальные консультации по русской народной культуре;

              - беседы;

  - выпуск папок-передвижек по народному творчеству.

 Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Тематический план работы кружка

                                         

                                            Сентябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».

2.

«Чудесный мешочек»

Повторение песенки–потешки «Наш козел». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3.

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.

4.

«Бычок -черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок-черный бочок, белые копытца».

                                                 

                                                    Октябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

2.

«Гуси-лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

3.

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение потешки «А тари, тари, тари».

4.

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

                                                     

                                                      Ноябрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

2.

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

3.

«Петушок–золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

4.

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешки и попевок о домашних животных.

                                                      Декабрь

Тема занятия

Содержание

1.

«Здравствуй, зимушка – зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

2.

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

3.

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей».

4.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядок.

                                                       

                                                      Январь

Тема занятия

Содержание

1.

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

2.

«Лиса и козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел».

3.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

4.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

                                                       

                                                        Февраль

Тема занятия

Содержание

1.

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки».

2.

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

3.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».

4.

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины».

                                                        Март

Тема занятия

Содержание

1.

«При солнышке- тепло, при матушке – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песенок о маме.

2.

«Крошечка-Хаврошечка»

Знакомство со сказкой «Крошечка –Хаврошечка».

3.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

4.

«Пришла весна!»

Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна».

           

                                                    Апрель

Тема занятия

Содержание

1.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором–дразнилками, скороговорками.

2.

«Небылица–небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

3.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки.

4.

«Чудесный мешочек»

Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

                                               

                                               Май

Тема занятия

Содержание

1.

«Времена года»

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

2.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

3.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное   творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

4.

«Посиделки»

Загадывание загадок о домашних животных. Игры на народных музыкальных инструментах.

Литература:

1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б.; ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.

2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б.: ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.

3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.

4. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование и профессиональное развитие

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного нес...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования педагога на различных этапах его жизненного пути. Современная конце...

Самообразование и профессиональное развитие

Самообразование и профессиональное развитие...

Самообразование и профессиональное развитие

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Самообразование и профессиональное развитие

Системность профессионального развития...

Самообразование и профессиональное развитие

изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...