Самообразование и профессиональное развитие
материал по теме
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности — хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Для этого каждый педагог занимается своим самообразование.
- В период с 2016 по 2017 учебные годы тема моего самообразования: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средством нетрадиционных техник рисования».
Целью данной темы являлось: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Но посмотрев в перспективы развития своей темы по самообразованию, я поняла, что у нее есть достаточное количество исследований, и разработок различных приемов развития воображения у детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
- Следовательно, в период с 2017 по 2018 учебные годы я решила сменить тему по самообразованию на более интересную и менее изученную: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности». Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности. Перед собой я поставила ряд задач:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Поэтому на 2018 по 2019 учебные годы планирую работу по теме: «Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Индивидуальный план развития по самообразованию.
Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»
2016-2017 г.
Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
С самого раннего возраста дети любят рисовать. После того как дети испытают интерес к творчеству, они ищут нужные способы рисования. Но не у всех это получается, так как, многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью.
Дети с удовольствием учатся и узнают что то новое. Ведь благодаря полученным знаниям и навыкам, ребенок чувствует себя уверенно. Рисование, оригинальными техниками и необычными материалами
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Дети получают множество положительных эмоций, используя нетрадиционное рисование, ведь оно раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, нетрадиционное рисование удивляет своей непредсказуемостью. Ребенок начинает чувствовать себя свободно, и расковано, пользуясь оригинальной техникой рисование без кисточки и карандаша, она позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Рисование нетрадиционными техниками, является неотъемлемой частью эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Создание нового, оригинальность произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет – все это способы нетрадиционной техники рисования. Используя нетрадиционные техники рисования, дети начинают думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу
непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,
самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
При нетрадиционной техники рисования у ребенка развивается воображение, внимание, мышление, развивается мелкая моторика пальцев рук. Прикасаясь к краске пальцами, дети познают ее свойства. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.
Творческая фантазия – основа нетрадиционного рисования, где рисунки детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых
предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что
нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому необходимо делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
- Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Перспективный план работы
по теме самообразования: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»
Мероприятие | Форма работы | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал | |
Разработать проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. | Проект | Сентябрь-май | Разработан проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. |
Разработка перспективного плана по нетрадиционной технике рисования в группе раннего развития | Перспективный план | Сентябрь-май | Разработан перспективный план по нетрадиционной технике рисования в группе раннего развития |
Разработать конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования | Конспекты, занятия | Сентябрь-май | Разработаны конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования |
Представление опыта работы в рамках «Школы педагога» | Презентация | Выступление в рамках «Школы педагога» | |
Провести открытое занятие по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник | Занятие | Проведение открытого занятия по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник | |
Выставки детских рисунков для родителей. | Выставка | Сентябрь-май | Выставка детских рисунков |
Подготовка практического материала по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования для родителей, педагогов. | Консультации | Сентябрь, май | Проведение консультаций для родителей |
Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ | |
Принять участие с детьми в педагогических конкурсах с использованием нетрадиционных техник рисования | Конкурсы | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Обзор в интернете информации по использованию нетрадиционных техник рисования | Постоянно | ||
Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. | Постоянно |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Цель программы
Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности
Срок реализации – 1 год (2017-2018 уч.годы)
Карта индивидуального образовательного маршрута
Цель | Задачи | Содержание деятельности | Фактические результаты |
2017-2018 уч.год | |||
Совершенствование педагогического процесса по опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста путем разработки и использования программы «Маленькие исследователи» |
|
|
Средние результаты мониторинга по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников не достаточно высок. Только 34 % детей имеют высокий уровень развития познавательного интереса. |
|
|
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями. -мини-лаборатория с набором элементарных приборов: *специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) *природный материал (камешки, песок, семена) *утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.) *прочие материалы (лупы, термометры, весы…) *домашний огород *дидактический материал
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»
Индивидуальный план развития по самообразованию.
Тема по самообразованию: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
2017-2018 г.
Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
- Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
- Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
- Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повысить уровень познавательной активности у детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
- Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективный план работы
по теме самообразования: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»
Мероприятие | Форма работы | Сроки | Отметка о выполнении |
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Постоянно | Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал | |
Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | Сентябрь | Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности. | |
Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности | Перспективный план | Сентябрь-май | Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности |
Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности | Конспекты, занятия | Сентябрь-май | Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности |
Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности | Проект | Сентябрь-май | Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности |
Представление опыта работы в рамках «Школы педагога» | Презентация | Выступление в рамках «Школы педагога» | |
Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования | Занятие | Проведение открытого занятия | |
Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей |
| Сентябрь-май | Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей |
Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде. | Консультации, брошюры, памятки и т.п | Сентябрь, май | Проведение родительских собраний |
Посещать занятия педагогов ДОУ | Постоянно | Посещение занятий педагогов ДОУ | |
Принять участие с детьми в педагогических конкурсах | Конкурсы | Постоянно | Участие с детьми в конкурсах |
Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности | Постоянно | ||
Представление опыта работы на сайтах педагогических работников | Публикации; творческие работы детей; методические разработки. | Постоянно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование и профессиональное развитие
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного нес...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования педагога на различных этапах его жизненного пути. Современная конце...
Самообразование и профессиональное развитие
Самообразование и профессиональное развитие...
Самообразование и профессиональное развитие
Системность профессионального развития...
Самообразование и профессиональное развитие
изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...
1.4. Самообразование и профессиональное развитие
С целью повышения качества образования деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитию. самостоятельно изучаю современные подходы, технологии, методы и приемы обучения дошкольников...