Самообразование и профессиональное развитие
материал
Системность профессионального развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План самообразования 2022-2024 | 33.31 КБ |
План самообразования 2020-2022 | 23.85 КБ |
План самообразования 2017-2020 | 36.66 КБ |
План самообразования 2013-2016 | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Индивидуальный план самообразования на: 2022-2024 учебные года.
Старшего воспитателя: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Ф.И.О.: Кених Ирины Ивановны.
Образование: высшее.
- Бугурусланский педагогический колледж (1999г.);
- Оренбургский государственный педагогический университет (2007г.).
1. Тема самообразования: «Формирование основ безопасного поведения у детей 5-7 лет через театрализованную деятельность».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагогический коллектив детского сада, уделяет большое внимание формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников. Для решения этой задачи педагоги используют различные педагогические методы. На основе изучения передового педагогического опыта, методической литературы, результатов мониторинга возник интерес к тому, насколько может быть эффективным использование театрализованной деятельности, как средства формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Актуальность темы заключается в поиске оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасности.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая в ФГОС ДО определяется, как сквозной механизм развития ребёнка, посредством которого реализуются содержание всех образовательных областей. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Театрализованные игры позволяют решать педагогические задачи, направленные на всестороннее развитие дошкольников. Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром, с различными жизненными ситуациями, учится ставить себя на место героев и находить адекватные способы действий в различных ситуациях. Герои литературных произведений, лежащих в основе театрализованной игры, становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с одобряемыми взрослыми положительными образами, подражать полюбившимся героям, что позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт безопасного поведения, умение поступать в соответствии с правилами такого поведения.
2. Когда начата работа над темой: сентябрь 2022г.
3. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2024г.
4. Цель: повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми по формированиюи развитию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в природе, в социуме и в быту посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- подобрать наглядно-дидактический материал, предоставляющий широкие возможности для формирования основ безопасности жизнедеятельности;
- учить детей «проигрывать», моделировать различные ситуации, приобретать внутреннюю готовность к сложным жизненным ситуациям.
- развивать и систематизировать знания детей о навыках безопасного поведения;
- включать в театрализованную деятельность информацию по безопасности дорожного движения, правилам поведения на природе, в социуме, в быту;
- воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности, желание использовать различные роли в вопросах безопасности.
5. Основные вопросы, намеченные для изучения:
Игра-драматизация
Рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников, соответствующие их потребностям в чем-то необычном, в стремлении лично перевоплощаться в образы сказочных героев, придумывать, чувствовать себя кем-то иным. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В игре-драматизации образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Следовательно, значение и особенность игр-драматизаций состоит в сопереживании, познавательности, и воздействии художественного образа на развитие личности дошкольника.
Инсценировка
Литературную основу для инсценировок составляют небольшие произведения, в которых обязательно есть ярко выраженное событие и действие. Критериями отбора литературной основы служили художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, то есть какие полезные уроки для детей оно несет; соответствие жизненному и художественно-творческому опыту детей.
Игра-этюд и игра-импровизация
Игра-этюд и игра-импровизация - это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. С учетом возраста детей технология организации подобных игр осуществлялась следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизировать фрагменты поведения героев.
Игра-имитация
Имитационная игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, создания образа объекта и процесса путем искусственного, подражательного воспроизведения. Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
Режиссерские игры
Сюжетом для режиссерских игр, в которых ребенок сам создает сцены, ведет роль игрушечного персонала, действует за него, изображает его интонацией, мимикой, чаще всего, становятся знания ребенка, полученные из детских рассказов, сказок, мультфильмов. Как правило, в основе сюжета таких игр лежит событие, которое произвело на ребенка большое впечатление. Чтобы в режиссёрских играх дети использовали сюжеты, в которых есть потенциал для формирования ОБЖ, педагогу необходимо привлекать внимание детей к таким сюжетам, повышать их интерес к ним, создавать условия для организации режиссёрских игр: атрибуты, различные виды детских театров.
6. Этапы проработки по теме:
Подготовительный этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2022 г.) – изучение возможностей внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей 5-7 лет. Анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации, анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, диагностика.
Основной этап (практический:ноябрь 2022г. – март 2024 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению театрализованной деятельности по формированию основ безопасного поведения: решение организационных вопросов, разработка плана работы, сценариев театральных постановок, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.Проведение в единой системе образовательной деятельности.
Заключительный этап (аналитико – обобщающий: апрель - май 2024г.) – подведение итогов работы: пополнение пособий, атрибутов к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщение опыта работы.
План работы
Срок проведения | Форма работы | Результат |
Сентябрь - октябрь 2022 | Изучение и сбор методической литературы по данной теме. | Изучение и просмотр статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и другие. |
В течение всего периода | Создание предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения. | Наличие картотеки театрализованных игр, атрибутов, инсценировок, сценариев для театрализованной деятельности. |
Раз в квартал | Распространение опыта в СМИ | Публикации |
Ноябрь 2022 | Беседа «Что такое театр?» | Знакомство детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал. |
Декабрь 2022 | Чтение художественной литературы, отгадывание загадок и сочинение сказок. | Приобретение навыков эмоциональной отзывчивости: сочувствия, сопереживания на радостные и печальные события. |
Январь 2023 | Моделирование проблемных ситуаций | Наличие картотеки проблемных ситуаций по формированию основ безопасного поведения детей. |
Февраль 2023 | Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения у детей». | Наличие данного материала. |
Март 2023 | Игры-инсценировки, подготовка к показу спектаклей. | Наличие картотеки игр-инсценировок по формированию основ безопасного поведения детей. |
Апрель 2023 | «Сказка про то, как белка всех зверей приучила к зарядке» | Театрализация |
Май 2023 | Сказки Т.А. Шорыгиной «Осторожные сказки» | В доступной и увлекательной форме дети усваивают правила безопасного поведения дома, на городской улице, у водоемов и в лесу. Анализ поступков героев авторских сказок. |
Сентябрь 2023 | Памятка родителям «Организация театрализованной деятельности в семье». | Наличие данного материала. |
Октябрь 2023 | Сказка по теме «Пожарная безопасность». | Театрализация |
Ноябрь 2023 | Сказка по теме «Безопасность на воде». | Театрализация |
Декабрь 2023 | Сказка по теме «Безопасность в быту». | Театрализация |
Январь 2024 | Анкетирование родителей на тему «Эффективность использования театрализованной деятельности в формировании основ безопасности жизнедеятельности» | Наличие заполненных анкет. Анализ анкетирования. |
Февраль 2024 | Сказка по теме «Дорожная безопасность». | Театрализация |
Март 2024 | Подборка музыкального сопровождения, декораций, атрибутов для театрализации | Наличие данного материала. |
Апрель 2024 | Сказка «Школа безопасности» по мотивам стихотворений И.Зеленцовой | Театрализация |
Май 2024 | Подведение итогов работы | Видеоролик |
Ожидаемые результаты:
Для педагога сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- систематическое включение театрализованных игр в жизнедеятельность детей.
- взаимодействие с детьми на всех стадиях организации театрализованной деятельности;
- распространение своего опыта и достижений через информационно образовательные сайты;
- применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
С помощью театрализованной деятельности можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
У детей сформируются:
- творческие способности, социально-коммуникативные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
- расширенный интерес к правилам безопасного поведения и становление осторожного и осмотрительного отношения к типичным опасным для жизни и здоровья ситуациям, развитие умения оценивать ситуацию с точки зрения опасности и безопасности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности в различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной);
- интерес к театрализованной деятельности.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию.
Индивидуальный план самообразования на: 2020-2022 учебные года.
Старшего воспитателя: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Ф.И.О.: Кених Ирины Ивановны.
Образование: высшее 1999г. БПК (Бугурусланский педагогический коллеж); 2007г. ОГПУ (Оренбургский педагогический университет).
- Тема самообразования: «Интерактивные технологии в формировании навыков безопасного поведения детей 5- 7 лет».
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.
Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.
Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов ФГОС - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.
- Когда начата работа над темой: 2020г.
- Когда предполагается закончить работу над темой: 2022г.
- Цель: изучение и использование интерактивных технологий в работе по формированию навыков безопасного поведения у детей 5-7 лет.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;
- использовать интерактивные технологии и методы работы в работе с дошкольниками;
- познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
- активизировать познавательные и мыслительные процессы старших дошкольников.
- сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание.
- Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Изучение правил безопасности с использованием сказок.
- Изучение правил безопасности с использованием мультфильмов.
- Изучение правил безопасности с использованием сюжетно ролевых игр.
- Изучение правил безопасности на основе проблемных ситуаций.
- Изучение правил безопасности на основе творческих заданий.
- Изучение правил безопасности на основе компьютерных игр.
- Изучение правил безопасности с применением квест-технологий.
- Изучение правил безопасности с использованием проектной деятельности.
- Изучение правил безопасности с использованием лэпбуков.
- Этапы проработки по теме:
Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2020 г.) – изучение возможностей внедрения интерактивных и современных технологий в образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения у детей 5-7 лет. Анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации.
Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2020 г. – май 2021 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению интерактивных и современных технологий: решение организационных вопросов, разработка проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (основной: сентябрь 2021г. – март 2022г.)
Третий этап (заключительный: апрель - май 2022 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Ожидаемые результаты:
Для педагога сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- распространение своего опыта и достижений через информационно образовательные сайты;
- применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
С помощью интерактивных технологий можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс для качественного развития дошкольников»
- Ф.И.О. Кених Ирина Ивановна, старший воспитатель.
- Продолжительность: 01.09.2017 г. – 25.05.2020 г.
- Форма работы: индивидуальная, групповая.
Актуальность: Здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Исходя из этого, одна из годовых задач нашего ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью».
Цель: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, комплексы на развитие правильного дыхания, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т.д.).
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
- Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.
- Организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Систематизировать изученную литературу.
- Содействовать становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование своего профессионального уровня;
- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
- снижение показателей заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей;
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
Отслеживание результата
Разработан мониторинг (здоровья, физической подготовленности, валеологической культуры, анкетирование родителей).
| |||
№ п/п | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | -прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам здоровьесберегающих технологий; -изучение современных методик по здоровьесбережению; -периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; участвовать в муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах. | В течение всего периода |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | -Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117. -Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65. -Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187. -Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» | В течение всего периода |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | -Изучение литературы по данной теме. -Проведение анализа заболеваемости детей в группе. -Продолжение изучение программы по образовательной области «Здоровье». -Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья. -Оформление «Паспорта здоровья детей». -Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры». - | В течение всего периода |
4. | Проектирование деятельности | Разработка долгосрочных проектов: «Сундучок здоровья» «Быть здоровым – здорово!» «Витаминный калейдоскоп» | В течение всего периода |
5. | Мониторинг деятельности | -диагностика валеологической компетентности дошкольников; -анализ состояния здоровья; -диагностика физической подготовленности; -первичное и конечное анкетирование родителей; -разработаны карты здоровья. | |
| |||
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | В течение всего периода |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | - Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей по ЗОЖ. -Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в ДОУ». -Выставка литературы и наглядного материала для внедрения здоровьесберегающих технологий. - Наглядная агитация «Уголок здоровья». - Анкетирование собеседование, опрос среди родителей «Здоровый малыш!», «ЗОЖ»; -Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании», «Умные пальчики», «Как помочь детям с плоскостопием», «Укрепляем здоровье всей семьёй», «Кинезотерапия - как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»; -Родительское собрание «О здоровье всерьез», «Здоровье детей в наших руках», «Воспитание ЗОЖ дошкольника»; -Оформление стенгазеты: «Не-болейка». распространение информационных буклетов, памяток о здоровом образе жизни; -Проведение соревнований. | по плану работы на год |
3. | Вовлечение детей в образовательную деятельность по теме самообразования | Применение собранного материала на практике (проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации); - анализ показателей заболеваемости, уровень здоровья; - проведение «Недель здоровья»; - беседы с детьми о ЗОЖ; - организованная деятельность (разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ); - участие в соревнованиях и конкурсах на уровне города и детского сада. | по плану работы на год |
4. | Вовлечение педагогов в образовательную деятельность по теме самообразования | -Участие в семинаре-практикуме для педагогов «Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» с открытым просмотром мероприятия «Путешествие в Страну здоровья»; - посещение НОД у воспитателей ДОУ по формированию ЗОЖ; - мастер – класс: «Игровой массаж»; - обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения. Презентация проекта «В стране Здоровячков». | по плану работы на год |
5. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | БУ ХМАО-Югры "Покачевская городская больница" (подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников) | по совместному плану |
| |||
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | Инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Все это укрепляет физическое здоровье детей. | |
| |||
1. | Открытая образовательная деятельность | Семинары-практикумы, мастер-классы для педагогов, родителей | 1 раз в квартал |
2. | Участие в методических объединениях, семинарах, конференциях | Выступления, презентации, мастер-классы на ГМО педагогических работников по физкультурно-оздоровительной работе | Ежегодно |
3. | Распространение опыта в СМИ | Публикации в Интернет-сообществах shkollegi.ru, maam.ru, nsportal.ru. | 1 раз в квартал |
4. | Оценка результатов профессионального развития | Выступления, презентации на педагогическом совете «Аналитический отчет о деятельности старшего воспитателя» | Ежегодно май |
Итоги работы по самообразованию за 2017 год
ЧТО Я ДЕЛАЮ: в своей работе я использую современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.
Динамические паузы, которые проводятся мной во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся мной и руководителем физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
-Релаксацию. Провожу в любом подходящем помещении. Планирую использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.)
-Гимнастика пальчиковая. Провожу с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, умывание; ходьба по ребристым дощечкам, по соляной дорожке, «Следикам».
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 3 раза в неделю. Проводятся совместно руководителем физического воспитания и воспитателем.
-Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, чаще во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач. Это хорошая возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей, достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
-Самомассаж. Провожу в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
-Изучив методику влияния цвета на познавательные процессы, в своей практике использую здоровье сберегающую технологию цветового воздействия при обучении. Таким образом, с помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память. В группе висит 3 круга (радиус 20 см) : красный, желтый, зеленый цвет. Каждый цвет выполняет определённую функцию.
Красный: активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон Зелёный: цвет гармонии, равновесия; успокаивает. Жёлтый: цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все физиологические процессы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии используюемые в работе с родителями:
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Посещала занятия воспитателей и инструктора по физической культуре с целью изучения использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Процент посещаемости детей в конце года увеличился, а заболеваемость снизилась по отношению к показателям начала года.
ЭТО Я ПЛАНИРУЮ: планирую включить в свою работу:
-Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М. В. Карепановой и Е. В. Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста.
-Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
-Технология воздействия через сказки:
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Дополнительно можно использовать методы закаливания:
- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т. д., обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
- умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
-Во время организованной образовательной деятельности планирую использовать квадратики (для каждого ребенка должны лежать на столе).
Если посмотреть на них в течение нескольких минут, то легко снимается переутомление и активизируется работа мозга.
- Над доской повесить стенд «Круг цветов Гете»:
Методика. Предлагаю детям на него смотреть перед началом организованной образовательной деятельности. Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. В течении года дала открытое занятие, праздники с использованием здоровьесберегающих технологий.
Использовать в работе с родителями здоровье сберегающие образовательные технологии:
личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты и другие формы работы.
Подводя итоги работы по самообразованию за год, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий в комплексе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинской сестрой оказалось успешным. Данные технологии в обучении способствовали сохранению и укреплению здоровья и обеспечивали успешность обучения дошкольников. Дети активно включались в организованную образовательную деятельность и получили знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Литература:
- Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009.
- Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
- Волошина Л.С. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.
- Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А.,Попова О.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007.
- Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009.
- Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008.
- Новикова И.М.,Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
- Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008.
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.
- Ткаченко Т.А., «Развиваем мелкую моторику». - М.: Эксмо, 2008.
- Чубарова С.Д, Козловская Г., Еремеева В Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.. // Развитие личности. -N2.
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию.
Индивидуальный план самообразования на: 2013-2016 учебные года.
Воспитателя: МАДОУ ДСКВ «Солнышко» группы «Росинка».
Ф.И.О. : Кених Ирины Ивановны.
Образование: высшее 1999г. БПК (Бугурусланский педагогический коллеж); 2007г. ОГПУ (Оренбургский педагогический университет).
- Тема самообразования: «Развитие экологических представлений детей в ДОУ».
- Когда начата работа над темой: 2013г.
- Когда предполагается закончить работу над темой: 2016г.
- Цель: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Четко представлять цель своей деятельности;
- Знать и учитывать способности особенностей и интересы каждого ребенка.
- Способствовать у детей проявлению фантазии, творчества, воображения.
- Вводить в игры новую информацию, удивлять детей.
- Проявлять интерес к настроению детей, их состоянию.
- Использовать вербальные и невербальные способы взаимодействия с детьми (мимику, жесты, схемы).
- Поддерживать у ребенка веру в свои силы, в себя.
- Гордиться за свои поступки и действия.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
- Основные вопросы, намеченные для изучения:
Что такое природа?
Неживая природа.
Царство растений и животных.
Человек на планете Земля.
- Этапы проработки по теме:
1 этап - Средняя группа. Организация наблюдений в окружающем мире.
1) Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамически паузы, игры.
2) Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
3) Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.
II этап - Старшая группа. Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»
- Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе.
- Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь.
- Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх.
- Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности.
III этап – Подготовительная группа. Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение», « Исследователи и защитники природы».
- Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе.
- Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.
- Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности.
- Сформировать у детей подготовительной группы основы экологической культуры личности.
- Расширить знания об экологической ответственности, навыки природоохранного поведения.
- Использовать опыты для проверки предположений, самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути её решения. Учить делать выводы, развивать способность к оценке и самооценке.
- Ожидаемые результаты:
2013-2014 уч.год:
- Внедрение здоровьесберегающих методик, которые способствуют раскрепощению детей во время занятий, более успешному усвоению знаний (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, сказкотерапия, подвижные игры, пальчиковые игры, релаксационные паузы).
- С целью обновления и усовершенствования предметно- развивающей среды в группе создать « Поляну сказок », включающая в себя а скульптуры животных из пластилина. Дети приходят в гости к животным, рассказывают им сказки, играют.
- Посадить «Огород на подоконнике».
- Разработать оздоровительные дорожки для взбадривающей гимнастики после дневного сна. Каждая из дорожек сугубо индивидуальна, несет в себе природоведческую направленность (чудо-река, веселая гусеница и т.д.)
- Создать сборник наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. А также сборник физкультминуток « Веселый зоопарк ».
2014-2015 уч.год:
- В качестве основных тем выступают времена года. Содержание занятий основывается на разделе «Экология», который интегрируется с развитием речи.
- Обогащение словаря детей, развитие связной речи, грамматической структуры речи, фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте.
- Реализация впечатлений, знаний о природе, проявление эмоционального состояния детей закрепить в различных продуктивных видах деятельности (лепка, рисование, аппликация, игры, инсценировки, сказки).
- Сделать книжку – малышку «Речевые игры по экологии».
- Совместное сочинение экологических сказок для пополнения сборника.
- Проведение интегрированных занятий, бесед, где учитываются интересы, желания и способности детей: «Чем вы хотите заняться?», «Что вам интересно, о чем бы вы хотели узнать?». «У тебя получится, и ты сможешь».
- Продолжать работу «Совместная деятельность ДОУ и родителей».
2015-2016 уч.год.
- Оптимизация режима двигательной активности детей, через выполнение утренней гимнастики, подвижных игр, физических упражнений на прогулке, гимнастики после дневного сна, учебных занятий по физкультуре.
- Экологический досуг «В гостях у леса».
- Домашнее задание «Выращиваем рассаду».
- Фотовыставка. Тема: «Ребёнок открывает мир природы через движение».
- Продолжать работу в экологическом мини-музее группы.
- «Экологические сказки для детей и взрослых»
- Реконструкция лаборатории юного исследователя.
- Коллекционирование природных материалов.
- Конкурс «Лучший огород на окне».
- Проектная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование и профессиональное развитие
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного нес...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Самообразование и профессиональное развитие – залог успешности педагогической деятельности.I. В период с 2014 по 2017 учебные годы тема моего самообразования:«Организац...
Самообразование и профессиональное развитие педагога
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования педагога на различных этапах его жизненного пути. Современная конце...
Самообразование и профессиональное развитие
Самообразование и профессиональное развитие...
Самообразование и профессиональное развитие
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...
Самообразование и профессиональное развитие
изучаемые нормативно-правовые документы, планы по самообразованию...
1.4. Самообразование и профессиональное развитие
С целью повышения качества образования деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитию. самостоятельно изучаю современные подходы, технологии, методы и приемы обучения дошкольников...