Консультация для родителей «Значение дидактической игры с использованием блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей»
консультация
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти ,мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи. В дидактических играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны. Также дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик. Суть его подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития творческих способностей
- Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_bloki_denesha.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение дидактической игры с использованием блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей»
“Каждый ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить о стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума.”
(В.П.Новикова)
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.
Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти ,мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
В дидактических играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т. д.
Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.
Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие взрослых.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения,' старается “подтянуться” до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Логические блоки Дьенеша.
Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик. Суть его подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
цвету - синий, желтый, красный,
форме - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
размеру - большие, маленькие,
толщине - тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый - тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
- Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
- Развития творческих способностей
- Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Игры с блоками Дьенеша.
Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.
- «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные -большие -круглые
«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).
-красные -большие -круглые
- «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру... и так далее.
Игры и упражнения с блоками.
- Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
- Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
- Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
- На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
- Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
- С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
- Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку и провести аналогичную игру. Уборку блоков также можно провести в форме игры: убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
- Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее, а потом проверить результат.
- Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие - в нутрии синего круга.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
- Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
- Страна блоков и палочек (4-7 лет)
- Лепим нелепицы (от 4 лет)
- Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
- Праздник в стране блоков (5-8 лет)
- Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку.
Радуйте себя и ребенка!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника"
Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольника....
Выступление на семинаре по теме:"Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на семинаре из личного опыта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша....
Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Предлагаются игры , которые можно организовать с блоками Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного развития....
Конкурсное испытание «Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей "Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста". Материал используется для конкурса "Воспитатель года"...
Дидактическая игра с использование блоков Дьенеша "Паровозик"
методическая разработка (средняя группа)...