Мастер-класс: "Вариативное использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается привычный опыт в элементарных экономических отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается привычный опыт в элементарных экономических отношениях.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Новизна моего опыта состоит в использовании нетрадиционного материала для данной темы – «Логические блоки Дьенеша», способствующее формированию финансовой грамотности у дошкольников.
На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Железнодорожная касса» и т.д. Цель педагогического опыта – не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Предлагаю вашему вниманию пример сюжетно-ролевой игры «Магазин», где в качестве денег используются карточки-символы, а ценник на товар – это блок. Ценник Деньги
Логические блоки Золтона Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Форма блока Толщина блока Обозначение цвета блока Величина блока Отрицание свойств Карточки – символы
Дети приходят в «магазин», где представлен большой выбор продуктов. У каждого ребенка карточки-символы (деньги), на них можно купить товар, а ценник – это блок.
Правило покупки: Купить можно только за карточку-символ (деньги), которая подходит к блоку-ценнику по одному, двум, трём или всем четырём признакам.
Ребенок выбирает любой товар. Смотрит на ценник-блок, и совершает покупку.
Если требуется помощь, воспитатель – продавец помогает ребенку.
Покупка товара – банан по трём признакам
Покупка товара – лимон по одному признаку
Итог: Ребенок довольный уходит с покупкой.
Следующая сюжетно-ролевая игра: «Поезд» В группе из стульчиков построен поезд, воспитатель спрашивает детей: - Что нужно, чтобы поехать на поезде? Дети: Билеты. - А где мы будем покупать билеты? Дети: В кассе. Воспитатель предлагает детям купить билет на поезде.
Кассир пассажиры
«Пассажиры» встают в очередь за билетом на поезд, у каждого в руке карточка-символ (деньги). Он подает деньги «кассиру», а тот взамен даёт ему билет (блок). Кассир смотрит на карточку на которой изображен один признак блока и даёт ребёнку «билет» (блок) подходящий по признаку на карточке.
Когда билет куплен, пассажир проходит в поезд, находит своё место в соответствии с билетом Не красный «билетик»
Итог: все пассажиры на своих местах, можно начинать путешествие.
Таким образом, нетрадиционное использование дидактического материала, а именно «Логические блоки Дьенеша» может положительно воздействовать на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивает логическое мышление. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Список используемой литературы: Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000. «Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами./ Леляева Н.О., Финкельштейн Б.Б. – Санкт-Петербург: ООО «Корвет», 2001. Стахович Л.В. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова , Л.Ю. Рыжановская ; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. Стахович Л.В. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова , Л.Ю. Рыжановская ; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Педагогический совет финансовая грамотность детей...
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...
Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Практикум по формированию финансовой грамотности...
Интерактивный практикум для родителей /педагогов «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у дошкольников...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...
«Использование инновационных методов и приёмов по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Описан опыт работы со старшими дошкольниками...