Краткосрочный проект "Юные исследователи"
проект (старшая группа)

Зубкова Ольга Вячеславовна

Организация совместной опытно-экспериментальной деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_doma.docx190.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28»

D:\Чоппууска\дети-е-ая-науку-экспериментируют-и-устанав-ивают-beakers-83360398.jpg

Краткосрочный проект

в старшей группе

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

                                                                             Воспитатель:  Зубкова О.В.

Декабрь 2023 г.

«Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому, и я научусь».

                                                                                                           Конфуций

Актуальность: Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.       Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

        Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. При этом важно заинтересовать ребенка и не только на занятиях в ДОУ, но и в домашней обстановке. Ведь простые на первый взгляд вещи, таят в себе много секретов.

Цель: Приобщить родителей к совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

Задачи:

- образовательные: знакомить детей с новым оборудованием для экспериментальной деятельности; познакомить родителей со способами обследования; расширять активный словарь как детей, так и родителей.

- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно исследовательской деятельности;

- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде; формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный

- по виду деятельности: познавательно - исследовательский

- по количеству деятельности: коллективный

- по профилю знаний: межпредметный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

-цветной принтер,  фотоаппарат.

Сроки реализации проекта: одна неделя (01.02.21 – 08.02.21)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение научной литературы по проблеме
  • Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
  • Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
  • подборка оборудования для проведения опытов;
  • подборка дидактических и подвижных игр;
  • подборка художественной литературы.

2. Организационный этап

  • организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
  • взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность ребенка дома», совместная экспериментальная деятельность «Опыты дома».

3. Практический этап

I день - Тема «Воздух - невидимка»:

- «Воздух вокруг нас»;

- «Воздух везде, даже в земле»;

- «Воздух легкий, легче воды»;

- «Как очистить воздух?»;

II день - Тема «Волшебница вода»:

- «Что такое вода?»

- «Круговорот воды в природе».

- «Вода может растворяться».

III день - Тема «Знакомство и опыты с термометром»:

- термометр в теплой воде;

- термометр в холодной воде;

- термометр на улице (в зимнее время года).

IV день - Тема «В царстве Снежной королевы»:

- «Что такое снег? (лёд?)»

- «Где образуется снег?»

- «Что такое иней?»

- «Сравнение снега и льда»

- «Что находится в снегу между снежинками?»

- «Зачем Снежной королеве шуба?».

V день – Викторина «Мы исследователи»

4. Заключительный

1. Фотоотчёт «Юные исследователи»

2. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.

Интеграция образовательных областей при реализации проекта:

Физическое развитие        

- Комплекс утренней гимнастики,

- подвижные игры «Мороз-красный нос»«Снежная королева», «Снежинки»«Льдинки»,

- игры народов Севера «Ловля оленей»«Оленья упряжка»«Льдинки и ветер»,

- игровые упражнения «Зимние забавы»«Поймай снежинку»«По ледяному лабиринту»,

-психогимнастика «На зимней прогулке».

Познавательное развитие

-Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Саха»«Мирный – северный город»;

- виртуальное путешествие в царство Снежной королевы (скульптуры изо льда);

- дидактические игры «Времена года»«Соль и лёд»«Почему тает снег»«Снег и лёд»«Снежные скульптуры»;

- игра «Когда это бывает?»,«Почему снег белый?».

Речевое развитие

-Рассматривание картин «Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;

-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт «Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);

Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старушки зимы», М. Пришвин «Прозрачный лёд», И. Надеждина «Снежные слова», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

- пальчиковые игры «Снежок», «Снежная горка».

Социально –коммуникативное развитие

- беседы «Если хочешь быть здоров»«Лёд может быть опасным»;

-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;

- сюжетно-ролевые игры «На Северном полюсе»«Снежная королева»«Больница».


Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе "Мы - исследователи"

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Конфуций Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления ...

Краткосрочный проект "Мы исследователи"

В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. ...

Краткосрочный познавательно- исследовательский проект для детей 5-6 лет "Мы - исследователи"

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, по...

Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г.

Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г....

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Юные исследователи" в средней группе

Проводятся с детьми различные эксперименты, рассказывает о том как правильно, приходиться много и плодотворно изучать, но это так интересно....

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...