Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г.
материал
Краткосрочный проект в старшей группе_ _ Мы исследователи_ 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_v_starshey_gruppe_my_issledovateli_2021_g.docx | 979.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Малиновская СОШ филиал МКОУ "Глубоковская СОШ Завьяловского района" структурное подразделение детский сад
Подготовила:
Воспитатель Чернецкая Д.В.
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».
Конфуций
Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей впроекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.
Актуальность: Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах воды, снега и льда и воздуха.
Задачи:
- знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;
- расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Тип проекта:
- по продолжительности: краткосрочный
-по виду деятельности: познавательно - исследовательский
-по количеству деятельности: коллективный
-по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта: дети старшей группы «Цветик- семицветик»,», воспитатель, родители.
Условия реализации проекта:
1. Соблюдение правил безопасности;
2. Оснащенность материалами,оборудованием:
- вода, снег, лед, термометр и другое,
-электронные образовательныересурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,
-цветной принтер, фотоаппарат, видеокамера.
Сроки реализации проекта: одна неделя (с 13.01.2021 г. по 17.01.2021 г.).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Изучение научной литературы по проблеме
- Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
- Подборка электронных образовательных ресурсов(презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
- подборка оборудования для проведения опытов;
- подборка дидактических и подвижных игр;
- подборка художественной литературы.
2. Организационный этап
- Организация развивающей предметно – пространственнойй среды (мини-лаборатория «Познай-ка» с необходимым для опытов оборудованием);
- организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на НОД, индивидуальная работа с с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
- взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.
3. Практический этап
I день - Тема «Воздух - невидимка»:
-«Воздух вокруг нас»;
- «Воздух везде, даже в земле»;
- «Воздух легкий, легче воды»;
- «Как очистить воздух?»;
IIдень- Тема «Волшебница вода»:
- «Что такое вода?»
-«Круговорот воды в природе».
-«Вода может растворяться».
III день- Тема «Знакомство и опыты с термометром»:
-термометр в теплой воде;
-термометр в холодной воде;
-термометр на улице (в зимнее время года).
IV день- Тема «Волшебный магнит»:
-«Что такое магнит?»
-«Свойства магнита?»
-«Что такое компас?»
V день–Викторина «Мы исследователи»
4. Заключительный
1. Фотоотчёт «Мы – юные исследователи»
2. Анализ проведенных мероприятий: эффективностьть реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.
Интеграция образовательных областей при реализации проекта:
Физическое развитие
-Комплекс утренней гимнастики,
- подвижные игры «Мороз-красный нос», «Снежная королева»,«Снежинки», «Льдинки»,
- игры народов Севера «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Льдинки и ветер»,
- игровые упражнения «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту»,
-психогимнастика «На зимней прогулке».
Познавательное развитие
-Рассказ «Зимушка зима в нашей Республике Саха», «Мирный – северный город»;
- виртуальное путешествие в царство Снежной королевы(скульптуры изо льда);
- дидактические игры «Времена года», «Соль и лёд», «Почему тает снег», «Снег и лёд», «Снежные скульптуры»;
- игра «Когда это бывает?»,«Почему снег белый?».
Речевое развитие
-Рассматривание картин«Айсберг» Лукин Б., «Застывшая Волга» И. Панов, «Ледоход на реке Москва» Д. Голубев, «Сосульки» С. Андрияк;
-чтение художественной литературы (К. Д. Бальмонт«Снежинка», Н. Некрасов «Мороз-красный нос», Т. Бокова «Зимушка зима»);
Чтение рассказов Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказыстарушки зимы», М. Пришвин«Прозрачный лёд», И. Надеждина«Снежные слова», М. Пляцковский«Какая бывает зима?»
- пальчиковые игры «Снежок»,«Снежная горка».
Социально –коммуникативное развитие
- беседы «Если хочешь быть здоров», «Лёд может быть опасным»;
-размышление «Сосульки и лёд-это хорошо?»;
- сюжетно-ролевые игры «На Северном полюсе», «Снежная королева», «Больница».
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование «Чистый воздух», нетрадиционными техниками «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры»;
-выставка рисунков «Волшебница зима»;
- лепка «Северный олень»;
-аппликация «Зима»;
- слушание звуков воды: капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега.
Результаты реализации проекта:
1. Расширение представлений детей о воде.
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
Результаты деятельности педагога:
1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационноо-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детейстаршего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
6. Савенков А. И. Методикаисследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Воздух – невидимка»
Цель: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойствах (имеет вес, невидим, прозрачен, легче воды, занимает место) через опытническую деятельность и моделирование.
2. Развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения, использовать речь-доказательство.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, осознанно воспринимать положительные и отрицательные стороны деятельности человека.
Интеграция образовательных областей:
« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
Пустой полиэтиленовый пакет, камни, стаканчики с водой, соломинки, кусочки земли, свеча, блюдце, краски, кисти, чистые листы.
Ход совместной деятельности
1. Организационный момент – загадка.
-Отгадайте загадку:
Такой большой,
Что занимаю мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю (воздух)
-Вопросы:
Правильно, а почему вы так решили?
Что мы уже знаем о воздухе?
Мы можем его попробовать?
Какого цвета воздух?
2. Основная часть.
-Предлагаю вам стать учеными и продолжить исследования воздуха.
Вы знаете кто такие ученые – исследователи?
-Нам предстоит трудная задача – узнать:
что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Вы готовы?
Уважаемые коллеги! Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Опыт 1 (с пакетом)
-Ребята, вы сказали, что воздух вокруг нас. А как это доказать? (…) А его можно поймать? Как? (Показывает пустой пакет)
-Что это? Что в нем? А можно поймать пакетом воздух? (…) Попробуйте
(Показ детям)
-Что у вас в пакете? (воздух) Мы его не видим, но можем почувствовать, потрогать.
Вывод: Воздух действительно вокруг нас.
Опыт 2 (с камнем):
-Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?
Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
А можно ли взять в руки воздух, сжать его?
Какой можно сделать вывод?
Правильно, делаем вывод: Воздух – это не твердое тело.
Опыт 3 (с водой):
-Возьмем стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, понюхайте, какая она?
Что умеет делать вода?
Что же такое вода?
Назовите другие жидкости?
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит,он не жидкость. Какой можно сделать вывод?
Правильно, воздух не твердое тело и не жидкость.
Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
Повторите, что такое воздух.
Опыт 4 (с соломинкой)
-Воздух мы не видим, потому что он какой? (невидимый, прозрачный).
-А можем ли мы его увидеть? Вдохните воздух и выпустите его через соломинку на ладошку. Что вы почувствовали? (воздух)
-А теперь посмотрите, я выдыхаю через соломинку, а соломинку опускаю в стакан с водой. Вот я медленно выдыхаю воздух…
-А теперь быстро (много пузырьков буря в стакане)
Дети пробуют самостоятельно: быстро, медленно.
-Что мы видели в стакане с водой?
Откуда взялись пузырьки?
-Что с ними произошло?
Вывод: Мы выпустили воздух через соломинку в воду. Воздух собрался в пузырьках и поднялся наверх.
-А почему пузырьки с воздухом поднимаются наверх? (они легкие)
Вывод: Вода выталкивает воздух в пузырьках наверх. Значит, воздух какой? (легкий, легче воды)
Опыт 5 ( с кусочками земли)
Воспитатель показывает кусочек земли и спрашивает:
-Что это? А есть ли воздух в Земле? Докажите ( …) Насекомые живут в земле и дышат воздухом, корешки растений. Давайте проверим, есть ли воздух в земле.
( воспитатель опускает кусочек земли в стакан с водой. Воздух собирается в пузырьки и поднимается наверх)
-Что вы увидели? (пузырьки)
-А что в них? (воздух)
-Откуда он взялся? (был в земле)
-Куда поднялись пузырьки?
Вывод: Воздух есть даже в земле
Физминутка: ( под музыку) Ребята, давайте представим, что мы с вами частички воздуха, маленькие-маленькие. И каждая двигается то вверх, то вниз. Частички воздуха легкие. А теперь частички кружатся, двигаются в разных направлениях. Подул ветерок, частички двигаются быстрее, то вверх, то вниз… Ветерок успокоился и теперь мы уже не частички воздуха, а исследователи воздуха…
Итак, что мы узнали:
1.Воздух невидимый.
2.Воздух легкий, легче воды.
3.Воздух есть даже в Земле.
Опыт 6 (со свечой)
-Ребята, а что это? (свеча) Как вы думаете, полезный ли это предмет?
(…)
-А как вы думаете, когда свеча горит, она загрязняет воздух? А мы сейчас проверим.
(Воспитатель зажигает свечку. Она горит. Над пламенем свечи держит чистое блюдце. Подержать и показать детям)
-Что стало с блюдцем? Почему?
Вывод: Гарь и копоть от сгорающей свечи попадает в воздух. А мы с вами этим воздухом дышим. Полезно ли это для здоровья?
-Чтобы очистить воздух в комнате, что надо сделать? ( проветрить, влажную уборку)
-А воздух на улицах нашего города чистый?
-Что загрязняет его? ( ответы с показом иллюстраций)
-Как же быть? Ведь без машин и заводов нам не обойтись?
Вывод: Надо ставить фильтры на трубы. Сажать деревья. Охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.
Рефлексия
- кому мы помогали, что делали?
-Зачем мы изучали воздух
-Что мы узнали о воздухе?
Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
2.Воздух легкий, легче воды.
3.Воздух есть везде, даже в Земле.
4. Надо очищать воздух: сажать деревья, охранять деревья. И дома полезно иметь растения – они очищают воздух. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих.
Предлагаю посадить деревья, кусты, цветы вокруг нашего детского сада (рисование)
Если все люди будут сажать деревья вокруг своего дома, на улице, то воздух в нашем городе будет намного чище и люди будут меньше болеть.
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебница вода».
Цель: Совершенствование представлений о разнообразных свойствах воды.
Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой; познакомить детей с новым для них свойством – способность воды отражать предметы.
Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдение; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к воде. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей:
« Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы: глобус, разные по форме прозрачные сосуды, полиэтиленовый пакет, прозрачные стаканы (по 2 на каждого ребенка), ложки (по 2 на каждого ребенка), таз с водой, бумажные полотенца, молоко, сок, модели свойств воды, сок, Капелька - воздушный шарик в форме капли голубого цвета.
Ход занятия.
Организационная часть. Вводная часть.
Демонстрация глобуса.
- Ребята, посмотрите, что я принесла! Кто знает, что это такое? (глобус)
- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (моря, океаны, горы, реки, страны).
- Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего? (синего, голубого).
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (…).
-Молодцы. Послушайте загадку: о чем будем сегодня говорить:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли.
Жить нельзя нам без … (воды).
Практическая часть (опытно-экспериентальная).
- К нам в гости пришла Капелька. Она поможет нам показать, какими свойствами обладает вода, что вода – это очень интересное вещество. Хотите?
- Капелька приготовила вам сюрприз – предлагает превратиться сейчас в Ученых, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
- Готовы к исследованию?
Проведение опытов у столов.
- Итак, мои ученые, мы оказались в научной лаборатории. Осторожно занимайте свои места. Приступим к нашей работе. Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода?
Опыт 1. Какой формы вода?
Перед каждым ребенком стоит сосуд с водой (форма сосудов разная).
- Посмотрите на свои сосуды. В чем у тебя вода, Маша? (Ваня?)
- Ребята, а у меня в чем вода? (пакет).
- Какой формы получилась вода, у тебя Маша?
- То есть, что можем сказать о форме воды? От чего зависит форма воды?
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.
(Выставляется модель 1)
Опыт 2. Какого цвета вода?
- Коллеги, теперь я предлагаю определить цвет воды. Как вы думаете, какого цвета вода?(…)
- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана- 1 – с водой; 2 – с молоком. Если я опущу ложку в воду, будет она видна? (…)
- А если в молоко опущу? (…)
- Проверим.
- Что можно сказать о цвете воды? (…)
Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.
(выставляется модель 2)
- Молодцы.Давайте сделаем в нашей лаборатории перерыв. Капелька хочет поиграть.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 (хлопки)
Вот так славно освежились (встряхиваем кисти рук)
Вышли на берег крутой (по тексту)
И отправились домой.
Опыт 3. Какой запах у воды?
- Продолжим наши опыты. Узнаем, какой же запах у воды? Понюхайте воду в своем стакане. Что скажете о ее запахе? (…)
- Наша Капелька подготовила сюрприз и просит вас зажать носики и дышать ротиком. (Воспитатель добавляет в стаканы любое ароматическое масло).
- Теперь понюхайте воду, появился запах? Чем теперь пахнет вода? Есть у воды запах?(…)
Вывод: у воды своего запаха нет.
(Выставляется модель 3)
-Давайте повторим еще раз свойства, которые определили.
(Повторение свойств воды по моделям.)
- Молодцы ученые. Мы закончили научную работу. Спасибо, тебе, Капелька за помощь. Но нам пора возвращаться в группу.
Итог деятельности.
- Вам понравилось быть учеными?
- Что понравилось больше всего? Почему?
Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебный магнит»
Цель:
- Формирование представления о свойствах магнита;
Задачи:
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование:
- Конверт с письмом;
- Магниты разной величины;
- Варежка, с вшитым внутрь магнитом;
- Стакан с водой, скрепка с ниткой;
- Компасы;
- Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;
- Картинки для составления схемы «Умный магнит»;
- Удочки по количеству детей;
- Для конструирования: две половинки рыбок, металлическая скрепка, клей – карандаш;
- Листы бумаги формата А-4;
Методы и приемы активизации познавательной деятельности:
- Проблемное общение;
- Экспериментирование;
- Метод алгоритма;
- Интригующее начало;
- Изготовление игры.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент, эмоциональный настрой.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?
-К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).
- Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?
Дети: В варежке находится магнит.
Воспитатель: Скажите, что такое магнит?
Дети: Предмет, притягивающий изделия из металл).
Воспитатель: Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает?
Дети :Дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.
Воспитатель: это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.
Проходим за столы.
Воспитатель: Результаты занесите в лист наблюдений, проведите стрелки красным цветом от магнита к тем предметам, которые он притягивает.
2.Экспериментальная деятельность детей
Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).
- Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде
(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем).
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
Пошлем Иванушке посылку с магнитом.
А выводы не забудем занести в лист наблюдений.
3.Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
4..Воспитатель: Снова заглянем в письмо, а следующая просьба от Василисы Премудрой
«Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос как он появился и для чего нужен?»
Беседа об использовании магнита человеком
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит?
У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)
Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?
Дети: С помощью магнита: иголки сами примагнитятся.
Воспитатель: Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит? Значит, отправим наш ответ Василисе Премудрой по адресу «Дремучий лес, в Избушку на курьих ножках».
Воспитатель: Посмотрим, что же написано дальше в письме.
«Здравствуйте, ребята, я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?»
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке?
Дети: Надо взять компас.
Воспитатель: Конечно, молодцы, ей поможет компас. Для чего его изобрели люди?
Дети: Для того чтобы знать направление сторон света, и он необходим путешественникам, туристам, чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.
Воспитатель: Правильно. А давайте мы не только поможем Красной
Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас.
5. Экспериментирование с компасом
Воспитатель: Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная – на юг.
Воспитатель: Ну, что отправим компас Красной Шапочке?
Дети: Да, обязательно надо отправить.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли всем сказочным героям.
6. Динамическая пауза под музыку - «Красная Шапочка».
7.Конструирование игры «Рыболов»
Воспитатель: А ведь мы с вами своими умелыми ручками можем самостоятельно для себя изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое название придумать?
Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры: с помощью клея – карандаша склеивают две половинки рыбок, между ними металлическая скрепка)
8.Рефлексия
Воспитатель: Кто закончил работу, может поместить их на морское дно ( в обруч) и половить удочкой (вместо крючка магнит). Давайте полюбуемся на наших рыбок. Какие они? (Яркие, красивые…). Почему они у нас такими получились?
Потому, что вы договорились между собой, распределили обязанности, работали аккуратно и дружно.
- Я приглашаю вас встать в круг.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И, скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют творить.
Чуткие руки умеют дружить.
Воспитатель: Ощутите тепло рук ваших друзей. Пусть наши рыбки будут такими же дружными как мы.
Вам понравилось проводить опыты с магнитом?
А что особенно понравилось?
Что показалось самым сложным?
Сценарий КВН в старшей группе «Мы – исследователи»
Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.
Задачи:
- формировать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход для получения желаемого результата;
- развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, активизировать словарь;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений с родителями;
Материалы и оборудование:
- костюм Золушки,
- шапочка огонька для игры «Волшебные превращения»,
- 2 прозрачные пластиковые бутылки с водой (неполные)
- камушки,
- манка, рис, пуговицы, крючки, сита разных размеров, магниты, миски, коробки;
- 3 воздушных шарика;
- гуашь, трубочки для коктейля, листы для рисования;
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой, воздухом, магнитом, отгадывание загадок, чтение познавательной литературы.
Дети под музыку входят в зал. Садятся на стульчики.
Ведущий:
Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
Детей и взрослых позвала
Весёлая и умная игра.
И, думаю, пройдёт она
Активно и не скучно.
Звучит песня «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно» муз. В. Шаинского.
Ведущий: Представляю вам команды, участвующие в нашей игре.
Первая команда: Исследователи.
Девиз:
Любим исследовать и проверять,
Чтобы о мире побольше узнать.
Вторая команда: Любознайки.
Девиз: Магнит, и воздух, и вода –
Интересны нам всегда.
Ведущий: И так, мы начинаем КВН. Первый конкурс – «Разминка».
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадайте-ка загадки –
Все вы станете умней.
Команды загадывают друг другу по три загадки.
1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
2. Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней.)
3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
(Роса.)
4.Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд.)
- Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька.)
- Он летает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Ведущий: (обращается к болельщикам) Вы заметили, что участники игры загадали друг другу много загадок, но все они о воде. Ведь и снег, и роса, и иней – это всё вода, только в разных состояниях. Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем в игру «Вода – не вода».
Игра «Вода – не вода».
Если ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин, дети топают ногами; если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, дети молчат и не выполняют никаких действий).
Примерный набор слов: река, лодка, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, камень, роса, растение, огонь, туман, гора, лягушка.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы много знаете о воде, и были очень внимательны. А сейчас послушаем жюри.
Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка».
Ведущий: А мы переходим к следующему конкурсу «Напоите галку».
Перед вами на столиках стоят прозрачные бутылки с водой. Но бутылки не полные, и галки, сидящие на горлышках, не могут достать воду, а им так хочется пить. Помогите галкам напиться.
Вопрос к болельщикам: Как это сделать? (Повысить уровень воды в бутылке. Для этого можно использовать камушки.)
Чья команда быстрее напоит свою галку?
Проводится эстафета «Напои галку»: игроки каждой команды становятся в колонну. Первые номера берут по одному камушку, бегут к столикам, опускают камень в бутылку, возвращаются обратно, встают в конец колонны. Вторые номера берут по одному камешку и т. д., пока уровень воды не повысится до верха бутылки.
Жюри подводит итоги конкурса «Напои галку».
Ведущий:
А теперь, дорогие зрители,
Фокусы увидеть не хотите ли?
Тогда не зевайте, не болтайте,
А за родителями наблюдайте.
Домашнее задание: конкурс «Фокусники». Родители – игроки команд – показывают опыты-фокусы.
Опыт первый «Яйцеглотатель». Положить в бутылку бумажку и поджечь её. Сверху на горлышко положить крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосёт внутрь. При горении воздух в бутылке разрежается и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.
Опыт второй. «Стакан – непроливайка». Положить открытку глянцевой стороной на стакан с водой. Придерживая открытку рукой, быстро перевернуть стакан и убрать руку: открытка будто приклеилась к стакану. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку, больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.
Ведущий: Пора нам начинать следующий конкурс.
Входит девочка в костюме Золушки, плачет.
Ведущий: Золушка, почему ты плачешь?
Золушка: Злая мачеха сказала мне, что я смогу пойти посмотреть на бал в королевском дворце, если выполню все её задания. Но они такие трудные, что мне ни за что во время не справиться. А мне так хочется попасть во дворец.
Ведущий: Не переживай, Золушка, наши ребята обязательно помогут. Какие задания поручила тебе мачеха?
Золушка: Нужно отделить рис от манки, а пуговицы – от булавок и крючков.
Ведущий: Трудные поручения, но я думаю, что наши команды с ними справятся. Итак, одна команда отделяет рис от манки, а другая – пуговицы от крючков и булавок. Подумайте, как быстрее выполнить задание, чем можно воспользоваться. А предметы, которые могут вам помочь, лежат вот на этом столике. (На небольшом столике лежат: сита разных размеров, магниты, пинцеты, миски, пустые коробочки для пуговиц и крючков.)
Игроки с помощью сита (магнита) отделяют рис от манки (пуговицы от крючков). Затем отвечают на дополнительные вопросы ведущего.
Ведущий:
- Почему рис остался в сите, а манка сразу попадает в миску?
- Почему вы решили воспользоваться магнитом?
Ведущий: Вот, возьми, дорогая Золушка, крупу и швейные принадлежности. Всё разобрано.
Золушка: Большое вам спасибо. Теперь я успею на бал. До свидания, ребята! (Уходит.)
Жюри подводит итоги конкурса «Помогите Золушке».
Ведущий: Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
И у шариков воздушных
Есть для вас одна игра.
Игра «Воздушный шарик». Участвуют и игроки и болельщики. Все встают в круг, ведущий запускает по кругу три шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки, выбывает из игры.
Ведущий: Прошу садиться детвора!
Конкурс продолжать пора.
Предлагаю я командам в этот конкурс поиграть.
На серьёзные вопросы вам придётся отвечать.
За одну минуту только вы должны свой дать ответ.
А жюри потом оценит – был он правильным иль нет.
Капитаны команд поочерёдно достают по три вопроса из бочонка. На обсуждение даётся 1 минута.
1. Почему зимой не бывает дождика, а всё снег, да снег?
2. Как называется явление, когда весной лёд плывёт по реке?
3. В каком приборе для измерения времени используют песок?
4. Какой прибор используют, чтобы не заблудиться в лесу?
5. Как называется куча снега?
6. Как называется явление, когда вода затапливает сушу?
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: Настроение прекрасно и не хочется скучать.
Я забавные картинки предлагаю рисовать.
И соломкой для коктейля прошу кляксы сделать вас,
Чтоб весёлая картинка по листочку расползлась.
Кляксы разные бывают. Что они изображают?
Конкурс художников. Командам даются лист бумаги и соломинки для коктейля. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое-либо изображение. Затем игроки придумывают название картине. Время подготовки 3 минуты.
В это время с болельщиками проводится игра «Волшебные превращения». Выбирается один ребёнок на роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные статуи, когда «огонь» далеко. Когда «огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
Ведущий: На КВНе мы сегодня славно время провели.
А теперь жюри попросим, чтоб итоги подвели.
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры. Награждаются победители и участники.
Консультация для родителей
Организация детского экспериментирования в домашних условиях Провела воспитатель Чернецкая Д.В. |
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. |
Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. Советуем приготовить альбом для рисования, цветные карандаши или фломастеры, чтобы ребенок мог делать зарисовки опытов и наблюдений.
При этом желательно не неволить маленького исследователя, если у него, например, на сегодня другие планы. Предоставьте ему право выбора. Но ваше присутствие во время исследовательской деятельности ребенка совершенно необходимо: оно должно предостерегать ребенка от промахов и связанных с ними неудач, а в ряде случаев уберечь от возможных неприятностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в старшей группе "Мы - исследователи"
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Конфуций Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления ...
2021 год Краткосрочный проект в старшей группе: «День семьи, любви и верности».
Краткосрочный проект в старшей группе:«День семьи, любви и верности»....
Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022гг(ноябрь)
Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022гг(ноябрь)...
Краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022(ноябрь)
Краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022(ноябрь)...
Краткосрочный проект в средней группе «Маленькие исследователи»
В основе проведенного в средней группе ДОУ (детского сада) краткосрочного проекта «Маленькие исследователи», тематикой которого были выбраны вулканы, лежит метод экспериментирования, ...
Краткосрочный проект в старшей группе "Мы - исследователи"
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, по...
Краткосрочный проект в старшей группе «МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
laquo;Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пой...